X-PDF

Доклад на тему «Активные формы и методы обучения на уроках математики» (из опыта работы учителя)

Поделиться статьей

                                          МОУ «ЯСОШ им. И.И.Золотухина»

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Доклад на тему:

     «Активные формы и методы   обучения на уроках математики»

          (из опыта работы учителя)

 

 

 

 

                                   Подготовила:

                                        учитель математики Гончарова А.И.

 

 

 

 

 

                                                                                         2022-2023г.

«Вы хотите, чтобы ваши детибыли способными,                                                                                                    талантливыми?

 Тогда помогите им сделатьпервые

шаги по ступенькам творчества,но не

                                                            опаздывайте и, помогая, …  думайте сами»  

Б.Н. Никитин

 

Важными задачами современного образования являются всестороннееразвитие личности ребенка, его творческих возможностей, сохранение физическогои психического здоровья. Однако сложность образовательного процесса заключаетсяв том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимозримого конкретного результата сразу по его завершении. При организациипроцесса обучения учитель должен стремиться выбирать такие формы и методыобучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе, как кпроцессу получения новых знаний, который может и должен продолжаться всю жизнь.В общем объёме знаний, умений и навыков,получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике,которая широко применяется при изучении других предметов и в практическойдеятельности. Математика является инструментом познания мира, помогает осознатьего законы, понимать логику происходящих событий. Активные формы обученияпомогут развить в человеке интерес к исследованию мира, а математика дастчеловеку орудие для этого исследования. Нужно понимать, что обучение — этопроцесс, построенный на преодолении трудностей. И активные формы обучения — этотоже преодоление трудностей. Но они позволяют уменьшить воздействие таких«трудностей» как: трудности восприятия, трудности концентрации внимания исфокусироваться именно на трудностях обучения.

       Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными  являются:

 —повышение мотивации к обучению математики

развитие творческого мышления, памяти, математической речи учащихся

создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника

обучение школьников различным приемам умственной деятельности, самостоятельному выявлению закономерностей, поиску истин

 –формирование целеустремленной личности, способной ставить перед собой цели и находить оптимальные пути их достижениязаинтересовать ученика, привить любовь к предмету.

 Для решения такой нелегкой задачи необходимо повернуться лицом к личности ребенка, к его интересам, его способностям, его возможностям, одним словом к его духовному развитиюпоощрять учебные успехи, а не только указывать на недостаткисделать учение эмоциональным, а не только умственным процессомпомочь каждому ребенку в ходе учения открывать и понимать не только усваиваемые знания, но и себя и свои возможностивоспитать творческую смелость в постановке и решении познавательных и личностных задач.

К нам в школу попадают дети с разным уровнем развития, поэтому я, идя 

кдетям, каждый раз задаю себе вопрос:

— готова ли я сделать еще один шаг в помощи учащимся понять

предмети полюбить его;

— сумею ли я увлечь детей своим предметом и своим

профессиональныммастерством;

— смогу ли я включить учеников в познавательную деятельность;

— ждут ли меня и мои уроки мои ученики?

Я уверена, что настрой, с которым я приду в класс, фактически определяет характервзаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину науроке, качество урока, успешность процесса и результат. Вот и получается, что яобязана  внести в класс свой взгляд, свое лицо, настроение таким образом,чтобы за дверью кабинета остались проблемы и переживания, чтобы мояуверенность, благожелательность, организованность стали очевидны для учащихся идали бы им необходимый настрой для уверенной и защищенной познавательной работы.

Этапы построения моих уроков:

этап «настраивания контакта

мотивационный этап

деятельный этап

диагностический этап

этап осмысления деятельности и ее результатов.

Итак, этап «настраивания контакта». Для этого этапа характерно выстраивание межличностных отношений, знакомство друг с другом. Изучение личностных характеристик.

На этом этапе я показываю  свое позитивное отношение к ребенку. Заинтересованность в нем. Ставлю перед собой цель: добиться следующих результатов:

спокойное, уравновешенное психологическое состояние ребенка

отсутствие страха

понимание того, что ядруг, который станет помощником в процессе обучения

первых сведений друг о друге.

Для достижения этой цели я отвожу достаточное времяв соответствии с ситуациейдо установления полного взаимопонимания. Иначе налаживание контакта растянется на длительный срок.

В начале работы с новым классом можно отвести время и для рассказа о себе, о своих взглядах, о своем отношении к жизни. Самое главноене бояться потери учебного времени. Так как начало – «это больше половины целого» и от него зависит, насколько продуктивно будут проходить занятия в дальнейшем.

Следующий этапмотивационный. На этом этапе нужно создать у ребенка внутреннюю мотивацию к изучению нового материала, учению вообще. Для этого необходимо выявить ЗУН  ребенка,и тогда он сможет выразить свое отношение к новым знаниям.

В дальнейшем на моих уроках эти два этапа интегрируются, и даже можно сказать фактически сливаются, так как я с классом работаю в парадигме гуманноличностного обучения длительный срок.

Для того чтобы учебный материал был переведен на уровень личностных смыслов и вызывал интерес у учащихся, необходимы следующие условия:

связь изученного с реальной жизнью

практическое применение полученных знаний, способов деятельности

ощущение учащимися удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед

творческий характер деятельности в обучении

отсутствие строгих алгоритмов, нормативнорегламентирующих предписаний по       изучению предметных знаний

свободный выбор деятельности на любом этапе обучения

ответственность учащегося за свой выбор, действия

приоритет самостоятельной деятельности.

В современной школе нагрузка на учащихся школ высока. Однако,проблему загруженности учащихся можно решать, также и применением активныхметодов и форм обучения, ведь усталость по большей части — психологическаяпроблема. Если ученик заинтересован, вовлечен, активен, то он не чувствуетусталости. А ведь помимо этого, активные методы и формы обучения эффективны ещеи с точки зрения усвоения материала.

Если верить некоторымисточникам, активные методы и формы обучения впервые появились еще вантичности, где в гимназиях устраивались состязания между учениками, целью которыхбыли получение знаний и умений. Однако в средневековой Европе сложиласьсхоластическая система обучения («учитель спрашивает, ученики отвечают»). В XXвеке вместе с мощными шагами вперед таких наук как психология и педагогиканачали развиваться и активные формы обучения.

Развитие активныхметодов и форм обучения пошло настолько далеко, что в сентябре 2010 годаоткрылась первая экспериментальная школа, которая полностью построена поигровой модели — QuesttoLearn (Нью-Йорк, США). Уникальность школы в том, детиизучают привычные школьные предметы, но сам процесс обучения основан напринципах игр (в основном компьютерных).

Существует множествоклассификаций методов и форм обучения, ниже привожу некоторые из них.

1. Классификация методов по характеру познавательной деятельности :

* объяснительно-иллюстративные;

* репродуктивные;

* проблемные;

* частично-поисковые -эвристические;

* исследовательские.

Объяснительно-иллюстративныеметоды строятся по схеме «учитель говорит — ученик слушает». Эти методыреализуются в следующих формах: рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.

Репродуктивныеметоды строятся по схеме «учительпоказывает — ученик повторяет». Они выражаются в таких формах, как: решениезадач, повторение опытов и т.д.

Проблемные методы предполагают обучение, протекающее в виде снятия(разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.Они выражаются в следующих формах: проблемные задачи, познавательные задачи ит.д.

Частично-поисковыеили эвристические методы, прикоторых учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участиешкольников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи).

Исследовательскиеметоды подобны процессу научногоисследования, в рамках которого ученик становится участником процессаисследования. Выдвигаются гипотезы, проводятся исследования, проверяются факты.

2. Методы по компонентам деятельности :

*организационно-действенный компонент;

* стимулирующий;

* контрольно-оценочный.

К организационно-действенномукомпоненту относят методы организации и осуществления учебно-познавательнойдеятельности.

К стимулирующемукомпоненту относят методы стимулирования и мотивации учебно-познавательнойдеятельности.

К контрольно-оценочномукомпоненту относят методы контроля и самоконтроля эффективностиучебно-познавательной деятельности.

3. Методы и формы по источникам передачи знаний:

* словесные;

* наглядные;

* практические.

К словесным относят:рассказ, лекцию, беседу, инструктаж, дискуссию.

К наглядным можноотнести: демонстрацию, иллюстрацию, схему, показ материала, график.

К  практическим:упражнение, лабораторную работу, практикум.

4. Формы по учету структуры личности:

* сознание;

* поведение;

* чувства.

Формы, учитывающиесознание — это рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.

Формы, учитывающиеповедение — упражнение, тренировка и т.д.

Формы, учитывающиечувства — стимулирование, контроль и следующие из них одобрение, похвала или критика.

5. По образовательной технологии:

Образовательнаятехнология —  раздел современной дидактики, который рассматриваетнормативно-процессуальную сторону передачи накопленных человечеством знаний врамках организации образовательного процесса.

С точки зренияобразовательных технологий выделяют следующие методы и формы взаимодействия:

*структурно-логические;

* игровые;

* формы, основанные наприменении компьютерных технологий;

* диалоговые;

* тренинговые.

Структурно-логическиеметоды и формы представляют собой поэтапную организацию постановкидидактических задач. Логика структурирования может быть различной: от простогок сложному, от теоретического к практическому или наоборот.

Игровыми называютметоды и формы, в которых образовательные задачи включены в содержание игры. Вобразовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые,ролевые, компьютерные игры.

Методы и формы,основанные на применении компьютерных технологий, являются относительно новыми,развивающимися, вместе с развитием техники. Взаимодействие между учителем иучеником строится с помощью обучающих программ различного вида.

Диалоговые методы иформы связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространствасотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик-ученик», «учитель—автор»,«ученик—автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач.

Тренинговые методы иформы — это система деятельности по отработке определенных алгоритмовучебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения(тесты и практические упражнения).

6. Методы и формы по степени активности учащегося и учителя:

* активные со стороныучителя;

* активные  со стороныученика;

* активные с обеихсторон.

7. Формы по способу контроля:

Данная классификациябыла предложена В. П. Беспалько.Согласно ему, взаимодействие учителя с учеником(управление) может быть:

* разомкнутым;

* цикличным;

* рассеянным илинаправленным;

* ручным;

* автоматизированным.

Разомкнутоевзаимодействие — взаимодействие учителя с учеником такое, что деятельностьучащихся не контролируется и не корректируется.

Цикличноевзаимодействие — деятельность учащихся производится с контролем учителя,самоконтролем и взаимоконтролем учащихся.

Рассеянноевзаимодействие — взаимодействие с фронтальным контролем.

Направленноевзаимодействие — взаимодействие с индивидуальным контролем учителем ученика.

Ручное взаимодействие -взаимодействие, при котором контроль осуществляется учителем вербально.

Автоматизированноевзаимодействие — взаимодействие, в котором контроль осуществляется при помощи учебныхсредств, в том числе при помощи компьютерных технологий.

8. Основой классификации являются образовательные цели:

Т. И. Шамоваутверждает, что методы и формы взаимодействия могут быть объединены следующимиобщими целями:

* освоение новыхзнаний;

* закрепление знаний,формирование навыков и умений;

* выработка умений;

* обобщение единичныхзнаний и их систематизация;

* определение уровняовладения знаниями, умениями и навыками.

9. Формы по количествуучеников и способу их кооперации

* индивидуальные;

* парные;

* групповые;

* коллективные;

* фронтальные.

Индивидуальные формы внастоящее время применяются с целью адаптирования степени сложности учебныхзаданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика иоптимизации самого учебного процесса.

Парные формы связаны скоммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющихпод его руководством общее учебное задание. Одной из форм подобной организацииобучения является репетиторство.

Групповые формы, когдаобщение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которыевзаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализацииобразовательных задач.

Коллективные формы — однииз самых сложных методов и форм организации деятельности учащихся,рассматривающие обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из средыучащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, ихсплоченность и взаимопонимание.

Фронтальные формы, т.е.«обращенные к зрителям», предполагают одновременное обучение группы учащихсяили целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролемрезультатов со стороны учителя. Эти традиционные методы и формы организацииучебного процесса связаны с «усреднением» обучающихся, так как единообразиезаданий не учитывает их индивидуальных особенностей.

10. Трехмерная модель

Интереснаяклассификация форм обучения была предложена работе В. И. Андреева. Наоснове анализа всех имеющихся классификаций сконструирована целостнаятрехмерная модель систематизации различных форм организации обучения,представленная ниже.

В основе трехмерноймодели лежит идея о рассмотрении в систематике форм обучения следующихкомпонентов:

общих форм, как особенностей взаимодействия участниковучебного процесса (индивидуальные, парные, групповые, коллективные,фронтальные);

внешнейсоставляющей, котораяориентирована на особенности передачи учебного материала учащимся (урок, игра,семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.);

внутреннейсоставляющей с точки зрениядоминирующей цели обучения (вводное занятие, практическое занятие,комбинированная форма организации занятия).

Например, лекция — этообъяснительно-иллюстративная, словесная, структурно-логическая, активная состороны учителя форма обучения, по компоненту деятельностиорганизационно-действенная, с разомкнутым контролем, по учету структурыличности относится к сознанию, обычно применяется с целью освоенияновых знаний, предполагает работу со всем классом.

Таким образом,классификации позволяют взглянуть на различные формы обучения с совершенноразных сторон, вычленяя отличительные признаки каждой формы и в тоже времянаходя схожесть её с другими.

М. Новик выделяетследующие отличительные особенности активного обучения:

* принудительнаяактивизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от егожелания;

* достаточно длительноевремя вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должнабыть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой идлительной (т.е. в течение всего занятия);

* самостоятельнаятворческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональностиобучаемых;

* постоянноевзаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

На основе обобщенияпроводимых по всему миру исследований Г.А. Цукерман отмечает следующиепреимущества совместной учебной деятельности:

· возрастает объемусваиваемого (материала) и глубина понимания;

· растет познавательнаяактивность и творческая самостоятельность детей;

· снижаютсядисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

· ученики получаютбольшее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

· меняется характервзаимоотношений между учениками;

· резко возрастаетсплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно скритичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;

· ученики приобретаютважнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своеповедение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

·учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делениина группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп

 Классификацияактивных методов и форм обучения

На данный моментразработано много разнообразных методов и форм обучения и порой бывает сложновыбрать основу классификации. Однако, ряд классификаций, все же существует. Вотнекоторые из них.

1. Методы похарактеру учебно-познавательной деятельности

· неимитационныеметоды;

· имитационные методы.

Характерной чертойнеимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса илидеятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых иобратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертойимитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитацияиндивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). На урокахматематики это может быть имитация конструкторского бюро, инженерного центра идр.

2. Методы по степениактивизации:

· игровые;

· неигровые.

3.Методы и формы почисленности участвующих выделяют:

· индивидуальные;

· групповые;

· коллективные;

· в диадах и триадах.

4. По типудеятельности участников при поиске решения задач выделяют:

· ранжировании поразличным признакам предметов или действий;

· оптимизации процессови структур;

· проектировании иконструировании объектов;

· решениеинженерно-конструкторской задачи;

· исследовательскойзадачи;

· тренинг навыков:

· внимания;

· выдумки;

· оригинальности;

· быстроты мышления идругие.

5. М. Новик былапредложена следующая классификация методов и форм обучения:

Лабораторная работа — это неимитационная, не игровая, групповая илииндивидуальная форма. По типу деятельности учащихся лабораторные работы могутразличаться:

· ранжирование поразличным признакам предметов или действий;

· проектировании иконструировании объектов;

· решенииинженерно-конструкторской задачи;

· исследовательскойзадачи;

Дидактические игры — игровые формы обучения, которые могут быть какимитационными, так и не имитационными, чаще всего групповые и коллективные. Типдеятельности участников в процессе дидактической игры зависит от конкретновыбранной игры.

Игры-разминки — неимитационная, игровая, чаще всего групповаяили коллективная форма обучения. По типу деятельности участников: чаще всеготренинг навыков, либо ранжирование по признакам предметов или действий.

Мозговой штурм — неигровая, неимитационная, групповая формаработы. По типу деятельности учащихся решение инженерно — конструкторскойзадачи или исследовательской задачи.

Остановимся подробно,на некоторых активных формах обучения.

Лабораторная работа — это самостоятельная работа учащихся, котораявыполняется посредством наблюдений, сравнений, измерительных и вычислительныхинструментов, составления таблиц, вычерчивания графиков, исследованияматематических формул, чертежей, фигур, с целью установления новых для учащихся,математических фактов, являющихся основой для теоретических выводов иобобщений, и, впоследствии, получающее, по необходимости, строгое логическоедоказательство.

Примеры:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Лабораторнаяработа по темам: « Отрезки и многоугольники» (5-7 класс).

Целиработы:

*образовательные: повторение тем «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник»,формирование навыков построения на плоскости.

*воспитательные: формирование аккуратности, активизация учебной деятельностиисследовательского характера.

*развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы ипредположения, вариативность мышления.

Оборудованиеи материалы: карточки, подготовленные учителем, класс, оборудованный доской.Ученикам потребуются линейки и карандаши.

Планработы:

1)постановка задачи;

2)последовательное рассмотрение частных случаев;

3)формулировка гипотезы;

4)решение схожих задач;

5)подведение итогов.

Формаорганизации: задания выполняются индивидуально, выдвижение гипотез и их анализведется в виде устного обсуждения.

Теоретическийматериал к лабораторной работе

Даннаялабораторная работа, рассчитанная не на весь урок, поможет детям закрепитьаксиомы принадлежности, развить творческое мышление, умение находитьзакономерности и обобщать, использовать буквенную запись для обобщения.

Работарассчитана на проведение в 5 классе после изучения тем «Отрезок. Длина отрезка.Треугольник» (Н. Я. Виленкин)

 Заданиек лабораторной работе

Учительразбивает класс на группы по 2 или 4 человека и раздает каждому учащемуся покарточке. В начале лабораторной работы учитель дает указания к выполнению.После того, как ученики сформируют гипотезу, происходит общее обсуждение сучителем. Затем ученики решают оставшиеся задания в карточке.

Указанияк лабораторной работе:

Получивкарточки, последовательно выполняйте задания указанные на ней, заполняйтесоответствующие ячейки и строки. Результатом выполнения работы должна статьгипотеза, о том какова зависимость между количеством точек и количествомпрямых, которые через них можно провести. В ходе работы сверяйте своирезультаты с остальными участниками группы. Гипотеза, которую вы сформируетедолжна быть общая для всей группы. После того как вы сформируете и запишетегипотезу приостановите выполнения работы и сообщите учителю. После разрешения учителя,решите оставшиеся задания, используя новые знания.

Выполняйтевсе записи и построения аккуратно.

Выдаваемаякарточка и методические рекомендации:

Впервом задании лабораторной работы табличка построена таким образом, что подячейкой «Нарисуйте все прямые, которые можно провести через 3 точки» находятся2 пустых ячейки, что должно подталкивать учеников к отысканию 2 вариантовпостроения прямой.

1вариант: все три точки лежат на одной прямой;

2вариант: точки не лежат на одной и той же прямой.

Вследующем задании дается уточнение, отсекающее 1 вариант.

Входе заполнения карточки у учеников должно получиться следующее количествопрямых для двух точек -1,для трех — 3, для четырех -6, для пяти — 10, для шести- 15, для семи -21. Чтобы уменьшить вероятность ошибки, учащимся предлагаетсясверять свои результаты внутри группы.

Чтобылегче было увидеть закономерность, в карточке ученикам предлагается объединитьвсе построения в один рисунок. Сначала нарисовать 2 точки, соединить ихотрезком, затем на этом же рисунке 3-ю точку, соединить ее 2 отрезками спредыдущими, затем 4-ю. При таком построении хорошо видно как в найденной ранеепоследовательности последующее число получается из предыдущего.

Послеформулирования гипотезы группа сообщает учителю о своей готовности. Пока группавыполнившая задание первой ожидает остальных, учитель предлагает ей проверитьсвою гипотезу для 8 точек. Когда все группы будут готовы, происходит разборгипотез.

Далееучитель предлагает вернуться к выполнению работы. Последние 2 задачи, которыеприведены в карточке, эквивалентны первоначальному заданию лабораторной работы,для их решения ученики должны воспользоваться изученной формулой.

Вкачестве домашнего задания учитель предлагает ученикам придумать еще несколькозадач, решить которые, можно используя результаты лабораторной работы.

Приподведении итогов учитель спрашивает, что на уроке ученикам показалось,трудным, а что легким, что понравилось, что не понравилось, что полезного ониузнали на уроке. Ученики сдают заполненные карточки с лабораторными работами,за выполнение которых учитель ставит оценки, с учетом их работы на уроке иаккуратности построения чертежей.

Лабораторнаяработа по теме «Формулы сокращенного умножения» (7 класс).

Целиработы:

•образовательные: изучение новых знаний, формирование навыков применения формул.

•воспитательные: активизация учебной деятельности практической направленности.

•развивающие: развитие мышления и навыков счета.

Оборудованиеи материалы: карточки, подготовленные учителем.

Планработы:

1)вводная часть;

2)вычисления;

3)решение практических задач;

4)подведение итогов урока.

Формаорганизации: Учащиеся решают задания индивидуально, между заданиями происходитсверка ответов и выявление ошибок.

Теоретическийматериал к лабораторной работе

1)упрощение вычислений;

2)приближенные вычисления, при малых а;

Длялучшего запоминания формул, тренировки их применения и демонстрации ихпрактической пользы, особенно применительно к приемам рациональных вычислений,можно провести лабораторную работу по данным темам. Данная лабораторная работарассчитана на целый урок

Заданиек лабораторной работе:

Учительраздает каждому учащемуся по карточке и дает указания к выполнению лабораторнойработы.

Сначалана скорость вычислите выражения из первого задания. По команде учителяначинайте работу и как только закончите вычисления, поднимите руку, и учительскажет вам время, которое вы затратили. Запишите время в соответствующую графу.Далее, самостоятельно выполните два задания расположенных ниже. Когда вызаполните графы с формулами, приостановите работу и дождитесь остальныхучеников. Используя полученные формулы, вычислите на скорость примеры изотдельной карточки, выданной учителем. По команде учителя начинайте работу икак только закончите вычисления, поднимите руку, и учитель скажет вам время,которое вы затратили.

Лабораторнаяработа начинается с того, что учитель засекает время выполнения вычисленийучащимися. Для этого все ученики начинают работу одновременно по командеучителя. Когда кто-то из учащихся поднимает руку, учитель, не останавливаясекундомер, вслух называет время, которое прошло от начала выполнения задания. Затемучащиеся получают формулы сокращенного умножения. Чтобы ученики, выполнившеезадание быстрее остальных не принялись раньше времени за вычисление примеров наскорость, они выдаются на отдельной карточке или заготавливаются учителем надоске. Когда весь класс готов, учащиеся вычисляют на скорость выражения изотдельной карточки. Работа организованна, так же, как и в первый раз. Время,затраченное во второй раз, будет значительно меньше, даже, несмотря на то, чтоученики пользуются этими формулами впервые. Далее ученики самостоятельно решаютпредложенные в карточке задачи. Первые два задания на нахождение площадей фигурпредполагают использование формулы разности квадратов. Третье задание данноготипа предполагает использование формулы квадрата суммы, вопросительный знак уодной из сторон фигуры, подталкивает учеников к ее нахождению. В конце урокаучитель подвод  итог. Ученики сдают заполненные и подписанные карточки. Учительставит оценку на основе правильности выполнения учащимся предложенных заданий.

Для учащихся 5-7 классов подойдут игровыетехнологии (уроки — сказки, уроки — экскурсии, уроки – путешествия и др.), тогда как в 8-9 классахтехнологии развивающего и технологии проблемного обучения (модульные уроки, интегрированные уроки и др.).

 

В проведение уроков включаются технические диктанты. «Мозговые атаки», «Аукционы идей», прессконференции, урокиконкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады.

Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos– разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит осущественной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, чтоучитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, канализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явленийи самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов иобобщений.

Рассмотрим тему «Переместительный закон».Как же может выглядеть в этом случае беседа? Приступая к изучению данной темы,учитель говорит учащимся о том, что сегодня им предстоит усвоить известный вматематике переместительный закон. Чтобы придать учебной работе проблемныйхарактер, полезно поставить перед учащимися вопрос: не знает ли кто-либо изних, в чем состоит сущность этого закона? В большинстве случаев ответ будетотрицательный. Воспользовавшись этим, учитель ведет работу дальше. Для того,говорит он, чтобы понять сущность переместительного закона, давайте решимследующую задачу: «Расстояние от г. Старый Оскол до с. Ястребовка 30 км, а отс. Ястребовка до с.Мантурово 40км. Найдите расстояние от г. Старый Оскол до с.Мантурово». Пользуясь этой схемой, учитель ставит следующий вопрос: «Можем лимы теперь определить расстояние от с. Мантурово до г. Старый Оскол?» Учащиесяотвечают утвердительно. «Но, что же для этого надо сделать?» – ставится новыйвопрос. Ребята отвечают, что для этого нужно сложить расстояние 30+40

– А если мы будем ехать из с. Мантурово дог. Старый Оскол, как тогда можно рассчитать расстояние?

Школьники догадываются, что нужно сложитьрасстояние 40+30.После выполнения указанного действия учитель спрашивает:

– Изменилось ли расстояние, если мыпоменяли слагаемые местами?

Дети видят, что сумма осталась одной и тойже.

–Так какой же вывод мы можем сделать наосновании этого примера? – спрашивает, наконец, учитель.

Вопрос требует от учащихся сделатьсамостоятельный вывод о том, что при перемене мест слагаемых сумма неизменяется.

Каквидно из этого примера, беседа представляет собой не сообщающий, авопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главныйсмысл беседы – побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализуматериала и обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов,идей, законов.

Вкурсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободнооперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самыераспространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобыформулы лучше запоминались, а так же, для контроля за усвоением их,используются на уроках дидактические игры.

Математическоедомино, состоит  из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на двечасти – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.

 

На уроках геометрии можно предложить метод«Теорема — пазл».   Учащимся предлагается собрать теорему из 4фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж ктеореме, на третьем —  что дано и что требуется доказать, на четвертом -доказательство. Все теоремы курса собраны в одном пакете.

Эффективно решение задач наготовых чертежах. Такие задачи позволяют увеличить темп работы науроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всегорешения; активируют мыслительную деятельность учащихся; помогают запомнитьтеоретический материал.

Заметно повышают на уроке познавательныйинтерес учащихся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры суспехом применяются учебные кроссворды. Например, криптограммы.Правильно отгадав все слова по вертикали, можно прочесть слово по горизонтали инаоборот. В качестве творческого домашнего задания можно предложитьучащимся самостоятельно составить криптограмму

Игра «Математический баскетбол».Класс делится на две команды. Существует набор разноуровневых заданий поопределенной теме, за решение которых можно получить 1, 2 или 3 балла. Наобсуждение и предварительное решение отводиться 15 минут. Право первого броскаопределяется по жребию. Первая команда выбирает задание, решает его и предлагаетрешить соперникам. Если соперники решают правильно, то считается, что мяч вкорзину не попал; если не правильно, то считается, что мяч попал в корзину.Если команда «бросающая мяч» сама допускает ошибку в решении, то «стоимость»задания увеличивается на 1 балл. Если ни одна команда не справилась с заданием,то учителем назначается «штрафной бросок в корзину с домашним заданием». Наначале следующего урока обязательно нужно проверить решение таких заданий. Вконце игры подводятся итоги.

В качестве закрепления нового материалауспешно применяется игра «Да» — «Нет». Вопрос читается один раз,переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да»или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.

Например на уроке геометрии в 8 классе потеме: «Четырехугольники» можно использовать такие вопросы.

·                    У прямоугольника смежные стороны перпендикулярны!

·                    В любой прямоугольник можно вписать окружность!

·                    Квадрат является прямоугольником!

·                    Любой прямоугольник является ромбом!

·                    Диагонали прямоугольника равны!

·                    Диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярны!

·                    Диагонали прямоугольника делятся точкой пересечения пополам!

·                    Диагонали прямоугольника являются биссектрисами его углов!

Утверждения, с которыми либо соглашаются,либо не соглашаются, ученики готовят сами в качестве дополнения к домашнемузаданию на протяжении изучения всей темы. 

Игра «Математическийбанкир». Класс делится на пары, каждая из которых представляет банк(президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями вперевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единицв зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т.д.Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц. Выбрав карточку сзаданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, еслизадача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное.Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталамбанка. Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий покакой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбиратьсвой уровень сложности заданий по данной теме.

Привлекают внимание учащихся иподдерживают их познавательную деятельность ассоциации вместо правил. Например,для лучшего запоминания значений тригонометрических функций  на урокахгеометрии знакомлю учащихся 8 класса с «Тригонометрией в ладони»  

 — Ребята, оказывается, значения синусов и косинусов углов«находятся» на вашей ладони.

 

Метод работы с текстом «Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельнопроработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затемученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с цельюобработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.

·        Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятияи запишите их в алфавитном порядке.

·        Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, котораяявляется для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям ипервоначальным представлениям.

·        Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, котораяявляется для Вас новой.

·        Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысльтекста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральнымвысказыванием, какие фразы являются ключевыми?

·        Известное и неизвестное — Найдите в тексте ту информацию, котораяявляется для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

·        Иллюстрированное изображение. Постарайтесь проиллюстрироватьосновную мысль текста и, если возможно. Вашу реакцию на нее в виде рисунка,схемы, карикатуры и т.д.

·        Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы,которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

·        Важные темы для осуждения. Найдите в тексте такие высказывания,которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общейдискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могутбыть намечены следующие шаги; поиск дополнительной информации, домашние заданиядля отдельных учащихся или. групп детей; выделение, нерешенных проблем,определение последующих этапов работы.

Метод «Личность в математике» подталкиваетобучающихся к самостоятельному поиску информации. Группе из 3-4 человек даетсялист ватмана с изображенной на ней «лестницей эволюции» с историческимиступеньками. Задача: разместить на этой лестнице в хронологическом порядке погодам жизни, ученых-математиков: Ковалевская, Колмогоров, Чебышев, Виет,Пифагор, Герон, Лобачевский, Декарт, Евклид и др.У каждой ступеньки написатьвек или года жизни и рассказать, чем знаменит ученый.

С целью развития вербальных навыков — говорения и слушанияиспользуется коммуникативное упражнение «Рисование фигур»

Участники занятия садятся попарно спиной к спине. Одному участникув паре выдаются рисунки, изображающие квадраты, треугольники, прямоугольники,круги, графики функций, так, чтобы партнер не видел изображения оригинала.Участник, держащий рисунки, должен описать словами, что изображено на еголистке, а его партнер — попытаться воспроизвести оригинал на чистом листке.Через определенное время они должны сравнить оригиналы с копиями и обсудить,какую информацию они получили о вербальной коммуникации.

Если обучающиеся устали, а впереди еще многоработы или сложная задача, следует сделать паузу и прибегнуть к методамотвлечения внимания. Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игрыдля того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановитьэнергию. Активные методы «Постройся по росту», «Пантомима», «Муха» и многиедругие позволят это сделать, не выходя из класса.

Упражнение «Пантомима». Классделится на 3 группы. У каждой группы есть задание, онидолжны изобразить предмет или какое-либо действие. Приэтом нельзя ничего говорить, а можно показывать толькомимикой, жестами или действиями. В условиях сельской малокомплектнойшколы каждый учащийся получает задание.

Метод «Муха». Надоске нарисовано поле 3х3. В центре «сидит муха». «Муха» может перемещатьсявверх, вниз, влево, вправо. Участники по очереди отдают команды и следят заположением воображаемой «мухи». Тот, кто выведет муху за пределы поля,выбывает.

Метод самоконтроля, самоанализа,самооценки полученных знаний на уроке. Втечение урока ученики поэтапно заполняют индивидуальные карточки контролязнаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляетв эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы ивыставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал.

Методы получения обратной связи. «Незаконченноепредложение»

Участникам предлагается закончитьследующие предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
  3. Сегодня я понял(а), что…

   Для каждого этапа урокаиспользуются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретныезадачи урока.

  •  «Шаг навстречу».

Цель: быстровключить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательнуюатмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда,решение нестандартной задачи и т.д. Главное «захватить» внимание учащихся.

Участники: всеобучающиеся.

Время проведения: 5минут.

  • подведение итогов урока.

Цель: получитьобратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5минут.

Участники: всеобучающиеся.

Проведение: предлагаювернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужногоцвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урокадостигнуты. Красный – есть над чем поработать.

 

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

     Математику нельзяизучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучениябольшинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. Из опытаработы становиться очевидно, что люди лучше усваивают то, что обсуждают сдругими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведьименно эти возможности предоставляет учащимся используемая на урокеучителем групповая работа. Она может осуществляться как в небольшихгруппах, так и в парах.

     Работая в парах илигруппах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имеявозможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случаенеобходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивноеотношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знанийучащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь всянаша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.

  • Работа в парах «Ученик – ученик»

 Цель: Ученики становятсяактивными «творцами» нового, а не пассивными «запоминателями» их.

     Предлагаю учащимсявыполнить какое – либо задание или задаю определенный вопрос потеме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, нои объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласийзадать вопрос мне или учащимся с соседней парты. Выделяю на выполнение этогозадания конкретное время, вполне достаточно 5 минут. В течение этого временикаждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания,либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получитьразъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшоеупражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после моегообъяснения и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующийдень, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такоеупражнение можно проводить при изучении самых разных тем. Состав пар можно,конечно, менять, совсем не обязательно, чтобы это были ученики, сидящие заодной партой. Ученики могут даже перемещаться по классу, свободно выбирая себепартнеров, и работать с той скоростью, которая именно им необходима.

      Активность ученика науроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя.

  • Работа в паре «Ученик-учитель»

     Целью такойработы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам поклассу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальномэтапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного.

Работа в паре «Ученик-учитель»способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений,утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие наформирование коллективизма и товарищества.

  • Работа в малых группах «Ученик – группа»

     Дает всем учащимсявозможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества,межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общеемнение, разрешать возникающие разногласия) Особенно важно при этом обращатьвнимание на развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умение правильнораспределять свое время. В своей практике работу в группах я использую привыполнении практических работ, задаю групповые творческие домашние задания. Этовырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатахсвоего исследования, умения применять теоретические знания предмета напрактике.

 

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

     В своей практике частоприменяю фронтальную работу. Она способствует развитию мышления иречи учащихся. В ходе фронтальной работы учащиеся получают образцы рассуждений,образцы оформления записей. Они имеют возможность быстро и своевременноисправлять допущенные ошибки.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХРАБОТ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

    Самостоятельная работаучащихся т.е. их работа в отсутствии учителя или по крайней мере без обращенияк его помощи в течении какого-то промежутка времени, является важнейшей частьювсей работы по изучению математики.

    Как правило, почти на каждомуроке математики я провожу самостоятельные работы тренировочного характера длязакрепления изученного, для его применения, для овладения необходимыми умениямии навыками.

    Обучающие и проверочныесамостоятельные работы по степени самостоятельности учащихся я подразделяю навиды:

— самостоятельные работы по образцу;

— самостоятельные работы с указанием по ихвыполнению;

— самостоятельные работы вариативногохарактера;

— самостоятельные работы повышеннойсложности.

     Это могут быть также:самостоятельное воспроизведение известных учащимся выводов формул,доказательства теорем, составления таблиц и т.п., составление задач и упражненийсамими учащимися, организация работы над ошибками. Кроме того, провожу инестандартные самостоятельные работы.

     Самостоятельной работена уроке я отвожу большую роль. В ходе её выполнения, наблюдаю за учащимися,фиксирую быстроту выполнения задания, выявляю те элементы задания, которыеоказались наиболее трудными для учащихся, чтобы своевременно ответить навопросы учеников. Сразу же после выполнения задания организуем проверкурезультатов и обсуждение различных способов решения.

     

    Одним из важных видовсамостоятельной работы является выполнение домашних заданий, используемых,главным образом, для закрепления изученного. Для организации этой работынеобходим четкий инструктаж о том, как и, что делать дома, как они должныработать книгой, вести работать с тетрадью и т.д.

Организация домашней работы по математике.

Учащимся можно рекомендовать следующиеобщие приемы:

1. ознакомиться с заданием;

2. вспомнить, что изучали на уроке,просмотреть записи в тетради;

3. прочитать и усвоить материал учебника;

4. составить план ответа.

Выполнение письменной домашней работы:

1. прочитать задания, изучить их;

2. продумать, какие правила и приемыследует применить для их выполнения, пользуясь,

    если нужно, предыдущейписьменной работой, общими и частными приемами решения

    задач;

3. если нужно, выполнить задания полностьюили частично на черновике;

4. проверить тем или иным способом решениязадач;

5. записать выполненные задания в тетрадь,соблюдая правила ведения тетради по

    математике.

     

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

    Большое вниманиеуделяю работе учащихся с учебником на уроке и дома. Считаю,что очень важно научить ребенка работать с книгой самостоятельно, вырабатываяумения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенных идей.

    Многие вопросы школьногокурса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощьюучебника, так как учебник имеет обучающую функцию, во многом аналогично функцииучителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощьюучебника более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания,научить их учиться.

Наиболее распространенными являютсяследующие виды работы с учебником:

1)  чтение текста вслух;

2)  чтение текста про себя;

3)  воспроизведение содержанияпрочитанного вслух;

4)  обсуждение прочитанногоматериала;

5)  разбиение текста на смысловыечасти (в начале с помощью учителя, потом

     самостоятельно),выделение главного;

6)  самостоятельное составление планапрочитанного, который может быть использован

     учеником приподготовке к ответу;

7)  работа с оглавлением и предметнымуказателем;

8)  работа с рисунками ииллюстрациями;

9)  работа над понятием, термином;

10)  составление конспекта схемы,таблицы, графика на основе материала, изученного по

       учебнику.

   Умения и навыки работы скнигой в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешномсамообразовании.

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ВНЕСТАНДАРТНОЙ ФОРМЕ.

    Высокая познавательнаяактивность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересенпредмет изучения. Для создания интереса учащихся к предмету, для развития ихпознавательной активности я постоянно ищу дополнительные средства. Я считаю,что каждый учитель – предметник на своих уроках, должен не только обучать конкретнокакой – то науке, но учить учеников мыслить, видеть общую картину мира,использовать знания, полученные при изучении других предметов. А чтобыдобиться положительного результата в этом направлении, мы должны организоватьпроцесс обучения так, чтобы учащимся было интересно. Это вовсе не значит, чтонужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо,наша основная задача – увлечь детей, заинтересовать.

    Может показаться, чтосделать увлекательной такую точную и «сухую» науку, как математика для учащихсянематематического склада ума непросто. Но это только на первый взгляд.Существует множество способов заинтересовать учеников процессом обучения вцелом и своим предметом в частности.

    Поэтому, кроме традиционныхформ уроков, нередко прибегаю к урокам в нестандартной форме. Раскрою некоторыеиз них.

  • Урок-дискуссия

   В основе урока-дискуссиилежит обсуждение спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументациисуждений, решений задач и т.д. В зависимости от числа участников полемикиразличают дискуссии-диалоги, групповые, а также массовые дискуссии. На этапеподготовки такого урока учитель должен четко сформулировать задание,раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В начале урокаобосновывается выбор обсуждаемой проблемы, выделяются ее ключевые моменты.

    В центре дискуссии стоитспор ее участников. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении ктоварищам не должны присутствовать в споре. По завершении дискуссии необходимоподвести ее итоги: оценивать правильность формулировки и употребление понятий,глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержения,выдвижения гипотез, культуру дискуссии.

  • Урок-консультация

     На уроке этого типапроводиться целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знанияхучащихся, но и по развитию их умений. В зависимости от содержания и назначениявыделяют тематические и целевые уроки-консультации. На консультации сочетаютсяразличные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Готовятся к такому уроку иучитель, и ученик. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки вустных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет переченьвозможных вопросов для обсуждения на консультации. Ребята готовят вопросы изадания, вызывающие у них затруднения. При этом допускается использование нетолько учебника, но и дополнительной литературы. В ходе урока учитель имеетвозможность увидеть динамику продвижения учащихся в изучении материала и помочьтем, кто испытывает затруднения, применив как индивидуальную, так и групповуюформу работы и привлекая в качестве помощников-консультантов болееподготовленных учеников.

  • Интегрированный урок

     Методической основойинтегрированного подхода к обучению является формирование у школьников знанийоб окружающем мире, а также установление внутрипредметных и межпредметныхсвязей, преодоление дисциплинарной разобщенности научного знания.

    В этой связи интегрированнымуроком называют урок, для проведения которого привлекаются знания, умения ирезультаты анализа изучаемого материала методами других наук. Формы егопроведения самые разные: семинар, конференция, путешествие и др.

     Наиболее общаяклассификация интегрированных уроков по способу их организации входит виерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:

—  конструирование и проведение урокадвумя и более учителями разных дисциплин;

—  конструирование и проведениеинтегрированного урока одним учителем, имеющим

   базовую подготовку посоответствующим дисциплинам;

—  создание на этой основеинтегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

  • Урок-соревнование

    В основе этого урока лежитсостязание команд при ответах на вопросы или решении чередующихся заданий,предложенных учителем, а форма проведения может быть самой разной: поединок,бой, эстафета, КВН, «Брей- ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и т.д.

    В организации и проведенииурока-соревнования выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой иподведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется всоответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжетесостязания.

  • Урок с дидактической игрой

    Речь идет об уроке, в инструкциюкоторого в качестве самостоятельного структурного элемента включенадидактическая игра. Основа дидактической игры- ее познавательное содержание.Она заключается в усвоении знаний и умений, которые применяются при решенииучебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра имеет определенныйрезультат, придающий ей законченность. Он вступает в форме решения поставленнойзадачи и оценивания действий учащихся.

    Целесообразностьиспользования дидактической игры на разных этапах урока различна. При усвоенииновых знаний ее возможности уступают традиционным формам обучения. Поэтомудидактические игры чаще применяет при проверке результатов обучения, выработкенавыков, формировании умений. При систематическом использовании они служат эффективнымсредством активизации учебной деятельности школьников.

  • Урок — деловая игра

   В процессе деловой игрымоделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых ищетсяоптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, имитируется его реализацияна практике. В рамках уроков применяют учебные деловые игры

Возможная структура деловой игры на урокена уроке может быть такой:

—  знакомство с реальной ситуацией;построение ее имитационной модели;

—  постановка основной задачикомандам, уточнение их роли в игре;

—  создание игровой проблемнойситуации;

—  вычленение проблемы теоретическогоматериала; разрешение проблемы;

—  обсуждение и проверка полученныхрезультатов;

—  коррекция; реализация принятогорешения;

—  анализ итогов работы; оценкарезультатов работы.

 

Ужемного лет я применяю бально-рейтинговую систему оценивания ЗУН учащихся науроках. В конце урока проставляются отметки самими же учениками  понабранным баллам в соответствии с определённым рейтингом  (заранеезаписываются количество баллов, соответствующее отметкам «5», «4» и «3», которыеоглашаются после того, как все учащиеся посчитали общее количество баллов ивынесли на поля тетради).  Такая система оценивания очень стимулируетучащихся на плодотворную работу на уроке. Кроме письменных заданий, каждыйученик получает дополнительные баллы за устные ответы по теории по ходурейтинговой работы  ( бонусы).

                                Заключение.

 Итак, чтобы повысить эффективность уроковможно использовать различные пути и способы. Известно, что прочность ипрактическая значимость приобретенных знаний во многом зависит от того,насколько они применяются не только в той области, где эти знания приобретены,но и в других ситуациях.

Без хорошо продуманных методов обучениятрудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следуетсовершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечьучащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихсяактивно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развиваютинтерес к предмету.

   Представленные мною путиявляются основными направлениями в повышении качества уроков математикиНасвоих уроках я стараюсь показать, что знание математики необходимо во всехобластях, а также, что знание других предметов можно использовать в математике.

   Все это воспитывает уучащихся любознательность, стремление познавать новое, расширять свой кругозор.

                                 

                                   Литература

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336с.
  2.  Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
  3.  Пометун О.И., Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии. – К.: А.С.К., 2004. – 196 с.
  4. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. — Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. — 64 с.
  5. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  7. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет