ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ
«Берегитездоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здоровогообраза жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека ужевыработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, откоторых зависит направленность формирования личности ребенка, а также егоздоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства иотрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяетвсе его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью издоровью окружающих.
Даже в раннемшкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следоватьэлементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться освоем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачуперед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка уменийи навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
В настоящее время накоплены данные по многим исследованиям,свидетельствующие о неблагополучной и имеющей негативную динамику ситуации создоровьем населения и, в частности со здоровьем детей. Одной из причиннарушения здоровья детей, как физического, так и психологического и социального– это неблагополучная среда, в которой живет и развиваетсяребенок. Ребенок, находясь в ней длительное время, усваивает её нормы иценности. Даже если эти нормы противоречат принятым в обществе, для ребенка они– наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальнойсреде. Таким образом, существенную роль в воспитании у детей навыков здоровогообраза жизни играет ближайшее социальное окружение – семья. Но в большинстверодители не могут являться примером для своих детей: ведут малоподвижный образжизни, много курят, употребляют алкоголь и, часто полагают, что здоровье детейнадо укреплять в санаториях, медицинских центрах, не осознавая того факта, чтоот уровня медицинской помощи зависит только 10% здоровья, а на 50% здоровьезависит от образа жизни.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояниеполного физического, психического и социального благополучия человека, а нетолько отсутствие болезней или физических дефектов.
Крайне необходимо раннее формирование системы здоровыхвзаимоотношений родителей и детей, которая способствует сохранению физическогои психического здоровья детей, установлению доверительных, дружеских отношенийс родителям
Домашний режимшкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющихсохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключитьпереутомление. Семья организует рациональный домашний режим – выполнениедомашнего задания, сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание,закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ отразрушителей здоровья и т.д.
Телевизорприносит много радости, расширяет границы нашего мира, но пользоваться имследует разумно, соблюдая необходимые правила. Дело в том, что просмотртелепередач – это напряженная работа не только для глаз, но и для нервнойсистемы. Подчас у тех, кто проводит все вечера у телевизора, от перевозбуждениянарушается сон, болит голова, понижается трудоспособность.
Особенно строговзрослым надо следить за тем, как пользуются телевизором дети. Многочисленныенаучные исследования показали, что школьники тратят на просмотр телевизионныхпередач обычно 8-12, а нередко и до 20 часов в неделю. При этом остается совсеммало времени на отдых, приготовление уроков, пребывание на свежем воздухе,физическую активность и др.
Еще очень важнаяпроблема, связанная со здоровьем детей и подростков – это пользованиекомпьютером. Дома общая продолжительность пользования компьютером должна бытьне более 1,5 часов в день с тем же ограничением непрерывного пользования. Надопомнить, что нельзя садиться за компьютер сразу же придя из школы. Это можносделать только после перерыва не менее 1 часа.
Родителям надознать, что компьютерные игры особенно влияют на нервную систему детей, утомляютих, снижается работоспособность, нарушается сон. Поэтому следует очень серьезноотноситься к выбору игр для ребенка.
Компьютер ителевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания,мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр ипередач, а также времени пребывания ребенка перед экраном.
Понятиездоровый образ жизни сейчас у всех на устах. Но задумывались ли мы,каков его реальный смысл, конкретное наполнение? Это единство четырех важнейшихаспектов, которые и делают вашу жизнь действительно здоровой. Во-первых, этодуховное и душевное здоровье, то есть жизнь в мире с самим собой. Во-вторых,самодисциплина и соблюдение всех правил гигиены. В-третьих, рациональноепитание. И, в-четвертых, регулярная физическая активность. Главная задачаобщества и каждого человека сейчас — сделать такой образ жизни единственновозможным.
Каждый педагог знает, что установка на здоровье и соответствующийздоровый образ жизни не появляется у ребенка сама по себе, а формируется врезультате определённого педагогического воздействия. Поэтому педагоги школыбольшое внимание уделяют профилактической работе с обучающимися.
Режим дня способствует выработке полноценных привычек, укреплениюволевых качеств, развитию волевых качеств, развитию организованности и другихважных черт личности. Правильно спланированный день обеспечивает хорошеесамочувствие детей, предохраняет нервную систему от переутомления. Создаётблагоприятные условия для психического и физического развития. Режим дня всемье должен стать продолжением режима школы, при этом оставатьсяиндивидуальным и гибким для каждого ребёнка. На данных слайдах отраженырежимные моменты.
Обеспечение оптимальной двигательной детей – одно из главных условийнормального роста, развития и функционирования организма, а также способ снятиянапряжения и утомления. Физическая нагрузка в течение дня строго дозируется. Вшколе создана многообразная система физического воспитания с учётомособенностей физического здоровья обучающихся.
— уроки физкультуры с дифференцированной нагрузкой в зависимости отгруппы здоровья;
— групповые и индивидуальные занятия ЛФК;
— уроки ритмики,
— систематические Дни здоровья.
— спортивные мероприятия во внеурочное время;
— участие в областной Спартакиаде.
— традиционные праздники. При этом использование физических упражненийсводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но иставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятиюнервно-эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическоеразвитие ребенка. Для реализации программы по физическому воспитанию в школеимеется хорошая материальная база.
Полезные дела, поступки укрепляют здоровье, делают детейжизнерадостными.
В настоящее время приобретает важность и значимость организации в семьеи школе интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактикиасоциального поведения детей.
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно,
Только надо знать,
Как здоровым стать
— Здоровье зависит от многого, а прежде всего – от принимаемых решенийи поступков.
-Некоторые непродуманные поступки могут иметь необратимый характер.Поэтому педагоги школы работают над формированием у детей здоровых увлечений,которые позитивно отражаются на мировоззрении обучающихся детей.
Здоровый образ жизни — это единство душевногоздоровья, самодисциплины, рационального питания и регулярной физическойактивности.
