X-PDF

Доклад на педсовет: Математическая грамотность

Поделиться статьей

МКОУ «Защитенска средняяобщеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на педсовет

Тема: Математическая грамотность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составилаучитель математики

МатвиенкоВиктория Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023уч.год

 

 

Добрый день уважаемые коллеги!

Однаиз составляющей функциональной грамотности является математическая грамотностьучащихся. Математическая грамотность – это способность человекаопределять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказыватьобоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобыудовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,заинтересованному и мыслящему гражданину.

 Учителя математики наряду с формированием предметных знаний иумений обеспечивают развитие у обучающихся математической грамотности. Вдальнейшем это умение будет способствовать успешной социализации выпускникашколы во взрослой жизни

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, котораяизвестна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называетсяона «Чайная церемония».

«Сегодняизучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток,в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученикипогрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученикиуспели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец,учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

-«Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – сгордостью сказал первый ученик.  

-«Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –добавилвторой.

-«Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –подхватилтретий.

Такученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай повсем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

-Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовалменя вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, чтопрочел, а о том, что понял».

-Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

— Практическиедела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

А теперь давайте ответим на вопрос:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

-Конечно это и самостоятельная работа по приобретению знаний, и «обучение всотрудничестве», и  значимость практических знаний.

-Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самыепрочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; «обучение всотрудничестве» даёт положительные результаты, это интерактивный метод; умениеприменять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле,говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Еслипредположить, что «Функциональная грамотность» это пазл, которые оченьлюбят собирать дети, то элементами его будут: «Математическая грамотность», читательская грамотность,естественнонаучная грамотность. Это основы функциональной грамотности, которыемы должны закладывать уже в школе!

Базовым навыком функциональной грамотности является читательскаяграмотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становитсяобязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимоуделять самое пристальное внимание.Естественнонаучная грамотность –способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания дляраспознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и уменияиспользовать их в дальнейшей жизни.

На уроках математики и во внеурочное времяя использую следующие методы и приёмы: наглядные, проблемно – поисковые,опорные схемы, словесные методы, практические, игровые приёмы, самостоятельныеработы по уровням. В практическом применении составляющими математической грамотностибудут навыки и умения школьников, позволяющими им находить информацию икритически её оценивать. В любой задаче заложены большие возможности дляразвития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнутв результате применения разных форм работы над задачей. Это:

1.Работа над решенной задачей.

2.Решение задач разными способами.

3.Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а)с помощью отрезков.

б)с помощью чертежа.

В)с помощью таблицы

4.Разбивка текста задачи на значимые части.

5.Решение задач с недостающими или лишними данными.

6.Самостоятельное составление задач учениками.

7.Изменение вопроса задачи.

8.Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

9.Закончить решение задачи.

10.Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11.Составление и решение обратных задач.

Свои занятия стараюсь направить наразвитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления,внимания. Включаю разнообразные виды заданий: задачи — шутки, логическиезадачи, логические упражнения, задачи с геометрическим содержанием. Заданияносят творческий характер. Они позволяют рассматривать объект с разных точекзрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание,способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развиваетпознавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживаетинтерес к предмету.

В5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики.Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

      определятьглавное и второстепенное в тексте задачи;

      сопоставлятьданные по тексту, соотнести их характеристики;

      уметьформулировать вопросы по данным задачи (текста, таблица, диаграмма и др.);

      составлятьзадачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;

      вычленятьновую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению ктексту;

      развиватьмеханизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;

      формироватьнавыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одногоисточника информации

. В 7-м классе работапо овладению математической грамотностью продолжается: изучаются тексты разныхтипов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля.Задания к упражнениям усложняются:

      развиватьумение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами играфиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки иих чтение;

      развиватьумение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур,анализировать данные задач;

      формироватьумение пространственного воображения;

      формироватьумение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;

      формироватьумение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию ианализировать ее, умение работать с кейсами в группах;

      формироватьумение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строитьсвои рассуждения, опираясь на полученные знания.

В 8классе учащиеся продолжают работу по отработке данных навыков:

      демонстрироватьнавыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме(алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;

      уметьразбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;

      демонстрироватьумения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по темезадания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

Учащиеся 9-11 классовсовершенствуют навыки математической грамотности:

      демонстрироватьнавыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций;

      уметьаргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту,задавать вопросы оппонентам;

      уметьработать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею иприменять знания на практике.

Формирование математическойграмотности школьников на уроках математики возможно через формирование укаждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализациисвоих способностей.

Заданияв итоговойаттестациипо математике принимают характер прикладной направленности, но в учебниках ихпо-прежнему очень мало. поэтому я подключаю различные источники для поиска ивнедрения в учебный процесс подобных задач.

Приведупримерыусловиязадач, которыея решаюна уроках математики:

1. Стоимость автомобиля “Рено-Логан” составляет 600 000 рублей.В соответствии с условиями кредитования, при его покупке покупатель выплачиваетполовину стоимости, а второю половину можно выплатить в течении двух летравными  частями. При этом банку необходимо  заплатить только одноразовуюкомиссию в сумме 2,5% от суммы кредита. Также необходимо обязательнозастраховать автомобиль, стоимость страховки составляет 5% от стоимостиавтомобиля. Какую общую сумму за автомобиль необходимо уплатить? Сколько денегежемесячно необходимо выплачивать банку?

2. Деньги в сумме 140000 рублей, собранные во времяблаготворительного концерта были распределены следующим образом: 45% отправилив детский дом, 42,5% — в дом инвалидов, а на остальные деньги купили длямузыкальной школы духовые инструменты. Сколько стоят духовые инструменты?

3. Для того, чтобы получить автомобильнуюкраску цвета “Красный мак”, необходимо взять основу, прибавить 22% краснойкраски, 10% коричневой, 1,5% чёрной, 3% желтой. 3% золотой краски и 5%затвердителя. Какой объем основы нужен для изготовления 4 л краски?

Всеэти задачинаправлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, котороепредполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими завремя обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного ипрактико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешнойсоциализации в обществе.

Насвоих уроках для повышения мотивации учащихся и формирования математическойграмотности я достаточно часто использую задания из разных источников, прирешении которых основное внимание уделяется формированию способностей учащихсяиспользовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих длясвоего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

В качестве примерахочу привестизадания,которые направлены на проверку умений выполнять перевод единиц из однойизмерительной системы в другую и могут быть использованы для учащихся с 7 – 11класс.

1.Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчинадвенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рожденья».Тургенев И.С. «Муму» В то время при определении роста человека счёт вёлся отдвух аршин (обязательных для обычного взрослого человека). 1 аршин = 71 см. 1 вершок = 45 мм.

Каковбыл рост Герасима? 1. Найдём, чему равны 2 аршина в сантиметрах. 2. Найдём,сколько миллиметров в 12 вершках. 3. Переведём миллиметры в сантиметры. 4.Вычислим весь рост Герасима в сантиметрах.

2.В 1912 году инженер Мак Мэхон задумал строительство небоскрёбавысотой 480 футов. Однако в контракте на постройку высота была указана не вфутах, а в дюймах, чего заказчики не заметили. В результате получилось4-этажное здание высотой несколько метров. Сейчас это здание называют самыммаленьким небоскрёбом в мире.

 ВопросА: Сколько метров в высоту должно было быть здание по первоначальному плану?Запиши только число.

ВопросБ: Сколько метров в высоту получилось здание? Запиши только число. Подсказка: 1 фут = 0,3 м, 1 дюйм = 25 мм

Приемыработы по формированию математической грамотности школьников оченьмногообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самогоучителя, так и детей позволяет воспитать выпускника школы полностьюсоответствующего ФГОС.

Всвязи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, котораяпозволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценногофункционирования в современном обществе.

 

«ОВЛАДЕНИЕ= УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

 

 Спасибо за внимание.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет