МКОУ «Защитенска средняяобщеобразовательная школа»
Доклад на педсовет
Тема: Математическая грамотность
Составилаучитель математики
МатвиенкоВиктория Вячеславовна
2022-2023уч.год
Добрый день уважаемые коллеги!
Однаиз составляющей функциональной грамотности является математическая грамотностьучащихся. Математическая грамотность – это способность человекаопределять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказыватьобоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобыудовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учителя математики наряду с формированием предметных знаний иумений обеспечивают развитие у обучающихся математической грамотности. Вдальнейшем это умение будет способствовать успешной социализации выпускникашколы во взрослой жизни
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, котораяизвестна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называетсяона «Чайная церемония».
«Сегодняизучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток,в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученикипогрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученикиуспели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец,учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
-«Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – сгордостью сказал первый ученик.
-«Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –добавилвторой.
-«Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –подхватилтретий.
Такученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай повсем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
-Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовалменя вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, чтопрочел, а о том, что понял».
-Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
— Практическиедела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
А теперь давайте ответим на вопрос:
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
-Конечно это и самостоятельная работа по приобретению знаний, и «обучение всотрудничестве», и значимость практических знаний.
-Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самыепрочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; «обучение всотрудничестве» даёт положительные результаты, это интерактивный метод; умениеприменять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле,говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Еслипредположить, что «Функциональная грамотность» это пазл, которые оченьлюбят собирать дети, то элементами его будут: «Математическая грамотность», читательская грамотность,естественнонаучная грамотность. Это основы функциональной грамотности, которыемы должны закладывать уже в школе!
Базовым навыком функциональной грамотности является читательскаяграмотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становитсяобязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимоуделять самое пристальное внимание.Естественнонаучная грамотность –способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания дляраспознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и уменияиспользовать их в дальнейшей жизни.
На уроках математики и во внеурочное времяя использую следующие методы и приёмы: наглядные, проблемно – поисковые,опорные схемы, словесные методы, практические, игровые приёмы, самостоятельныеработы по уровням. В практическом применении составляющими математической грамотностибудут навыки и умения школьников, позволяющими им находить информацию икритически её оценивать. В любой задаче заложены большие возможности дляразвития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнутв результате применения разных форм работы над задачей. Это:
1.Работа над решенной задачей.
2.Решение задач разными способами.
3.Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а)с помощью отрезков.
б)с помощью чертежа.
В)с помощью таблицы
4.Разбивка текста задачи на значимые части.
5.Решение задач с недостающими или лишними данными.
6.Самостоятельное составление задач учениками.
7.Изменение вопроса задачи.
8.Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9.Закончить решение задачи.
10.Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11.Составление и решение обратных задач.
Свои занятия стараюсь направить наразвитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления,внимания. Включаю разнообразные виды заданий: задачи — шутки, логическиезадачи, логические упражнения, задачи с геометрическим содержанием. Заданияносят творческий характер. Они позволяют рассматривать объект с разных точекзрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание,способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развиваетпознавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживаетинтерес к предмету.
В5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики.Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:
• определятьглавное и второстепенное в тексте задачи;
• сопоставлятьданные по тексту, соотнести их характеристики;
• уметьформулировать вопросы по данным задачи (текста, таблица, диаграмма и др.);
• составлятьзадачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;
• вычленятьновую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению ктексту;
• развиватьмеханизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;
• формироватьнавыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одногоисточника информации
. В 7-м классе работапо овладению математической грамотностью продолжается: изучаются тексты разныхтипов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля.Задания к упражнениям усложняются:
• развиватьумение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами играфиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки иих чтение;
• развиватьумение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур,анализировать данные задач;
• формироватьумение пространственного воображения;
• формироватьумение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;
• формироватьумение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию ианализировать ее, умение работать с кейсами в группах;
• формироватьумение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строитьсвои рассуждения, опираясь на полученные знания.
В 8классе учащиеся продолжают работу по отработке данных навыков:
• демонстрироватьнавыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме(алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;
• уметьразбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;
• демонстрироватьумения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по темезадания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.
Учащиеся 9-11 классовсовершенствуют навыки математической грамотности:
• демонстрироватьнавыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций;
• уметьаргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту,задавать вопросы оппонентам;
• уметьработать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею иприменять знания на практике.
Формирование математическойграмотности школьников на уроках математики возможно через формирование укаждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализациисвоих способностей.
Заданияв итоговойаттестациипо математике принимают характер прикладной направленности, но в учебниках ихпо-прежнему очень мало. поэтому я подключаю различные источники для поиска ивнедрения в учебный процесс подобных задач.
Приведупримерыусловиязадач, которыея решаюна уроках математики:
1. Стоимость автомобиля “Рено-Логан” составляет 600 000 рублей.В соответствии с условиями кредитования, при его покупке покупатель выплачиваетполовину стоимости, а второю половину можно выплатить в течении двух летравными частями. При этом банку необходимо заплатить только одноразовуюкомиссию в сумме 2,5% от суммы кредита. Также необходимо обязательнозастраховать автомобиль, стоимость страховки составляет 5% от стоимостиавтомобиля. Какую общую сумму за автомобиль необходимо уплатить? Сколько денегежемесячно необходимо выплачивать банку?
2. Деньги в сумме 140000 рублей, собранные во времяблаготворительного концерта были распределены следующим образом: 45% отправилив детский дом, 42,5% — в дом инвалидов, а на остальные деньги купили длямузыкальной школы духовые инструменты. Сколько стоят духовые инструменты?
3. Для того, чтобы получить автомобильнуюкраску цвета “Красный мак”, необходимо взять основу, прибавить 22% краснойкраски, 10% коричневой, 1,5% чёрной, 3% желтой. 3% золотой краски и 5%затвердителя. Какой объем основы нужен для изготовления 4 л краски?
Всеэти задачинаправлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, котороепредполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими завремя обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного ипрактико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешнойсоциализации в обществе.
Насвоих уроках для повышения мотивации учащихся и формирования математическойграмотности я достаточно часто использую задания из разных источников, прирешении которых основное внимание уделяется формированию способностей учащихсяиспользовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих длясвоего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
В качестве примерахочу привестизадания,которые направлены на проверку умений выполнять перевод единиц из однойизмерительной системы в другую и могут быть использованы для учащихся с 7 – 11класс.
1.Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчинадвенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рожденья».Тургенев И.С. «Муму» В то время при определении роста человека счёт вёлся отдвух аршин (обязательных для обычного взрослого человека). 1 аршин = 71 см. 1 вершок = 45 мм.
Каковбыл рост Герасима? 1. Найдём, чему равны 2 аршина в сантиметрах. 2. Найдём,сколько миллиметров в 12 вершках. 3. Переведём миллиметры в сантиметры. 4.Вычислим весь рост Герасима в сантиметрах.
2.В 1912 году инженер Мак Мэхон задумал строительство небоскрёбавысотой 480 футов. Однако в контракте на постройку высота была указана не вфутах, а в дюймах, чего заказчики не заметили. В результате получилось4-этажное здание высотой несколько метров. Сейчас это здание называют самыммаленьким небоскрёбом в мире.
ВопросА: Сколько метров в высоту должно было быть здание по первоначальному плану?Запиши только число.
ВопросБ: Сколько метров в высоту получилось здание? Запиши только число. Подсказка: 1 фут = 0,3 м, 1 дюйм = 25 мм
Приемыработы по формированию математической грамотности школьников оченьмногообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самогоучителя, так и детей позволяет воспитать выпускника школы полностьюсоответствующего ФГОС.
Всвязи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, котораяпозволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценногофункционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ= УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Спасибо за внимание.