X-PDF

Доклад на тему: Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Поделиться статьей

           ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Киржача»

                                                                Владимирской области

 

 

 

 

 

 

 

            «Использование ИКТ  в начальной школе »

                                                                                    Учитель начальных классов

                                                                                     Звонова А.Г.                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Киржач 2023г.

     Цель: изучениеособенностей использования информационно-коммуникативных технологий на уроках вначальной школе при работе с детьми с ОВЗ.

   Задачи:                                                                                                                                             

изучить  и внедрить  новые  педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;

-показать  результативность  применения информационно-коммуникативных   технологий  в  начальной школе;

— определить преимущества в использовании ИКТ науроках в начальной школе;

— рассмотреть методику использования ИКТ на уроках поразным предметам;

— обобщить  опытработы  по  применению  информационно-коммуникативных    технологий  в начальной школе.

 

Предполагаемые результаты:

— улучшение качества образования;

— применение новых образовательныхресурсов, облегчающих проведение уроков;

— внедрение новых педагогическихтехнологий, основанных на широком использовании ИКТ.

Актуальностьопыта. В последнее времямного говорится о внедрении информационно-коммуникационных технологий (далееИКТ) в процесс образования. Использование компьютерных технологий доказывает нетолько целесообразность использования компьютера, но и важную роль в развитииличности ребенка и его интеллекта в целом. Эту тему считаю важной, так какработаю с детьми с ОВЗ.

   ВКонституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, чтодети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

   Получениеобразования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидамиявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективнойсамореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

   С каждым годом все настойчивее в нашу жизньврывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.

   Информационные технологии дают уникальнуювозможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширениеинформационного пространства детей и подростков побуждает учителя заниматьсявместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
    В основе стандартов лежит  деятельностный подход. Особое внимание я обращаю нанеобходимость формирования у обучающихся  предметных,  личностных иметапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочнойдеятельности информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

   Сегодня на первый план выдвигается становление и развитиеличности младшего школьника. А одним из основных показателей становленияличности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого взначительной мере определяет эффективность процесса обучения.          

   Проблема развития интереса к учению ушкольников с ОВЗ исследуется различными авторами, она и сегодня является однойиз актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. У значительнойчасти учащихся с ОВЗ наблюдается преобладание низкого уровня развитияпознавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальнойшколы у многих остается на прежнем уровне или даже снижается. Для детей с ОВЗхарактерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти,эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижениевнешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательногоинтереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным,нужны новые техники и технологии.

 

   Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависитот множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным дляего восприятия является учебный материал.

   Поиск путей и средств повышения эффективностиформирования познавательного интереса у младших школьников показывает, чтоодним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признаетсяиспользование средств информационно-коммуникационных технологий.

   Приработе с детьми с ОВЗ возникает необходимость разработки индивидуальнойадаптированной программы занятий с использованием компьютера. Она должнавключать в себя обучающие уроки с использованием информационно-коммуникационныхтехнологий. Также необходимо продумать содержание компьютерного программногообеспечения, тренажеры и игры, которые развивают познавательные способностидетей и обучающие функции по предметам. На сегодняшний день вопрос о повышенииэффективности социализации и последующей интеграции в современном обществедетей с ограниченными возможностями здоровья достаточно актуален.

   Владениеинформационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, какумение читать и писать. Начальная школа – фундамент, от качества которогозависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность научителя начальных классов. Моя задача не только научить читать, писать, но изаложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучитьспособам учебной деятельности. В соответствии с требованиями новых образовательныхстандартов учитель начальных классов должен выстраивать учебный процесс,используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе ивозможности средств ИКТ.

   Использование ИКТ в учебном процессе  позволяет нетолько модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но идифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.   Использование вобразовательном  процессе средств ИКТ направлено на развитиепознавательного интереса обучающихся, совершенствование форм и методоворганизации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоенияобучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новыезнания, а также на процесс интеллектуального, творческого, нравственного иэстетического развития школьников.

 

Наиболееэффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на урокеявляются:

·        игровая деятельность;

·        создание положительныхэмоциональных ситуаций;

·        работа в парах;

·        проблемное обучение.

Игра необходима для сохранения преемственностимежду детским садом и школой, и для снижения  перегрузок. Ни один урок не можетобойтись без привлечения элементов игры и занимательности.

На уроке обучения грамоте дети выполняют задание определить местозвука в слове.

 

Илиназвать слово, разделить его на слоги и поставить ударение.

 

 

 

   Всегда можноотыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке(словообразование, правописание шипящих, лексика, правописание слов сбезударными гласными).  Если применять разнообразные дидактические приёмы:интересные рисунки, грамматические сказки, то и  самые слабые ученикииспытывают удовольствие от работы с этими словами.  

    Оченьудобно использовать презентации при работе на уроках «Мир природы и человека»по разным темам, например: «Строение растений».

Или тема: «Сутки».

 

 

 

      В начальной школе много времени отводитсярешению задач. Здесь особенно нужна наглядность. Начиная с первого класса,ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисоватьиллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебныеминуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, аздесь достаточно щелчка мышки.

 

 

 

Так же такая работа способствует хорошему результату при работе сгеометрическим материалом.

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

 

 

 

Можно выполнять много разных логических задач, для которых нетребуется длительная подготовка учителя, а количество задач увеличивается.

 

   Часто нашим урокам не хватает яркости повествования. Урок должен бытьярким, эффектным, эмоциональным, а главное — продуктивным. Только тогда знания,переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента,на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю врешении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современныхинформационно-коммуникационных технологий. На уроках ручного труда можноиспользовать видеофильм с инструкцией выполнения поделки, например к 8 Мартаили по образцу на экране выложить из геометрических фигур рисунок.

 

 

 

 

 

 

        В начальной школе мы используеминформационные технологии на всех этапах урока.  При объяснении нового материала, закреплении,повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

 

Закрепление, выделение изученной буквы средидругих.

Изучение новогоматериала по теме: «Написание прописных букв».

 

 

 

 

 

Закрепление потеме: «Овощи и фрукты», отгадываем загадки.
Кроме уроков использую информационно-коммуникативные технологии во внеурочнойдеятельности: проведение утренников, классных часов, занятий «Разговоры оважном».

 

 

 

 

 

 

 

    Кроме уроковиспользую информационно-коммуникативные технологии во внеурочной деятельности:проведение утренников, классных часов.

 

     Практически на любом школьномпредмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань,которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Применениеинтерактивных презентаций на занятиях не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность уучащихся с ОВЗ, но и корректирует  их логическое мышление, зрительноевосприятие, зрительную память, цветовое восприятие. 

Наглядныйматериал для презентаций должен подбираться дозировано, то есть в том объеме,который необходим для данных детей.

Подбориллюстративного материала надо осуществлять тщательно, картинки должны бытькачественными и понятными. Текст на слайдах должен быть минимальным и хорошочитаем.

Презентациине должны быть перегружены второстепенными элементами. Анимация должна отражатьтему презентации.

Компьютернуюпрезентацию можно использовать на занятии полностью, а также частично наотдельных этапах работы.

     Вопросы вкомпьютерных викторинах должны быть понятными и отражать тему занятия.

 

       Современному обществу сегодня просто необходимо использовать компьютерныетехнологии во всех сферах жизни, и образовательная школа должна соответствоватьэтим требованиям. Современный педагог, психолог и логопед в работе собучающимися и детьми с ОВЗ, должны активно использовать компьютер в своейдеятельности, потому как главная задача школы: обеспечить основным общимобразованием каждого обучающегося на качественном уровне в соответствиис индивидуальными возможностями личности. Помогать адаптироваться  кусловиям реальной жизни, удовлетворить образовательныепотребности обучающихся и их родителей.

    — Учитель  всегда  должен помнить,  что ИКТ – это  не  цель,  а  лишь средство обучения.  Она  должна  применяться только  там,  где  она  действительно  необходима!

—  Всякое лекарство может стать ядом, еслипринять в неразумных дозах. Нужно помнить, что компьютер — это не волшебнаяпалочка, которая за один час занятий сделает ребенка сразу умным и развитым.

— Существуют определенные ограничения повремени. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшениюзрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

— И все жекомпьютер — это наше настоящее  и будущее. Он помогает интеллектуальному ростуребенка, ускоряет процесс мышления. С другой стороны — нельзя уповать только накомпьютер и не превращать его в единственный источник знаний об окружающеммире, заменяющий книги, игрушки, а главное — живое общение.

 

Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не простоновое веяние времени, необходимость.

     Успешность обучениямладших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательнойактивности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует болееглубокому усвоению  изучаемого материала.  Результат обучения свидетельствуетоб эффективности предложенной модели обучения, при которой не толькоучитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляетсямаксимальное развитие их личности.

           

 

 

Используемые источники:

1.   https://infourok.ru/ikt-pri-obuchenii-detey-s-ovz-686981.html  -Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченнымивозможностями здоровья.

2.   https://multiurok.ru/tungusebv/blog/riekomiendatsii-dlia-uchitielia-po-ispol-zovaniiu-sriedstv-ikt-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti.html  —  Егоров Б.В. Рекомендациидля учителя по использованию средств ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

3.  https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/riekomiendatsii-po-ispol-zovaniiu-ikt-piedaghogham-rabotaiushchim-s-diet-mi-s-ovz   —  Рекомендациипо использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4.   Интернет ресурсы в ЯндексКартинках yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.24%
НЕТ
38.76%
Проголосовало: 1504

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет