X-PDF

Доклад на методическую секцию

Поделиться статьей

Государственноеобразовательное учреждение

среднегопрофессионального образования

ЛуганскойНародной Республики

 «Луганскийтехникум-интернат»

 

 

 

 

 

Доклад

Тема: Коммуникативная компетентность педагога

 

           Подготовила:

        преподаватель

Седлицкая Ольга Ивановна

 

 

 

 

Луганск- 2023

Тема: Коммуникативнаякомпетентность педагога

Профессиональный стандарт педагогауказывается на то, что “квалификация педагога складывается из егопрофессиональных компетенций”. Профессиональная же компетенция определяется,как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений изнаний при решении профессиональных задач.

Профессиональная деятельностьпедагога связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей:обучающимися, разными по индивидуально — психологическим характеристикам,родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами,администрацией техникума и др.

У педагогического работника должныбыть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальнойситуации развития обучающихся, соответствующей специфике возраста. Данныекомпетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия каждогостудента, организацию конструктивного взаимодействия в группе в разных видахдеятельности, построение развивающего вариативного образования,ориентированного на зону ближайшего развития каждого обучающегося иучитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности исклонности, открытый характер образовательного процесса. Все это невозможнообеспечить не обладая одной из ключевых компетентностей — коммуникативной.

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость вжизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Сочетание терминов «коммуникативнаякомпетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (отлат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживатьэффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний иумений).

Коммуникативная компетентность — целостная системапсихических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешномуобщению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному(психологически комфортное) для участвующих сторон.

Опыт работы показывает, что одной изострых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.

Гуманистическая психология относитпотребность в общении к основным, базовым потребностям человека.

Успешность работы педагога,сопряженной с постоянными контактами со студентами, родителями, коллегами,безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущаяроль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом иофициальным представителем образовательного учреждения.

В педагогической практике общениеявляется важнейшим фактором профессионального успеха

Общаяи педагогическая культура

Каждыйпедагог должен обладать эрудированностью и тактичностью.

Уметьсоздавать положительный микроклимат в коллективе, соблюдать традиции ворганизации.

Немаловажнуюроль играет общая коммуникативная культура, умение взаимодействовать сродителями (лицами, их замещающими), ставить цели и задачи в соответствии свозрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, а также компетентностьв области владения и эффективного применения современных образовательныхтехнологий и методик (в том числе ИКТ), умение принимать оптимальныерешения в педагогических ситуациях на основе сотрудничества, диалога субъектов.

Компетентностьв области организации учебной деятельности.

Умениеустанавливать субъектные отношения в процессе совместного проектированияобразовательного маршрута воспитанника.

Вслучае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическоеобщение педагога становится малоэффективным.

Педагогис неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и неиспытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Поэтомуискусству разговора следует учиться.

Да,трудностей в организации общения много. Сложно складывается общение сродителями, имеющими группу инвалидности, а также с родителями изнеблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастуюотносятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудноустановить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле.

Ясчитаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога собучающимися и родителями являются:

*повышение авторитета семьи;

*учет интересов и запросов студентов и родителей;

*единство в подходах к работе с семьями обучающихся;

*использование широкого спектра методов и форм работы со студентами иродителями;

*установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместоустановки «родитель – враг, соперник»);

*доброжелательноеотношение к обучающемуся и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

*заинтересованность педагога в решении проблемы (вместо формального общения,«для галочки»);

*системный характер работы (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);

*создание обстановки взаимного доверия (особенно с сиротами и лишеннымиродительской опеки).

Все,о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога».

Говоряиными словами, педагог, компетентный в сфере общения, понимает, зачем нужнообщение и каким оно, должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательными, главное, активно действует.

Бытькомпетентным — значит, уметь мобилизовать имеющиесязнания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретныхобстоятельствах.

“Компетентность-это успешное действие в конкретной ситуации”

(И.А. Зимняя)

Коммуникативнаякомпетентность — то эффективное конструированиепрямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта со студентами,родителями, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику итехнику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность длядостижения определенных социально значимых целей; умение убеждать,аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностьюустной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы,отбором адекватных форм и методов презентации.

При общении педагога с обучающимся следуетиспользовать тактические приемы:

·       Опираться на сильные стороны

·       Избегать подчеркивания его промахов

·       Показывать, что вы удовлетворены

·       Уметь и хотеть демонстрировать любовь иуважение

Современная практика обучения ивоспитания подрастающего поколения, стимулирует педагогов к поиску методов испособов организации внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающих полноценноеразвитие личности, реально подготавливающих их конструктивному взаимодействию всовременном обществе, усиливающих значимость формирования коммуникативнойкультуры как основы общей культуры личности.

В настоящее время чрезвычайнопопулярным становится понятие коммуникации. Результативностьвнеурочной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативнойкомпетентности преподавателя, его способности адекватно воспринимать,принимать, понимать и поддерживать обучающегося, одновременно обучая егоспособам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми вразличных ситуациях общения.

Однойиз ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность,которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию всовременных условиях жизни. 

Коммуникативнаядеятельность в составе коррекционно-развивающей, дидактической, воспитательнойи социально-педагогической деятельности предполагает направленность на детей сОВЗ.

Чаще всего вобщении друг с другом люди склонны в первую очередь слушать факты, смысл слов.Педагогу важно услышать еще чувства.


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей