Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение – Гагаринская основнаяобщеобразовательная школа имени старшего лейтенанта милиции В.А.Кузина
Корсаковскогорайона Орловской области
Доклад на заседании РУМОучителей художественно-эстетического цикла
на тему:
«Развитие творческих способностейобучающихся посредством использования современных технологий».
Подготовила: Щербакова Л.Н.,
учитель ИЗО
высшая квалификационная категория
д.Заверхская Слобода, 2020
Развитие творческих способностей обучающихся посредством использованиясовременных технологий.
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменениепедагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможнорешать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач всовременной школе применяют многочисленные инновационные технологии: методпроектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, «портфолиоученика», модульное обучение и т.д., а также применение этих инноваций труднопредставить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещатьтеоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка,презентации к урокам). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде,использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовкуучителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мирискусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя приэтом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, чтокомпьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимисяна уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которойи развивается личность учащегося.
В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО:
1.как источник информации
2.поддержка учителя
3.организация проектной деятельности учащегося
4.использование графических программ, в качестве инструмента художественнойдеятельности.
В соответствии с Законом РК « Об образовании и требованиями к системеобразования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаваниюИЗО в дополнительном образовании. Это во многом определяет успех возрождениянациональной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамкахрегионального компонента.
Урок становиться более результативным, так как в его основу положено следующее:
— привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогическойтехники, повышающих интерес к изучаемой теме;
— принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применениеполученной информации;
— проведение урока с мультимедиа выступлением;
— выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся;
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферумультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа,творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала,открытия нового.
В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-презентации,слайд-фильмы или тестовые задания.
Фильм – презентация – может использоваться на уроках лекциях, беседах обискусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией иликомментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеетсявозможность задавать вопросы делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждатьпроизведения искусств.
Слайд – фильм – используется на всех уроках, можно включать в любой этап урока.При просмотре слайд — фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу.Идеально подходит на уроках поэтапного рисования.
Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнениядомашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровеньсамостоятельности – творческий.
Графический редактор «Paint», чаще всего используется на уроках информатики,когда изучаются темы по компьютерной графике. В результате занятий покомпьютерной графике позволяет учащимся реализовывать свой творческий потенциалв новом виде ИЗО.
Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство как вкачестве информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
— знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото,репродукций;
-«посещение» крупнейших музеев мира;
— « погружение» в пространство и время;
-самостоятельная работа учащихся;
— Активизация учебного процесса;
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагогиспользует новые технологии. В рамках личностно-ориентированных технологийсамостоятельными направлениями выделяются:
Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистическойсущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощьей.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство всубъектных отношениях педагога и ребенка.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставленииребенку свободы выбора и самостоятельности.
Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом(«неосознаваемом», подсознательном) знании
В современных условиях развития общества нашидети нуждаются в эмоциональной поддержке. Мы должны учить детей решатьнекоторые свои проблемы самостоятельно, учить ориентироваться в своих чувствахи переживаниях. В этом плане у уроков изобразительного искусства огромныевозможности, которые мы попытаемся реализовать.
Рисование, живопись, лепка, конструирование – этобезопасные способы разрядки напряжения, возможность выразить свои мысли,переживания и конфликты, познать и утвердить свое «я». Занятия художественнымтворчеством рассматриваются как значимый психокоррекционный фактор.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
По содержанию модернизаций и модификаций:
Гуманизация и демократизация педагогическихотношений. Это технологии с профессиональной ориентацией, приоритетомличностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическимуправлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
Активизация и интенсификация деятельности
учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения наоснове конспектов опорных сигналов, коммуникативное обучение и др).
Эффективная организация и управление процессомобучения.
Программированное обучение, технологиидифференцированного обучения, технологии индивидуализации, перспективно-опережающееобучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, групповыеи коллективные способы обучения, компьютерные технологии и др.На пути движения от известного к неизвестномуиспользуется принцип перекрестной деятельности учителя, на линии которойрасполагаются опережающие задания, опережающие наблюдения как разновидностиопережающих заданий, изложенных с элементами опережения. Перечисленное всовокупности называют опережением, оно способствует эффективной подготовкеучащихся к восприятию нового материала, активизирует их познавательнуюдеятельность, повышает мотивацию учения, выполняет другие педагогическиефункции. Урок включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал.Складывается новая система (ближнее опережение — в пределах урока, среднее — впределах системы уроков, дальнее — в пределах учебного курса).
При изучении предмета Изобразительное искусство вшколе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формированияУУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, методмозгового штурма, коллективно-творческие дела (КТД),информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии идр.
Метод проектов можнорассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. Воснову этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся,творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решатьпроблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозироватьи оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован насамостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.
Проектная деятельность предполагает подготовку докладов,рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов,статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная,деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используютучебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровыеобразовательные ресурсы (ЦОР).
В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным вактивный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закреплениеимеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируютсяисследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие,рефлексивные умения и навыки работы в команде.
Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности заданиянужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастныеособенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, нои по выполнению практических заданий (примеры проектов: Женский образ вискусстве, Образ моря в искусстве, История одногопредмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.)
Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности исамостоятельности в принятии решений.
Исследовательская форма проведения занятий с применениемэлементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировкацелей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении,процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) -выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведениеэксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформлениерезультатов работы.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такиеучебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятиирешений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить,выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения (примеры проектов: Нужноли современному человеку искусство?, Образ героев -защитников вискусстве).
Дискуссии представляютсобой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченнои целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме.Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить зарамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.
Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные(умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точкузрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу исинтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, уменияотстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.
Игра как средствоинтерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса кпознанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр,вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Играстимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболеепассивных.
В результате игры формируются коммуникативные умения,способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решатьпроблемы, толерантность, ответственность.
Мозговой штурм является эффективным методом стимулированияпознавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как вмалых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать своюточку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Образовательный процесс протекает таким образом, чтопрактически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такоевзаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но иразвивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого,взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии,вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливатьположительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важноумение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнениемпартнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, аобщий.
Можно предложить ученикам парные задания (например,Праздник цветения сакуры, Олимийские игры ДревнейГреции и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативныедействия, которые должныобеспечивать возможности сотрудничестваучеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованновыполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролироватьдействия друг друга и уметь договариваться.
Дети учатся слушать и слышать других, критическианализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своёмнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить впредположениях рациональные зёрна, используя их, строить решения.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя.
На уроках ИЗО учащиеся 5 – 6 классов используют ИКТ дляподготовки докладов, рефератов и творческих работ. Выполняя задания, детиразвивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память,получают дополнительные навыки работы с компьютером.
Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлятьобразовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы,которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшиеWeb-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, атакже тесты-опросники по различным темам.
Заключение.
Применение современных технологий на уроках ИЗО способствуютформированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности,самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образногомышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.
Учебный предмет Изобразительное искусство вноситособый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных,регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместнойучебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговыхметодов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формирование способности и готовности учащихся реализовыватьуниверсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательногои воспитательного процесса в школе.