X-PDF

Доклад на педагогическом совете на тему: Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций

Поделиться статьей

МБДОУЦРР – детский сад №5 «Солнышко»

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙСОВЕТ №2

ТЕМА:«Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»

 

 

ДОКЛАД

«Формированиезнаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методомпроблемных ситуаций».

 

 

 

                                                                           Подготовила:воспитатель

КоломыцеваНаталья Леонидовна

 

 

 

 

 

 

г.Рыльск

2020

 

Тревожные статистические данные подетскому дорожному травматизму никого не оставляют равнодушным. Неутешительнысводки о ДТП, где пострадавшими, к сожалению, очень часто являются и дети. Притом, что в школах, детских садах регулярно проводятся уроки, занятия поправилам дорожного движения, различные смотры, конкурсы, КВН и т.д.

Почему так происходит? Оказывается,ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге,вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемнуюситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельнонаходить пути решения из нее.

Проблемнаяситуация– состояние умственного затруднения дошкольников, вызванное недостаточностьюранее усвоенных знаний и способов деятельности для решения познавательной,задачи задания или учебной проблемы.

Актуальностьиспользования проблемных ситуаций в формировании представлений о правилахдорожного движения связана с:

– резким ростом количестваавтомобилей, передвигающихся по дорогам городов и поселков;

– большим количеством травм,полученных в результате дорожно-транспортным происшествий в общем списке;

– отсутствием у дошкольниковосознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.

    Наибольшим развивающим эффектоми основой любой формы работы с детьми обладают проблемные ситуации, требующиеот детей проявления различных личностных качеств (активности,самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и др..).

Проблемнаяситуация– состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранееусвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи,задания или учебной проблемы.

Проблемныеситуациимогут стать частью занятия, наблюдения, проекта, экскурсии. В качестве одногоиз главных компонентов проблемной ситуации выделяют неизвестное, раскрываемое впроблемной ситуации, т.е. то новое знание, которое ребенок должен усвоить,разрешая противоречие. Создавая  проблемные ситуации, мы побуждаем детейвыдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не боятьсядопускать ошибки. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка впостановке и решении интеллектуальных проблем. Боясь ошибиться, ребенок небудет сам решать поставленную проблему- он будет стремиться получить помощь отвсезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы, что неизбежноприведет к задержке интеллектуального развития. Проблемная ситуация заставляетребенка удивиться. Она заставляет ребенка увидеть проблему и она поражаетмотивацию решений. Введение проблемных ситуаций позволяет выстраивать работу сдетьми от их интересов, от их вопроса и от их любознательности. И это тожетакое послание ребенку о том, что он ценен, что взрослый- это не какая-тоавторитарная давящая сила. О каких основных требованиях необходимо помнитьпедагогам, создавая проблемные ситуации:

Основныетребования к проблемным ситуациям :

1.Решение проблемной ситуациидолжно быть ориентировано на максимальную

самостоятельность и творческуюдеятельность ребенка.

2.Проблемная ситуация должнасоздавать достаточную трудность в её решении и в то же время быть посильной.

3.В основе проблемной ситуациидолжно лежать противоречие.

4.Проблемная ситуация должнабросать вызов любознательности.

Для решения проблемныхситуаций  можноизготовить игры, макеты, фотографии, видеофильмы, презентации с улицами города,подобрать картотеку литературных произведений, проблемных ситуаций на дороге.

Зная особенности восприятия детейдошкольного возраста, можно создавать наглядную схему-алгоритм решенияпроблемной ситуации:

– постановка проблемы оформленасимволом — ракетой на старте;

– актуализация знаний – в видедозаправки для ракеты;

– выдвижение гипотез – представленов виде ступеней взлета;

– проверка решения – изображена ввиде приземления ракеты;

– введение в систему знаний – ввиде успешно совершенного полета.

Это помогает детям в целом увидетьи осознать структуру проблемной ситуации, спланировать свой путь решенияпроблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделатьоткрытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату.

Использование проблемных ситуаций в ходе работы подчиняется следующим правилам:

– действующими лицами в проблемныхситуациях являются сказочные персонажи и реальные люди;

– проблемные ситуации разыгрываютсяв инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх;

– дошкольники обучаются решениюпроблемных ситуаций в знакомых местах нашего микрорайона;

– подбор ситуаций опирается на опытдетей;

Например, детям предлагались сериикартинок, фотографий на которых изображены различные ситуации поведениясказочных персонажей,  людей на улицах города, при переходе через дорогу,нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге (фото):

–сказочные герои совершали ошибкиво время игр на макете нашего квартала (фото), 

–на магнитной доске дети находили иисправляли ошибки пешеходов,

–во время участия в с/р игревзрослый намерено нарушал правила дорожного движения (фото),

–во время чтения литературныхпроизведений (Н. Носов «Автомобиль», К. Чуковский «Тараканище», «Айболит», В.Драгунский «На Садовой большое движение» и т.д.) дети анализировали поступкигероев.

Картотекапроблемных ситуаций для детей

старшегодошкольного возраста (ПДД).

Представленная информация была полезной?
ДА
61.01%
НЕТ
38.99%
Проголосовало: 1531

Примеры ситуационных задач на развитиемышления у детей, формирование

Навыков осознанного безопасного поведения.

Ситуация на транспорте.

Ребенок – пассажир.

Ты с бабушкой стоишь на остановке, ждете автобус. Ктозайдет в него первый? Кто из вас должен занять место, если оно одно?

Ты с мамой едешь в трамвае. Что делать, если деньги напроезд забыли дома?

Ты едешь в автобусе, он резко тормозит. Пассажирыпадают. Как себя вести в такой ситуации?

Ты едешь в маршрутке. Заходит мужчина в нетрезвомсостоянии. Что делать?

Ты с мамой едешь в электропоезде. В одном вагоне всами едет компания людей, которые громко разговаривают, щелкают семечки. Чтоделать?

Ты и мама приехали в поезде с санатория в роднойгород. По дороге домой вы вспомнили, что забыли сумку с вещами в вагоне поезда.Что делать?

Тебе мам купила мороженное, и вы побежали кподъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить смороженным?

Ты едешь в переполненном людьми автобусе. Почувствовалсебя плохо. Что делать?

Ты с мамой едешь в автобусе. Закрывая двери наочередной остановке, водитель не увидел, как зажал им другого пассажира. Какпоступить?

Сидя в трамвае, ты увидел, как из кармана мужчинывыпал кошелек. Что делать?

Ты с папой едешь в автобусе. Один пассажир груборазговаривает с кондуктором. Ч то будет дальше? Как нужно поступить в такойситуации?

Ты с мамой в автобусе. Расплачиваясь за проезд, у мамыиз рук выпал кошелек, мелочь рассыпалась в разные стороны. Что делать?

Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занялместо, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобусполупустой? Если поло людей?

Весна. Вы с сестрой едете в автобусе, все окнакоторого закрыты. Где занять место?

Ты едешь в трамвае, рядом с тобой занял место человекс неприятным запахом. Что делать?

Ты с мамой едешь в трамвае. С тобой захотел пообщатьсярядом сидящий пассажир. Как нужно отреагировать?

Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своейостановке, двери автобуса закрылись. Что делать?

Вы с мамой в другом городе, поехали в зоопарк. Зашли внужный троллейбус, кондуктора не оказалось. Как быть? С кем расплатиться запроезд? У кого узнать где нужно выходить?

Ты с сестрой в автобусе. Нечаянно разбилась с соком,которая стояла в сумке. Сок начал капать на пол. Что делать?

Вы с папой ходили в турпоход. Возвращаетесь домой наавтобусе. За плечами – по полному рюкзаку вещей. Как без проблем доехать додома? Куда деть рюкзак?

Зима. Гололед. К остановке подъезжает автобус,пассажиры устремились к дверям. Как быть? Спешить или нет? А вдруг не хватитсвободного места?

Ты с папой едешь в троллейбусе. Папа купил билет, нокуда-то его положил. На остановке заходят контролеры. Где взять билет? Чтоделать?

Ты с братом нечаянно сел не на тот автобус. Дверизакрылись. Автобус поехал. Что

 делать?

Ты с папой едешь в автобусе. Произошло возгораниедетали автобуса, задымление. Что делать? Как эвакуироваться? А если дверизаклинило?

Ребенок – пешеход.

Ты идешь из магазина через дорогу. На середине путирвется сетка с апельсинами, которые раскатываются по асфальту. Чтоделать?

Ты с мамой идешь по тротуару. Впереди ведутсяремонтные работы, вырыта канав. Где и как ее обойти?

Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, тывстретил друга, которого давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Какпоступить  в такой ситуации?

Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке надругой стороне дороги подъезжает нужный тете автобус. Как успеть на него? Чемты рискуешь?

Переходя дорогу по пешеходному переходу, ты столкнулсяс идущем тебе на встречу человеком. Что делать?  Какой стороны «зебры»нужно идти вам обоим?

Лето. На улице ярко светит солнце. Сигналы светофоране видны – отсвечивает. Как перейти дорогу? По чему сориентироваться?

Вам с братом нужно перейти дорогу. Поблизости нетпешеходного перехода, а по краю догори припаркованы автомобили. Где и какперейти дорогу?

Тебе с сестрой необходимо перейти проезжую часть.Люди, стоящие рядом с вами не дождались нужного сигнала светофора и поспешиливперед. Может, и вам лучше перейти с ними дорогу? Как поступить?

Переходя дорогу, ты упал. То делать? А если упалкто-то рядом идущих людей?

Ты подходишь к пешеходному переходу. Загораетсязеленый сигнал светофора для пешеходов. Люди начали движение и вдруг услышалисирену пожарной машины. Что делать? Двигаться дальше или нет?

Твой друг нарушил ПДД при переходе дороги. Его проситостановиться регулировщик. Что ему делать? Может, лучше попытаться убежать?

Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходуна зеленый сигнал светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится наавтомобиле невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации?

Друг уговаривает тебя перебежать дорогу, когдаавтомобилей не видно ни на одном направлении движения. Что делать?

У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держатьтебя за руку при переходе проезжей части. Как поступить в такой ситуации?

При переходе проезжей части без пешеходного переходавы с мамой замешкались и не успели перейти всю дорогу. Автомобили едут в обоихнаправлениях движения. Как быть?

Вечером ты с папой пошел гулять. Ваш путь проходилрядом с мало освещенной дорогой. Что надо предпринять в целях свой безопасности?

Ребенок – водитель.

Ты катаешься на велосипеде во дворе своего дома.Нечаянно задел рулем и поцарапал припаркованный автомобиль. Что делать? Ктовиноват: велосипедист или водитель оставленного без присмотра автомобиля?

Ты едешь на велосипеде во дворе дома и сбиваешьмалыша. Что делать?

Незнакомый подросток просит у тебя велосипедпокататься. Как поступить в этой ситуации? 

Ты катаешься на велосипеде по городу. Необходимоперейти проезжую часть. Где и как это сделать

Ты едешь на велосипеде и чувствуешь, что в глаз попаласоринка. То делать?

Ты катаешься по двору на велосипеде, проткнул колесо.Что делать? Как продолжить путь?

 

Самое ценное – это здоровье и жизнь ребенка, поэтому вдетском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города мы уделяемособое внимание. Использование комплекса разнообразных мероприятий, методов,форм, тесная работа педагогического коллектива с воспитанниками, инспекторамиГИБДД и родителями, а так же систематичность и регулярность проводимой работы,имеют положительное воздействие на повышение уровня безопасного поведениядошкольников на улицах города, помогает нашим детям быть уверенными на дороге иизбежать травматизма.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.01%
НЕТ
38.99%
Проголосовало: 1531

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет