«Умениежить в согласии с природой,
сокружающей средой следует начинать как можно раньше.
Известно,также, что истинная красота заложена в природе
изадача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её». Т.С.Комарова
Природа- важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежитпушистый снег, и когда зацветают сады.
Такимобразом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойствприродных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение,движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркиепредставления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понятьсвязи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессенаблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическоемышление.
Разнообразиеобъектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезнуюдеятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда вприроде дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы,учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически восприниматьее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы
Экологическоевоспитание дошкольников – достаточно новое направление, целью которого являетсяформирование начал экологической культуры.Формирование начал экологической культуры – это становление осознанноправильного отношения:
-непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;
-к людям, охраняющим и созидающим ее;
-к себе, как части природы;
-к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающейсреды;
-к осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Главнаяцель экологического воспитания — обучение детей бережному и заботливомуотношению к природе и воспитание эмоционально положительного отношения к ней.
Впроцессе педагогической работы используются такие ведущие методы как:
-словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание,прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера ксвоим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях,природных состояниях);
-наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей,натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, примервзрослого);
-практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковыхситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческаядеятельность детей, работа в природе).
Каждыйиз видов работ решает определённые задачи экологического воспитания.
Средиразнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное местоследует отвести наблюдению.Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познанииих через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное,кинестетическое, обонятельное и др.
Этуработу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок,экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект,имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.
ЕщёВ.А. Сухомлинский писал: «…. во время экскурсий, вообще при каждомсоприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы онизадумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нассамих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…»
Всерезультаты наблюдений фиксируются детьми в рисунках, поделках, рассказах обувиденном.
Впроцессе экологического воспитания организовываются прогулки. Структурнымкомпонентом которых являются:
-разнообразные наблюдения;
-дидактические задания;
-трудовые действия самих детей;
-подвижные игры и игровые упражнения.
(Например,зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменениятемпературы воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложиладетям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то,как тепло одеты дети и взрослые.)
(Вначале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким.Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком), организовала игру с водой«Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать споследующим.)
Работас природным материалом
Этаработа вызывает большой интерес у детей. Они всегда работают увлеченно истарательно. В зависимости от темы, занятия проводятся как в группе, так и насвежем воздухе. Обязателен показ образцов нескольких вариантов готовых работ,последовательное объяснение, а затем самостоятельная работа детей, котораяпозволяет детям погрузится в мир природы, познать ее красоту, «продлить жизнь»,уже кажется, засохшему, ненужному природному материалу. Работа с природнымматериалом развивает фантазию, творческие способности детей, трудолюбие, умениевидеть и ценить в природе прекрасное. Полученные на занятиях по изодеятельностии изобразительному искусству знания, умения и навыки дети закрепляют в работе сприродным материалом, который заготавливается заранее летом и осенью. Кзаготовке можно подключить детей.
Игра
Дидактическиеигры чаще всего проводятся с детьми на каникулах. Творческие игрыприродоведческого содержания и игры с природным материалом (песок, глина, снег,камешки, шишки) проводят воспитатели.
Играя,дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явленияхприроды, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания,наблюдательности.
Опыт
Детямочень нравится поисковая работа, равнодушных к ней нет. Чаще всего участвуетвся группа. К опыту готовится необходимый материал и оборудование. Проводитьего можно и на занятиях и в свободное время.
Опытвключает в себя четыре этапа:
точноопределяем проблему;
изпредложенных детьми путей решения проблемы, выбираем самый подходящий;
проводимсам опыт или наблюдение;
вконце, беседуя с детьми, обсуждаем итоги, делаем выводы.
Благодаряопытам дети знакомятся с внешними признаками природных объектов, познаютнекоторые взаимосвязи и закономерности, раскрывают причины многих явленийприроды.
Поисковаядеятельность развивает интерес к природе, любознательность, стремление получитьконечный результат, развивает логическое мышление, способность выражать своимысли, делать выводы и умозаключения.
Надо учить детейлюбить природу, понимать ее. В этом очень помогает литература. Черезпроизведения Чарушина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. в душе ребенкарождается нежность к природе, к живому. Некоторые произведения помогаютустанавливать причинно — следственные связи между природными явлениями..
