Методическаякомиссия естественно-математических дисциплин
иинформационных технологий
Доклад
назаседание методической комиссии
Информационныетехнологии на уроках химии
Подготовилпреподаватель химии
ибиологии
ГерасименкоА. А
Вступление
Стремительноеразвитие компьютерной техники и ее разнообразного программного обеспечения -это одна из характерных примет развития современного общества. Технологии,основным компонентом которых являются компьютер, проникают практически во всесферы человеческой деятельности.
Современноеобразование, как один из компонентов социальной системы, ориентировано наразвитие личности обучающегося в процессе активной познавательной деятельности.Главной задачей образования становится не столько овладение суммой знаний,сколько развитие творческого, самостоятельного мышления обучаемых, формированиеумений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Длярешения такой задачи недостаточно только учебника, традиционной деятельности преподавателя,связанной с управлением процессом обучения. Необходим доступ к значительноболее широким и разнообразным источникам информации. Кроме того, потребностямсовременного процесса обучения отвечает такая организация деятельности обучаемых,которая будет формировать собственный опыт познания, вырабатывать жизненноважные компетентности и будет побуждать к активному самостоятельномуприобретению новых знаний на основе ранее усвоенных. Само время диктуетнеобходимость по-новому организовать работу педагога, направить его усилия наразвитие у обучающихся самостоятельного творческого мышления. Поэтомуиспользование на уроках химии новых информационных технологий считаю простонеобходимым. Понятно, что речь не идет об оборудовании кабинета химиинеобходимым количеством компьютеров и организацию учебного процесса такимобразом, чтобы обучаемые постоянно работали с компьютерными программами или всети Интернет. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет не в состояниизаменить непосредственное общение обучающихся с педагогом и между собой.Разговор идет о целесообразном вовлечении компьютерных технологий в процессполучения химического образования, об использовании таких возможностей новыхинформационных технологий, которые будут способствовать реализациидидактических целей и задач в соответствии с требованиями образовательногостандарта.
Основные направленияиспользования информационных технологий в учебном процессе
Впедагогической практике информационными технологиями обучения называют всетехнологии, использующие специальные технические информационные средства.Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачипознавательной информации, средством осуществления которых является компьютер.
Основнойцелью внедрения новых информационных технологий обучения является подготовка обучающихсяк полноценной жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Всоответствии с целью выделяются следующие педагогические задачи новыхинформационных технологий обучения:
· интенсификация всех уровнейучебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества;
· построение открытой системы образования,обеспечивающей каждому обучающемуся собственный путь самообразования;
· системная интеграция предметных отраслейобразования;
· развитие творческого потенциала обучающегося,его способностей к коммуникативным действиям;
· развитие уменийэкспериментально-исследовательской и познавательной деятельности;
· формирование информационной культуры обучающихся.
Компьютерможет использоваться на всех этапах обучения и выполняет при этом различныефункции: преподавателя, инструмента познания, объекта обучения, игровой среды.Важно то, что новые информационные технологии обучения позволяют решать такиедидактические задачи:
· изучение явлений и процессов в микро — имакромире, в сложных технических и биологических системах;
· системах на основе использования средствкомпьютерной графики и компьютерного моделирования;
· подача в удобном для изучения масштабевремени различных химических и физических процессов, которые реально протекаютс очень большой или очень малой скоростью.
Средствановых информационных технологий обучения подразделяются на аппаратные,программно-методические и учебно-методические.
Педагогическиепрограммные средства, применяемые в учебном заведении делятся на следующиевиды:
· учебные;
· контролирующие;
· дополнительные;
· многофункциональные
Приоритетнымнаправлением информатизации в учебных заведениях является формирование иразвитие образовательно-информационной среды с учетом условий функционированиязаведения, ресурсов, состояния компьютеризации.
Какпоказывает опыт, ориентация на использование информационно-компьютерныхтехнологий вносит определенные изменения в процесс организации деятельностивсех участников учебно-воспитательного процесса. Эти изменения касаютсяпознавательных, коммуникативных и личностных сфер, трансформируютисполнительское звено деятельности и ее мотивационную регуляцию.
Сегоднянаиболее реализованным в практике работы учебных заведений являетсяфрагментарное использование компьютеров в учебно-воспитательном процессе врамках традиционной модели обучения для решение отдельных дидактических задач.При таком подходе у преподавателей появится возможность сочетание разнообразныхтрадиционных технологий обучения с информационными. В этом случае использованиеновых информационных технологий связано с решением нескольких типов дидактическихзадач:
· использование компьютеров для выполнения вычислительныхопераций и печатания текстов;
· компьютер и учебные программы используютсякак носители учебной информации;
· использование компьютера на уроке химиикак средства наглядности;
· компьютер может выполнять контролирующуюфункцию;
· использование компьютерной техники ителекоммуникационных систем для исследовательской деятельности обучающихся вовнеурочное время.
Другоенаправление использования новых информационных технологий в обучении связано с внедрениемучебных компьютерных моделей, имитационно-моделирующих программ, дистанционногообучения с использованием возможностей интернет. Это направление можетскладываться из таких видов познавательной деятельности: имитация эксперимента,исследовательская работа с использованием компьютеров, вычислительные эксперименты,телекоммуникационные учебные проекты. При этом появляется возможностьпроведения экспериментов с визуализацией результатов на экране, проверки иотстаивание обучающимся определенных гипотез или их опровержение. Процесспередачи готовых знаний заменяется экспериментально-исследовательскойдеятельностью.
Рассмотренынаправления и виды использования новых информационных технологий при изучениихимии связанные с привлечением различных педагогических программных средств.
Применение информационныхтехнологий на уроках химии
Известно,что в настоящее время основным источником информации является всемирная сеть Интернети электронные носители (компьютерные программы). Современные обучаемые должныполучать полный объем знаний по всем предметам. Для этого надо использовать кактрадиционные формы и методы проведения уроков, так и программные средстваобучения для использования в кабинете информатики, на интерактивных досках, с помощьюпроекторов.
Многиесовременные медиа-пособия созданы в помощь преподавателю в проведении уроков. Этипособия решают часть проблем учебного процесса, связанных с материальным обеспечениемхимического кабинета и позволяют использовать материал на определенном этапеурока, показать опыты в динамике, повторить демонстрации, повторно обратиться кучебному материалу.
Работаяв режиме обучения, программа выводит на экран дисплея учебную информацию, задаетвопросы для того, чтобы проверить степень понимания предложенной информации.Если ответ неправильный, компьютер либо подсказывает, как найти правильныйответ, либо сам дает правильный ответ и задает следующий вопрос.
Врежиме тренажера выводятся только тексты вопросов, при неправильном ответе навопрос компьютер дает комментарий; результаты ответов не запоминаются, время наих проработку не ограничивается.
Врежиме контроля варианты заданий подбирает компьютер, время на обдумываниеответа ограничивается, результаты ответов фиксируются, при неправильном ответеэто приложение дает правильный ответ и комментарий. По окончании выводитсясписок тем, которые нужно повторить и выставляется оценка.
Такимобразом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служитсредством общения, партнером, инструментом, источником информации, контролируетдействия обучающегося, создает проблемные ситуации и предоставляет ему новыхпознавательных возможностей.
Способыиспользования информационно-коммуникационных технологий разнообразны: работавсей группой, парами или индивидуально.
Информационныетехнологии на разных этапах занятия:
Этап проверки домашнего задания
|
Этап изучения нового материала
|
Этап закрепление знаний
|
Тестирование обучающихся по теме |
Просмотр нового материала на электронном носителе |
Создание тестовых заданий и их выполнение |
Создание обучающимися кроссвордов, лабиринтов и решение их на уроке другими обучающимися |
Просмотр электронной наглядности |
Первичное тестирование на электронном носителе
|
Презентация материала, обработанного самостоятельно отдельными обучающимися дома |
Просмотр мультимедийных презентаций, подготовленных преподавателем или обучающимися |
Презентация результатов деятельности (индивидуальной или групповой) |
Например,если в кабинете есть в наличии только один компьютер или, если стоит задачаорганизации коллективной работы по поиску путей решения задач, постановкипроблемы, целесообразно организовать работу группы на базе компьютерапреподавателя с помощью мультимедийного проектора. Такой подход в ряде случаевоказывается более продуктивным, чем индивидуальная работа обучающихся скомпьютером.
Вучебном процессе выбор способа использования компьютера следует осуществлять впрямой зависимости от дидактической цели конкретного урока.
Анализируяучебную компьютерную программу следует обратить внимание на следующие аспекты:
· психологический-как повлияет эта программана мотивацию обучения, на отношение к предмету;
· педагогический — насколько программаотвечает общей направленности учебного курса и способствует формированию у обучающихсяправильного представления об окружающем мире, химических процессах;
· методический — способствует ли программалучшему усвоению материала, целесообразным является;
· подбор заданий, предлагаемых обучающимся,методично ли правильно изложен материал;
· организационный — рационально лиспланированы уроки с использованием компьютера и новых информационныхтехнологий, достаточно ли обучающимся выделяется времени для самостоятельнойработы на компьютере.
Компьютерыв обучении использую лишь в тех случаях, когда они обеспечивают получение знаний,которые невозможно получить без компьютерных технологий. Очень важно обучениепостроить таким образом, чтобы обучающийся понимал, что задачу решает он, а немашина, он только отвечает за последствия принятого им решения. Обучающиеся теряютинтерес, если в конце урока уничтожаются плоды труда, поэтому при созданиипрограммных продуктов или дидактических материалов следует использовать ирезультаты ученической деятельности.
Использованиеинформационно-коммуникационных технологий позволяет решить следующие проблемы:
a)адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся);
б)одновременная работа группы обучающихся за компьютером;
в)интерактивность (взаимодействие EOM и обучающегося, имитирующее в определеннойстепени реальное общение);
г)контроль индивидуальной работы обучающихся во внеурочное время.
Компьютерреализует обучение в диалоговом режиме. Компьютеризированные учебные материалы(ППС) наиболее пригодны для адаптации к индивидуальным особенностям обучающихся.
Использованиев учебном процессе мультимедийных пособий при наличии компьютерного обеспечениясоздает благоприятные условия для развития познавательного интереса обучающихся,повышение качества знаний, разнообразие и насыщение процесса обучения,существенно повышает мотивацию, помогает раскрыть творческие способности обучающихсяи преподавателей.