X-PDF

Доклад на педсовет Роль художественной литературы в воспитании школьников

Поделиться статьей

Роль художественной литературы в воспитаниишкольников.

В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентировпроблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу засудьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобыуже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашемобществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не толькочеловеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще. Передобщеобразовательной школой стоит задача подготовки гармонично развитойличности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить своюдеятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, в коррекционнойшколе эта задача стоит ещё более остро. Мы формируем у наших детей:

• нравственные чувства(совесть, долг, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм),

• нравственный облик(терпение, милосердие, незлобивость),

• нравственную позицию(способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненныхиспытаний)

Сегодня перед российской школой стоит приоритетная задача –воспитание культурной, образованной, творческой личности, умеющей найти своёместо в постоянно меняющейся действительности.

События последних лет, связанные с ростом детской безнадзорности,преступности, наркомании, свидетельствуют о необходимости активизациивоспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка сдетства уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесснравственного самосовершенствования и духовного становления. Именно школапризвана решать многие из этих проблем, а главной задачей учителя являетсявоспитание нравственного человека. Одним из путей воспитания нравственности вдуше ребенка является литература, ведь ещё Сухомлинский в своих трудах отмечал,что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности». 

В настоящее время с широким распространением техническихсредств, таких как, например, телевидение, видео, компьютеры и т.д., снижаетсяинтерес учащихся к художественной литературе и поэтому учителю необходимознать, как повысить интерес учеников к своему предмету, чтобы через литературуосуществлять нравственное воспитание. 

Кроме того, в наш информационный век чувства, переживания,отношения уходят на второй план. Главное сейчас информация, поэтому интересныдетективы, фантастика, научная литература.

А между тем, человеческий мозг устроен так, что лучшевоспринимать информацию через  художественные образы, нежели через научныевыкладки. Ведь писатель не просто  передает информацию: произведенияклассиков обладают огромной силой воздействия на человеческую душу, способнывызвать те или иные чувства, заставляют думать о собственной жизни, иногда дажепересматривать свое мировоззрение.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русскихпедагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “Впреподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства,главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своимпредметом”, — писал он.

Вряд ли  кто будет сомневаться в том, настолько велика рольхудожественной литературы в духовно-нравственном  воспитании молодежи, вформировании полноценной  личности, ее идеалов, особенно сейчас, когданаше общество стало обществом потребителей, когда люди живут по принципу: «Бериот жизни все!»

От того, какова молодежь, каковы ее идеалы, нравственныеориентиры, от того, что они читают, зависит  духовное здоровье и будущеенации. Исследования, проведенные в разных странах,  показали, что читателиот нечитателей отличаются  своим интеллектуальным развитием. Они способнымыслить  в категориях проблем, охватывать целое и устанавливатьпротиворечивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию. Быстреенаходить  правильное решение, иметь творческое воображение, лучше владетьречью. Они точнее формулируют мысль, свободнее пишут. Легче вступают в контакти приятны в общении, более критичны и самостоятельны в суждениях и поведении.Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценногочеловека. Чтение рассматривается некоторыми социологами как надежный, чуткий идаже универсальный индикатор состояния общества.

Для школьников – педагог это некий образ нравственности. Поэтомунеобходимо учитывать то, что совпадение интересов, духовных потребностейшкольника с тем, что он находит в художественной литературе важно ипредоставляет учителю возможность активного воздействия на формированиеличности.

Ничто,кроме литературы, — говорил П.М. Неменский, — не может передать опыт чувствмногих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережитьунижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодымчеловеком нашего времени».
Сила влияния художественной литературы на человеческое сознание подобна силевлияния реальности, и даже может перекрывать ее. Это происходит потому, чтоталантливый писатель способен передавать сюжет насыщенно, ведь каждому из насзнакомы такие ощущения: «невозможно оторваться от  книги», «прочитал книгуна одном дыхании». Это говорит о том, что книга может завладеть сознаниемчеловека.

Хорошо сказал о роли литературы известный писатель ЮрийБондарев: «Это великое переселение из мира внешнего в мир внутренний, что ейдано проводить всеобщую ревизию совести, порицать мировой порок безразличиядруг к другу, жестокость, алчность, варварское соперничество с самой природой.Словом начинались ненависть, войны, вражда, национализм, разрушалисьстыдливость, чистота, мораль,  целые культуры, но словом, увеличивались илюбовь,  и раскаяние, начинались великие революции, новые эпохи,прекрасные книги, благословенная тишина мира».

Велика роль литературных героев. Важно, как о них рассказать. Изопыта работы могу сказать, что не хватает современным школьникам духовной пищи.Это видно по глазам,  по вниманию, по интересу, с которым они слушают,когда начинаешь говорить о вечных ценностях.

Положительные  персонажи вызывают уважение, отрицательныезаставляют воздержаться от  ошибочных шагов и неверных поступков. ВспомнимАндрея Болконского и Пьера Безухова,  Татьяну Ларину и Ольгу, НаташуРостову и Элен, Печорина и Грушницкого, Гринева и Швабрина. Этот ряд можнопродолжать бесконечно.

В «Капитанской дочке» мы находим ответ на вопрос: «Как жить владу с самим собой. Жить по законам добра и милосердия».

На примере толстовских героев князя Андрея и Пьера Безухова мыучимся задумываться о смысле жизни.

Изучая «Грозу» А. Островского обсуждаем проблему суицида. ПочемуКатерина бросилась в Волгу и можно ли было ее спасти? (Героиня  оказаласьв полном одиночестве: ее никто не поддержал:  ни муж Тихон, ни Борис). Акак важна проблема воспитания! Деспотизм в семье приводит к полному безволиюТихона и приспособленчеству Варвары.

Что толкнуло Родиона Раскольникова на преступление и каковы егопоследствия – предмет обсуждения на уроках, посвященных Ф. Достоевскому.(Раскольников, словно ножницами,  отрезал себя от людей: избегает близких-  мать и сестру. А как страшны последствия преступления! «Я себя убил, ане старушонку». Только ли себя? Одно преступление рождает другое, третье…)

Булгаковский роман «Мастер и  Маргарита» заставляетзадуматься о наказании за грехи, зло, отступление от добра, истины, Особенноярко это показано на примере Понтия Пилата, обреченного на муки совести затрусость.

Ленивцу Обломову И. Гончаров противопоставляет деятельного А.Штольца, но симпатии автора явно на стороне Обломова, так как он добр, чист,бескорыстен. «Золотое сердце» называет его друг Андрей. Где истоки этих качествгероя? Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент,жизненные принципы. Верности учит Пушкин на примере Татьяны Лариной и МашиТроекуровой.

Приведенные примеры показывают, как велика роль художественнойлитературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании идеала.

Предметом каждого изучаемого произведения являетсячеловек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни былисобытия, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов,Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях,звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верностьи предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость,человек и общество, любовь и дружба — эти и многие другие нравственные проблемыявляются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции ипополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественноготворчества, открывают новые возможности для формирования читательской культурыи гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В.Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф.Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения — благодатная почва, на которойможно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления охорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всегомножества явлений, из которых складывается наша жизнь.

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребностьразмышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, чторусская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросовдуховного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классическойлитературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на егожизненном пути. Русская литература всегда была гордостью народа, потому что длянашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе,совестливости, к яркому и метком слову, которым можно убить и воскресить,втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучениимногофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голосаписателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественныхпроизведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное -проблема души и духа человека и целого народа. В школьном учебнике издавнаразработана такая система: от произведений устного народного творчества досовременной прозы, лирики, драмы. Система нравственно- эстетических исоциальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения иметодами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всемкругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояниеотечественной литературы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

В учебниках по литературе многие произведения посвященывоспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задачаучителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегатьрастительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежениемотноситься к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствоватьболь и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтенияпроизведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному,предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляетучеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажарассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте. Можно поставить передребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай?Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции нетолько одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детяхнетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучшеувидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провестиинтересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Часы чтениядолжны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей коткровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективнымипереживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваютсядетьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизаннуюхристианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций ихарактеров героев способствует формированию умений правильного поведения в техили иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовностипатриотизма. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение всказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, даннымчеловеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкинадети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуянравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй»,а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русскогонарода дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являютсявоплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества,справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

На этих занятиях мы ставим задачи воспитывать уважительноеотношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого исовременности, реальные взаимоотношения людей;

— чувство ответственности за сохранение нравственных отношений вколлективе, в семье; уважение к членам семьи, семьянина, любящего своихродителей;

— сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственностьи исполнительность;

— понимание Отечества как непреходящей ценности, связи спредыдущими поколениями;

— негативное отношение к вредным привычкам;

— чувство прекрасного, художественных способностей, эстетическихвкусов, идеалов;

— чувство патриотизма, сопричастности к героической историиРоссийского государства, понимание взаимосвязей между человеком, обществом,природой, гуманистическое отношение к людям.

Обязательная характеристика моих уроков литературы —их эмоциональная окрашенность, ибо через эмоции ученик идетк постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшимценностям общечеловеческой культуры.

Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать —верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность —залог милосердия и добрых дел.

Любимые страницы изучаемых произведений, наиболее важные илиэмоционально сильные эпизоды читаю на уроках сама, читаю так, чтобы самыеравнодушные зажглись интересом: «А что там дальше?»

Милосердие и сострадание — одна из важнейших темрусской литературы. Глубоко убеждена, что необходимо с детства учитьребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделятьболь любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Говорюребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогаяим и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные душиблагодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся,и ты станешь лучше, чище, сердечнее.

Убеждена, что урок обретает смысл, если объектомизучении является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любогочеловека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающейребят, учу их разбираться в людях, делать нравственные открытия:

Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром? Каквы думаете, почему А.С. Пушкину важно было закончить повесть упоминанием опродолжении рода? Достойны ли вы своих дедов и отцов? (А.С. ПушкинКапитанская дочка).

Что помогло спастись Васютке, заблудившемуся в осенней тайге?

Были ли в вашей жизни ситуации, когда опыт старших, память отрадициях стали спасательным кругом? (В.П. Астафьев Васюткиноозеро).

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшкисо своим учеником? Сформулируйте Законы доброты на основесодержания рассказа В.Г. Распутина Уроки французского. Расскажите очеловеке, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро.

Какой ценой достался герою рассказа Конь с розовойгривой долгожданный пряник конем? Почему бабушка все-такикупила его, несмотря на обман внука? Известно ли вам, что значат муки совести?( В.П. Астафьев Конь с розовой гривой).

Чему учит нас история отношений Маленького принца и Розы?Согласны ли вы с тем, что любить — значит быть терпимым и чутким, уметьпрощать? (А де Сент-Экзюпери Маленький принц).

Какую библейскую заповедь нарушила Настя, героиня рассказаТелеграмма? Что такое совесть? Зачем она человеку? (К.Г.Паустовский Телеграмма).

Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейскойпритчи? Кто оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся с раскаянием в домотца, или прекрасная барыня Дуня? (А.С.Пушкин Станционныйсмотритель). Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете имнеприятности?

Ни у одного учителя нет такой уникальной возможности, как условесника, открывать школьникам мир. А мир — это семья и отчий дом, друзья и братья наши меньшие, след человека на земле. В этом открытии мира,определении ценностного отношения к нему, в формировании уменийвзаимодействовать с ним и заключается основное содержание моих уроковлитературы и жизни.

Воспитать, значит способствовать формированию сердечногочеловека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как можнораньше, воспитывать чуткость ко всему святому, волю к духовномусовершенствованию, радость любви и вкус к доброте и милосердию, отзывчивости иумению ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, чтопроисходит рядом с нами, оставаться человеком.

Писатель В. Астафьев сказал, однажды, что писать ему « хотелосьбы так, чтобы написанное и не чувствовалось бы вовсе, а душа читателя таяла,знобило бы кожу у него от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать,как мне когда-то каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был быон счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть,сопричастный ко всему великому. И живому, и понял бы он, человек, чтоназначение его на земле — творить добро.» Проблема предназначения — вечнаятема. Она актуальна во все времена. Конец  XX века В. Астафьев называет«предельной гранью развала национальных укладов, нравственных устоев». Сегодня,в начале XXI века, она не утратила своей актуальности. И если сейчас не решитьеё, то что- либо изменить впоследствии будет невозможно.

На уроках литературы учитель должен помочь ребятам посмотреть насовременную жизнь со стороны глазами писателей, произвести переоценкуценностей, или наоборот, упрочить свои взгляды на современную жизнь. В любом случае,нравственные вопросы, затронутые авторами, не оставят современных подростковравнодушными.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет