МАОУ «Хоринская средняяшкола № 1им. Д.Ж.Жанаева»
Формирующее оценивание
на уроках бурятскогоязыка
Хоринск, 2022
Формирующее оценивание на урокахбурятского языка
В последнее время в содержании образованияпроисходят качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыковкак основной цели обучения переносится на формирование общеучебных компетенцийучащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.
Традиционная методика оценивания дающаяответ только на вопрос, знает или не знает учащийся изучаемый материал,является малоинформативной. Она не фиксирует реальные достижения ученика, атакже не дает полноценной возможности для формирования у учащегосясамостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания способствует появлению учеников, которые после первой же неудачи, теряютинтерес к учению.
Согласно новой парадигме образовательныхстандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Такимобразом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достиженийучащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении,способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивациии самостоятельности учащихся.
Поэтому основным объектом оценки вусловиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение,моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные,познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и системапредметных действий).
Цель оценки – это оценивание какдостигаемых результатов, так и процесса их формирования. Федеральныегосударственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход коценке и использованию разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцентделается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессеосвоения программы.
Одним из таких подходов к оцениваниюявляется формирующее оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходеменяется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества междуего участниками. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процессдвижения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику,таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку, делая учащихсяответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию.
Существуют разные приемы и инструментыформирующего оценивания предметных и метапредметных результатов.
лист достижений длясамодиагностики знаний и умений, который целесообразно применять до началаизучения темы, во время, для получения промежуточных результатов, по окончанииеё усвоения.
При использовании данной формыформирующего оценивания главным фактором служит обратная связь для учителя,какой материал учеником не усвоен, над каким правилом необходимо работать,какой аналогичный материал для оценивания предложить в следующий раз. Обратнойсвязью для ученика будет служить достигнутый прогресс в усвоении темы.
· Синквейн – литературная форма, позволяющаякратко уместить свои мысли, эмоции, ассоциации.
1строчка – существительное (ключевое слово, тема урока)
2строчка – описание темы 2 прилагательными
3строчка – описание темы 3 глаголами
4строчка – фраза из 4 слов (предложение), показывающее отношение к данной теме
5строчка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы
· Взаимооценивание. Данныйприем предусматривает развитие внимания, речевых навыков, размышления,аргументирования, креативности. Задание выполняется в парах, ученикам предлагаюформу, с прилагательными и наречиями, которые необходимо выбрать и оценитьработу ученика.
Рекомендации учителю дляуспешного введения формирующего оценивания
· Будьте уверены, что каждыйученик может стать лучше.
· Создавайте среду,способствующую партнёрству учителя и учеников.
· Используйте оценивание, чтобыполучать информацию об учении и преподавании.
· Обсуждайте с ученикамирезультаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
· Давайте обратную связь,помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
Системы оценивания образовательныхдостижений на уроках бурятского языка
Федеральный государственныйобразовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достиженияпланируемых результатов.
Целью оценочной деятельности являетсяориентирование ученика на достижение результатов:
. в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностныерезультаты)
. в формировании учебных универсальных действий (метапредметныерезультаты)
. в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).
По требованиям ФГОС совершенноновыми способами оценивания для школы являются метапредметные диагностическиеработы, составленные компетентностных заданий, требующих от ученика не толькопознавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. По традиционнойсистеме оценивания образовательных достижений далеко не всегда принималось вовнимание их динамика. В новой системе оценивания уделяется большое вниманиединамике образовательных достижений учащихся их индивидуальному прогрессу. Определениеиндивидуального прогресса или прироста образованности другими словамиосуществляется путём сравнения результатов входной и выходной диагностики.
Таким образом, в качествеобъектов оценивания образовательных достижений школьников выступают компетенции,относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, атакже динамика образовательных достижений ( прогресс).
В процедуре оцениванияучитывается любое, особенно успешное действие
(предметное, метапредметное,личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применениюзнания (решение задачи).
Новой стала и диагностикарезультатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)
Приоритетными в диагностикеосвоения содержания такого предмета как бурятский язык становятся нерепродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные заданияпо применению навыков, знаний и умений для создания учениками собственногоинформационного продукта.
Наиболее активно пользуюсьтакими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразныетворческие и практические работы, тестирование, само-и взаимоконтроль.
Например, при выполнениитестовых работ учащийся сам может оценить свои достижения, выставить баллы идаже перевести их в пятибалльную систему, потому что после каждого теста даютсятаблицы перевода баллов в систему оценок. Уже в начальной школе дети саминачинают оценивать свои результаты. Таким образом, самоконтроль своих достиженийстановится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоениябурятского языка.
На моих уроках объектамиоценивания являются:
- Учебные работы (таблицы, схемы по темам урока, презентации, опорные конспекты).
- Контрольная работа (итоговая по разделу).
- Самостоятельная работа (итоговая по теме).
- Проверочная работа (по теме урока).
- Тестовые задания.
- Устный ответ.
- Домашнее задание.
- Чтение наизусть.
- Творческая работа (письменный ответ, сочинение, иллюстрации к тексту).
- Учебный проект.
- Учебно-исследовательская работа.
- Игровой контроль (кроссворд, олимпиады, викторины).
Общими критериями для любойработы ученика является знание, понимание и оперирование знаниями; применениеумений и навыков на практике; способность перерабатывать информацию,взаимодействовать с учителем, в паре, в группе с одноклассниками. Все критериипредъявляются ученикам в начале учебного года и размещаются на информационномстенде в кабинете.
В процессе отслеживания идиагностики результатов ведутся листы оценивания индивидуальных достижений.Обязательным элементом является самооценивание учащихся. При обучениисамоконтролю, самооценке, а также взаимооценке у учащихся формируютсярегулятивные и коммуникативные УДД. Формирующее оценивание направлено на то,чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себяслабые стороны, а самое главное – мог определить, что ему нужно делать, какпоступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.
В соответствии с ФГОС оценкадостижений учащихся связана с тремя составляющими: предметными, личностными иметапредметными результатами.
Лист самооценки учащихся на уроке бурятского языка (2-4 кл.)
Критерий |
Понял |
Сомневаюсь |
Понял и могу применить свои знания |
Знаю все буквы бурятского алфавита |
|
||
Имена существительные: кто? что? |
|
||
Моя семья, мой дом/ Миниибγлэ, гэр
|
|
||
Я и мои друзья. / Би болон минии нγхэд. |
|||
Моя школа / Минии һургуули |