Доклад
(на республиканскийкруглый стол)
Тема: Из опытаклассного руководителя
Сегодня проблема воспитаниядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей сограниченными возможностями здоровья очень актуальна. Государство предоставляеттаким детям достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и инвалиды в нашейстране до сих пор остаются самой незащищенной социально группой. Одним изнаиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенностисирот является получение ими бесплатного профессионального образования.
Большинство детей-сирот и детей сограниченными возможностями здоровья не могут успешно адаптироваться в жизни,не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиватьсяежедневно без поддержки взрослых.
Главная задача педагогов техникума не только датьпрофессию, но и подготовить востребованных рабочих на рынке труда, сделать изних полноправных законопослушных членов общества. Развить социальнуюактивность, подготовить к самостоятельной взрослой жизни,социализировать и интегрировать в современное общество.
Начиная работу с обучающимися-сиротамии детьми с ограниченными возможностями, необходимо помнить, что им не нужнажалость, им нужна помощь в преодолении трудностей, возникающих в процессеадаптации в новом коллективе, сообществе. Нужна педагогическая поддержка, но нестимулирование зависимости от окружающих людей, проблемы можно и нужнорешать вместе, но не вместо нихсамих.
1. Сплочение коллектива
Главная роль в сплочениистуденческого коллектива принадлежит педагогу. Чтобы сплотить коллектив мыпроводим различные мероприятия:
-экскурсии в музеи,
-посещение театров икинотеатров, филармонии, цирка,
— совместные прогулки впарке,
-походы на природу(пикник),
-прогулки на территориитехникума (во внеурочное время): игра в волейбол, футбол, бадминтон.
-поездки в Святогорск (до2014 года)
-дискотеки (где дежурятклассные руководители).
То есть сплочениеколлектива происходит через организацию совместной деятельности и общения впроцессе внеклассной воспитательной работы.
2. Самостоятельностьжизни
–обучение социально-бытовым навыкам.
Хочется отметить, что в общежитии техникума сиротызаселяются совместно с детьми из семей, что дает возможность обучитьсясоциально бытовым навыкам в естественных условиях, наглядно. Хотя это не всегдавозможно, т.к. домашние дети не всегда этому научены.
· В начале учебного годавсплывает проблема – поступившие не умеют готовить еду.
Для устранения этой проблемы:
— Постоянно проводятся классными руководителями воспитательныебеседы на темы «Как пользоваться плитой», «Приготовление блюд», «Каксбалансировано питаться»,
— совместное приготовление пищи (борщ, свекольник,окрошка, картофельное пюре, различные салаты)
-печем блины (на Масленицу),
— готовим различные блюда, накрываем и сервируем праздничныйстол (8 Марта, 23 февраля, Новый год, выпускной вечер)
Такие вечера обычно заканчиваются принятиемсамостоятельно приготовленных блюд и чаепитием.
· Другая проблема – самостоятельноепланирование своего бюджета. Государственное обеспечение в стенахпрофессиональных заведений реализуется в виде денежных выплат. Уже с началаучебного года обучающиеся начинают получать деньги, только многие из них незнают счета деньгам.
Поэтому, постоянно классные руководители:
— проводят ежедневные беседы о ценности денег,экономии денег,
— учат пользоваться банковскими карточками,
— сопровождают по магазинам: как за продуктами питания,так и за приобретением сезонной одежды, средств личной гигиены.
· Очень часто обучающиеся немогут ухаживать за собой и своей одеждой и обувью.
— Постоянно уделяется внимание культурно-гигиеническимнавыкам; в частности, советы по личной гигиены.
— Работники нашего медпункта проводят лекции о гигиене,
— контролируется смена постельного белья и уборка вкомнате.
Большое значение в процессе формирования социальноправильного поведения придаётся именно труду.
Обучающиеся работают на субботниках, на территории(совместно с классными руководителями и мастерами), дежурят в столовой (дежуритьобучающиеся не всегда хотят).
— Ведется работа, основанная на убеждении,переговорах, поощрении.
3. Я взрослый или ребенок?
· проблемавзаимоотношения в системе взрослый (педагог) и обучающийся. Это сложные дети снеуравновешенной психикой, конфликтны, эмоционально неустойчивы, на замечаниячаще реагируют неадекватно – идет грубое неприятие форм педагогическоговоздействия, враждебное восприятие окружающего мира.
— В этом направлении проводитсябольшая работа, как в групповых, так и индивидуальных беседах. Активноиспользуется методы убеждения. Часто к данной работе привлекаются опекуны этихдетей, а также администрация техникума (проводятся малые педсоветы).
• Ранние и беспорядочные половыеотношения
И если в древние пещерные временаэто считалось нормой, сегодня такая проблема стала угрозой для института семьии психологического здоровья личности.
Ранние беспорядочные половые связимогут привести к плачевным результатам от нежелательной беременности до разныхпсихологических проблем.
— классные часы:
— «Болезни, передающиеся половымпутем».
— «Физиология человека»;
— «У порога самостоятельнойжизни»;
— «Взаимоотношения юношей идевушек»;
— «Ранние половые связи и ихпоследствия»;
— «Методы контрацепции»;
— «Брак и семья в жизни человека»;
— «Счастье материнства»;
— «Нежелательная беременность»,
— «Профилактика гинекологическихзаболеваний»
— лекции социальных партнеров –врача гинеколога
· Курение,употребление спиртных напитков, наркотических веществ, энергетиков.
— беседы,
— просмотрвидеофильмов,
-посещение наркологии,
-мероприятияпо здоровому образу жизни:
Конкурс стенгазет «Твое здоровье втвоих руках»,
Классный час «Твори свое здоровьесам»,
«Скажи наркотикам нет!»
«Мое здоровье» …
Проводятся различные спортивныемероприятия с целью вовлечения студентов в систематические занятия физическойкультурой и спортом, укрепление здоровья
«И невозможное возможно»
«Дорогу осилит идущий»
Просмотр видеофильмов одостижениях людей-инвалидов»
«День защитника Отечества»(спортивное соревнование)
· Работа попрофилактике преступлений и правонарушений.
Работа с обучающимися включает профилактикуправонарушений.
— профилактические беседы о недопустимостиправонарушений,
— проведение еженедельных классных часов
— привлечение правоохранительных органов
4. «Нет рычаговдавления!»
— работа классного руководителя с родителями (беседы), но периодически существуетгиперопека (нас не слышат, не понимают и не хотят понимать). Они считают, чтоих ребенок прав и стоят на его стороне; у некоторых родителей группаинвалидности и в силу своего заболевания они не видят проблем; существуют иродители, которые передали ребенка классному руководителю и забыли о том, что уних есть ребенок на несколько месяцев.
— проводятся регулярные профилактические беседы,
— в случае невыполнения заданий на уроке,преподаватель может оставить обучающегося на дополнительное занятие,
— вызываем на малый педсовет, а за регулярныенарушения и на педсовет,
— привлечение участкового, но т.к. они постоянно и в силу своейзанятости, они не хотят приходить,
— проводим экскурсии (например, в наркологию).
Государственноеобразовательное учреждение
среднегопрофессионального образования Луганской Народной Республики
«Луганскийтехникум-интернат»
Доклад
(нареспубликанский круглый стол)
Тема: Из опыта классного руководителя
Подготовила:
преподаватель
Седлицкая Ольга Ивановна
Луганск — 2023