X-PDF

Доклад Каким быть учителем физкультуры?

Поделиться статьей

Каким быть учителюфизкультуры?

Физическое воспитание является важнейшим элементом всистеме воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляетсобой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами,присущими педагогическому процессу.

В физическом воспитании определены рольпедагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функциивоспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена нареализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить токачество образовательных услуг, которое гарантируется образовательнымиучреждениями. Объективно оценить деятельность возможно только на основеисследования объективных критериев, сущностных характеристик педагога.

Эти соображения побудили меня рассмотреть тему «Значениепедагогической культуры учителя в условиях личностно-ориентированногообразования (на примере учителя физической культуры)».

Педагогическая культура – это часть общечеловеческойкультуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующаясреду педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогическойкультуры выступает общество в целом, задающее цели и содержание образования, аего «агентами» в педагогическом взаимодействии выступают учителя, родители,педагогические сообщества.

В аспекте деятельности педагогических учрежденийпедагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, укладажизни, особенностей педагогической системы, как процесс ее движения к новому,качественному состоянию.

В индивидуально-личностном аспекте она рассматривается какпроявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общенияучителя.

Сущность педагогической культуры состоит в особом отношениик детству, как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждойдетской личности как самоценности.

Педагогическая культура – это характеристика целостнойличности педагога, потому ее развитие – реальный процесс движенияпрофессиональной личности педагога к новому, качественному состоянию.

В.А. Сухомлинский не раз говорил о том, что общение сдетьми должно основываться на твердом фундаменте любви к ним – на том, что внауке суховато называется профессионально-педагогической направленностьюучителя. Но научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни покаким книгам.

Эта способность развивается в процессе участия человека вобщественной жизни, его взаимоотношении с другими людьми.

Главная цель личностно-ориентированного образования –создание условий для становления и самореализации ребенка, в том числе и какчлена общества. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их иснимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке.Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь – через культуру. Человекобретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигаякультуру и творя ее.

В процессе обучения создаются условия для непрерывногоразвития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение ивоспитание формируют социальный опыт, включающий знания, опыт творческойдеятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга,обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личностишкольника.

Физическая культура является одной из составляющих общейкультуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение вбыту, в общении.

В организации делового общения учителя с учениками науроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера.Задача педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи,справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самыеблагие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является егоспособность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитанияучащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителяявляется использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей дляформирования коллектива учащихся.

Педагогическое общение учителя физической культурыпредполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивнойгруппой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивныхсекциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведенииспортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров.Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыкиобщения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы,вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом пофизической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культурывыделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная,коммуникативная, организаторская и познавательная.

Модернизация системы российского образования потребовалакоренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физическоговоспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физическойкультуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентацийна физическое и духовное совершенствование личности школьника, закреплениепотребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видомспорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистическихотношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Физическоеразвитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундаментличности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу,самооценке, самосовершенствованию.

Пример учителя физической культуры, обладающего высокойпедагогической культурой, работающего над совершенствованием черезсамовоспитание собственной личности, является важным средством воспитанияучащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этомнаправлении сделает физическую культуру средством непрерывногосовершенствования личности как ребенка, так и учителя.

В современном обществе необходим творческий поиск новыхподходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить токачество образовательных услуг, которое гарантируется образовательными учреждениями(о чем свидетельствуют новации последних лет: введение единого государственногоэкзамена, принятие образовательных стандартов, обсуждение основных тенденциймодернизации).

Основное содержание деятельности преподавателя физическойкультуры включает в себя выполнение определенных функций – обучающую,воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве.

Педагогическая деятельность – это профессиональнаяактивность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения ивоспитания детей. Объективно оценить деятельность возможно только на основеисследования объектов критериев сущностных характеристик педагога. Оценкапедагогической деятельности должна быть комплексной (разные источникиинформации), прежде всего должна использоваться в целях совершенствования иразвития творческого потенциала преподавателя, его физического и нравственногоздоровья.

На основе общей диагностической карты учителя,разработанной группой исследователей РГПУ, Е.В. Бондаревской,Т.Ф. Белоусовой, мною была составлена диагностическая карта педагогическойкультуры учителя. Эта карта составлена с учетом перехода системы физическоговоспитания к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной,многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью являетсяученик с его индивидуальными особенностями.

Опираясь на принципы демократизации, культуросообразности игуманизации, рассмотрим диагностическую карту.

Диагностическая карта педагогическойкультуры учителя:

балл «+2» – если черта, качество, умение проявляютсязрительно, характерно, т. е. ярко выражено, типично для личности, постоянно;
балл «+1» – чаще проявляется, чем не проявляется;
балл «0» – не выражено достаточно определенно, не проявляется;
балл «–1» – противоположная черта личности;
балл «–2» – противоположная черта личности – качество, умение проявляютсяактивно, типично, постоянно.

1.0 Личностные качества педагога

 

Свойства личности

Идейная направленность личности 
Социальная активность
Гражданственность

Шкала оценок

+2+1–0–1–2
+2+1–0–1–2
+2+1–0–1–2

Свойства личности

Безыдейность
Общественная пассивность
Мещанская психология

1.1 Отношение к педагогическому труду

 

Отношение к педагогическому труду как главному смыслу жизни

Добросовестное, ответственное отношение к труду

Способность к самоотдаче в педагогической работе

Увлеченность и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью

+2+1–0–1–2

+2+1–0–1–2

+2+1–0–1–2

+2+1–0–1–2

Отношение к педагогическому труду как к источнику материальной обеспеченности, необходимости

Безответственное отношение к педагогическому труду

Расчетливость, урокодательство

Неудовлетворенность собственной педагогической деятельностью

1.2. Профессионально-нравственные качества

 

Гуманизм
Коллективизм
Справедливость
Доброжелательность 
Честность, искренность
Требовательность
Любовь и уважение к детям
Принципиальность
Интеллигентность
Объективность

+2+1–0–1–2 
+2+1–0–1–2 
+2+1–0–1–2
+2+1–0–1–2 
+2+1–0–1–2 
+2+1–0–1–2
+2+1–0–1–2 
+2+1–0–1–2 
+2+1–0–1–2 
+2+1–0–1–2

Жесткость
Индивидуализм
Пристрастное отношение к детям
Недоброжелательность
Неискренность
Попустительство
Подавление детей
Беспринципность
Неинтеллигентность
Субъективизм

1.3. Личностно-педагогическая саморегуляция

 

Самоконтроль, самодисциплина

+2+1–0–1–2

Отсутствие самоконтроля, недисциплинированность

Самокритичность

+2+1–0–1–2

Необъективная самооценка

Самоограничение, самопожертвование

+2+1–0–1–2

Предпочтение личных интересов

Одобрение, похвала, юмор, шутка, улыбка

+2+1–0–1–2

Пессимизм, отсутствие чувства юмора, унылое настроение

Педагогический такт, выдержка, терпение

+2+1–0–1–2

Бестактность, невыдержанность, истеричность

Профессионально – педагогическое самосовершенствование

+2+1–0–1–2

Отсутствие потребности в самосовершенствовании

2.0. Профессиональные знания и умения

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

Для изучения самооценки профессиональных знаний и уменийиспользуем следующую шкалу:

балл “5” – ставится, если знания и умения проявляютсяпостоянно, типичны для данной личности, имеют высокий уровень развития,используются при решении учебных и практических задач;
балл “4” – если знания и умения проявляются постоянно, но не всегда применяютсяпри решении задач;
балл “3” – если знания и умения достигают минимально необходимого уровня,представляют собой систему;
балл “2” – если знания и умения выражены слабо;
балл “1” – если знания и умения отсутствуют.

Профессиональные знания

(мастерство учителя)

Шкала оценок

Методологические знания – знания общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей, социализации обучения и воспитания

Теоретические знания – знания целей, принципов, содержание методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личностно-ориентированного образования

Методические знания – знания основ методики обучения и воспитания

Технологические знания – знания способов и приемов обучения и воспитания

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

Профессиональные умения

Конструктивная функция (организация учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы)

Учебная работа:

– умение создать сетку часов;
– умение создать план распределения программного материала на учебный год (планирование по классам)

Физкультурно-оздоровительная работа:

– умение составить план физкультурных мероприятий в режиме дня

Спортивно-массовая работа:

– умение составлять планирование работы школьного коллектива;
– умение составлять планирование занятий в спортивных секциях, соревнованиях;
– умение планировать годовой процесс физического воспитания;
– владение техническими приемами основных видов спорта;
– создание современной физкультурно-спортивной базы

 

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

 

 

5 4 3 2 1

 

5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1

Коммуникативная функция

Установление правильных контактов с учениками, родителями, администрацией школы
Правильно выявить реальную педагогическую ситуацию
Своевременно определить возможности и успехи учеников в выполнении физических упражнений
Выявить удовлетворенность занятиями и на основе этой информации конструктировать последующие занятия
Установить личные связи между учителем и активом учеников
Контакты с советом коллектива физической культуры и его комиссиями, судьями

 

5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1

5 4 3 2 1
5 4 3 2 1

Организаторская функция

Претворение в жизнь проектов, разработанных учителем
Выполнение намеченных планов в процессе практической работы
Уметь уточнять планы, конкретизировать, приводить в большее соответствие с подготовленностью учеников
Использование педагогических методов, адекватных данной ситуации
Организация самостоятельных занятий физической культурой и спортом учащимися
Применение ТСО во время передачи информации

 

5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1

5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1

3.0. Познавательная деятельность

Умение изучать учащихся по данным медицинских осмотров
Умение изучать учащихся по результатам антропометрии
Умение выделять степень развития физических качеств (по материалам тестирования)
Умение выявить уровень технического владения движениями
Знание закономерностей процесса физического воспитания (физических упражнений, методов обучения и воспитания)
Изучение современной педагогической литературы, положительного опыта работы коллег-учителей и использование его в личной педагогической деятельности
Использование компьютера
Подготовка к учебно-воспитательному процессу, соревнованиям, отчетам
Обработка результатов мониторинга физической подготовленности детей

 

5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1

 

 

В результате самодиагностики и на опыте педагогическойдеятельности функции работы учителя физической культуры проявляются вовзаимосвязи друг с другом и во взаимообусловленности. Но, однако, все же можновыделить функции, которые проявляются в большей степени.

Таким образом, формируется индивидуальный стиль работы,индивидуальный стиль общения, т. е. излюбленная система приобретенных в работеметодов и приемов, которые характеризуют особенности педагогическойдеятельности.

Творческая индивидуальность педагога – это высшаяхарактеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана сего личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическаядеятельность, педагогическое общение, личность. Личность – стержневой фактортруда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности ив педагогическом общении.

Педагогическая деятельность – это технология труда,педагогическое общение – его климат и атмосфера, а личность – ценностныеориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современностьпредъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогическойдеятельности. В деятельности преподавателя общение является не только средствомпедагогической коммуникации, но и условием профессионализма в деятельности иисточником развития личности преподавателя, а также средством воспитанияучащихся. Овладение основами профессионально-педагогического общения происходитна индивидуально-творческом уровне. Надо тщательно изучать и формироватьсобственный стиль общения, изучать отдельного ученика, наблюдать за егодействиями, фиксировать данные наблюдения. Это поможет осуществлятьиндивидуальный подход к детям.

В основе принципов становления школы лежат идеи развитиягуманизации и демократизации. Воплощение на практике данных идей создаетдинамизм и многовариативность педагогического процесса.

Демократизация проявляется в преодолении единообразия содержания,форм и методов физического воспитания, в раскрытии их многообразия,вариативности.

В педагогическом процессе демократизация выражается вобеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физическойкультуры.

Основой педагогической деятельности являются исследованияшироких и гибких методов и средств обучения для развития учащихся с разнымуровнем двигательных и психических особенностей. Учебно-воспитательный процессстроится с учетом национальных и региональных традиций, в деле формированияпривычек здорового образа жизни.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учетеиндивидуальных особенностей каждого ученика и педагога.

Осуществление принципов гуманизации и демократизации впедагогическом процессе возможно на основе сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, на основе самодиагностики педагогическойкультуры учителя и знаний индивидуально-типологических особенностей учащихсямоделируется учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации,методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надоучить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества,наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдениемнорм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранениемпо-человечески добрых отношений с учащимися.

Перестраивая педагогический процесс на основесамодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения (условия):

– исключение методов принуждения к учению и применениетолько таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижениярезультата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;
– «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств,личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей;
– «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;
– «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболееспособных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений)учеников;
– «крупные блоки», которые позволяют усвоить главные сущности понятия,связи, овладеть методами физического воспитания;
– «самоанализ», сотрудничество с родителями, культурная идентификациячерез народную подвижную игру.

Говоря об учебно-воспитательном процессе на урокахфизической культуры с учетом сильных сторон преподавателя, следует подчеркнуть,что урок составляет органическую составную часть занятий по физическомувоспитанию. Опыт показывает, что целенаправленное воспитание способствует болееорганизованному проведению учебных занятий и спортивных тренировок.Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависятот организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других чертхарактера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся впрямой зависимости друг от друга.

Педагогическая деятельность достигает своего социальногозначения, когда в процессе воспитания происходит обучение взаимодействию сразными людьми.

Ответственный и творческий труд учителя – это подлинногуманные и демократичные взаимоотношения со своими учениками, их родителями,коллегами.

Учитель должен чувствовать, с кем он общается, исоответственно вносить коррективы в манеру своего общения.

Культурой педагогического общения овладевают толькотрудолюбивые, ищущие, интересующиеся люди, а поэтому, если чего-то не умеете –научитесь, а чего не знаете – узнайте, а главное – неустанно совершенствуйтеформы общения с людьми.

Мною разработана карта диагностики педагогической культурыучителя. Профессионально значимыми компонентами считаю:

– организацию процесса физического воспитания наоснове программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1–11-х классов всоответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической идвигательной подготовленности учащихся;
– проведение разных по типу и структуре уроков физической культуры.Правильную оценку успеваемости по физической культуре учащихся;
– проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;
– безопасности детей на занятиях физическими упражнениями;
– осуществление управления процессом физического воспитания в школе;
– изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии,гигиене, методике физического воспитания школьников и использованиеприобретенных знаний в педагогической деятельности;
– изучение и обобщение передового опыта физического воспитания школьникови в сочетании с личным опытом применение его в физическом воспитании детей;
– проведение исследовательской работы в области физического воспитанияучащихся;
– технически правильное выполнение физических упражнений школьнойпрограммы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях.Эффективное использование в педагогической работе метода личного показаучащимся двигательных действий;
– выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку,постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическомравновесии.

Культура педагогического общения учителя физическойкультуры должна иметь такие отличия:

– оправдывать каждый день и каждую минуту доверие тех,с кем имеешь дело, кого учишь и от кого учишься сам;
– неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения, в любойситуации координировать свои действия;
– быть хорошо подготовленным к любому диалогу с любым человеком по всемвопросам, входящим в круг вашей профессиональной компетентности;
– лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней собранности вделах, поступках, речи;
– в любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное, освятости дела, которому служишь;
– гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное терпение,настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи;
– учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенныепри общении;
– надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, еслионо не получается или получается плохо;
– быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кемимеешь дело;
– быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любойобстановке, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;

следует всегда трезво оценивать действительность, в томчисле и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться посленескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, неопуская рук, суметь преодолеть их.

Такое общение не является самоцелью, оно средствовоспитания, развития, совершенствования личности человека, основнойхарактеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственногодостоинства.

Эффективность учебно-воспитательного процесса на урокахфизической культуры повышается при его построении на основе учетапедагогической культуры учителя.

В условиях личностно-ориентированного образованиянеобходимым фактором эффективного воспитательного процесса являетсясамовоспитание учителя.

Кузнецов С.А.,
преподаватель физической культуры МБОУ “Школа №1”

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет