ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Киржача»
Владимирской области
«Использование ИКТ в начальной школе »
Учитель начальных классов
Звонова А.Г.
Киржач 2023г.
Цель: изучениеособенностей использования информационно-коммуникативных технологий на уроках вначальной школе при работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
— изучить и внедрить новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;
-показать результативность применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе;
— определить преимущества в использовании ИКТ науроках в начальной школе;
— рассмотреть методику использования ИКТ на уроках поразным предметам;
— обобщить опытработы по применению информационно-коммуникативных технологий в начальной школе.
Предполагаемые результаты:
— улучшение качества образования;
— применение новых образовательныхресурсов, облегчающих проведение уроков;
— внедрение новых педагогическихтехнологий, основанных на широком использовании ИКТ.
Актуальностьопыта. В последнее времямного говорится о внедрении информационно-коммуникационных технологий (далееИКТ) в процесс образования. Использование компьютерных технологий доказывает нетолько целесообразность использования компьютера, но и важную роль в развитииличности ребенка и его интеллекта в целом. Эту тему считаю важной, так какработаю с детьми с ОВЗ.
ВКонституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, чтодети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Получениеобразования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидамиявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективнойсамореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
С каждым годом все настойчивее в нашу жизньврывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.
Информационные технологии дают уникальнуювозможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширениеинформационного пространства детей и подростков побуждает учителя заниматьсявместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
В основе стандартов лежит деятельностный подход. Особое внимание я обращаю нанеобходимость формирования у обучающихся предметных, личностных иметапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочнойдеятельности информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Сегодня на первый план выдвигается становление и развитиеличности младшего школьника. А одним из основных показателей становленияличности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого взначительной мере определяет эффективность процесса обучения.
Проблема развития интереса к учению ушкольников с ОВЗ исследуется различными авторами, она и сегодня является однойиз актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. У значительнойчасти учащихся с ОВЗ наблюдается преобладание низкого уровня развитияпознавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальнойшколы у многих остается на прежнем уровне или даже снижается. Для детей с ОВЗхарактерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти,эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижениевнешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательногоинтереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным,нужны новые техники и технологии.
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависитот множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным дляего восприятия является учебный материал.
Поиск путей и средств повышения эффективностиформирования познавательного интереса у младших школьников показывает, чтоодним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признаетсяиспользование средств информационно-коммуникационных технологий.
Приработе с детьми с ОВЗ возникает необходимость разработки индивидуальнойадаптированной программы занятий с использованием компьютера. Она должнавключать в себя обучающие уроки с использованием информационно-коммуникационныхтехнологий. Также необходимо продумать содержание компьютерного программногообеспечения, тренажеры и игры, которые развивают познавательные способностидетей и обучающие функции по предметам. На сегодняшний день вопрос о повышенииэффективности социализации и последующей интеграции в современном обществедетей с ограниченными возможностями здоровья достаточно актуален.
Владениеинформационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, какумение читать и писать. Начальная школа – фундамент, от качества которогозависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность научителя начальных классов. Моя задача не только научить читать, писать, но изаложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучитьспособам учебной деятельности. В соответствии с требованиями новых образовательныхстандартов учитель начальных классов должен выстраивать учебный процесс,используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе ивозможности средств ИКТ.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет нетолько модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но идифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Использование вобразовательном процессе средств ИКТ направлено на развитиепознавательного интереса обучающихся, совершенствование форм и методоворганизации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоенияобучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новыезнания, а также на процесс интеллектуального, творческого, нравственного иэстетического развития школьников.
Наиболееэффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на урокеявляются:
· игровая деятельность;
· создание положительныхэмоциональных ситуаций;
· работа в парах;
· проблемное обучение.
Игра необходима для сохранения преемственностимежду детским садом и школой, и для снижения перегрузок. Ни один урок не можетобойтись без привлечения элементов игры и занимательности.
На уроке обучения грамоте дети выполняют задание определить местозвука в слове.
Илиназвать слово, разделить его на слоги и поставить ударение.
Всегда можноотыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке(словообразование, правописание шипящих, лексика, правописание слов сбезударными гласными). Если применять разнообразные дидактические приёмы:интересные рисунки, грамматические сказки, то и самые слабые ученикииспытывают удовольствие от работы с этими словами.
Оченьудобно использовать презентации при работе на уроках «Мир природы и человека»по разным темам, например: «Строение растений».
Или тема: «Сутки».
В начальной школе много времени отводитсярешению задач. Здесь особенно нужна наглядность. Начиная с первого класса,ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисоватьиллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебныеминуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, аздесь достаточно щелчка мышки.
Так же такая работа способствует хорошему результату при работе сгеометрическим материалом.
Можно выполнять много разных логических задач, для которых нетребуется длительная подготовка учителя, а количество задач увеличивается.
Часто нашим урокам не хватает яркости повествования. Урок должен бытьярким, эффектным, эмоциональным, а главное — продуктивным. Только тогда знания,переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента,на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю врешении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современныхинформационно-коммуникационных технологий. На уроках ручного труда можноиспользовать видеофильм с инструкцией выполнения поделки, например к 8 Мартаили по образцу на экране выложить из геометрических фигур рисунок.
В начальной школе мы используеминформационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении,повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.
Закрепление, выделение изученной буквы средидругих.
Изучение новогоматериала по теме: «Написание прописных букв».
Закрепление потеме: «Овощи и фрукты», отгадываем загадки.
Кроме уроков использую информационно-коммуникативные технологии во внеурочнойдеятельности: проведение утренников, классных часов, занятий «Разговоры оважном».
Кроме уроковиспользую информационно-коммуникативные технологии во внеурочной деятельности:проведение утренников, классных часов.
Практически на любом школьномпредмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань,которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Применениеинтерактивных презентаций на занятиях не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность уучащихся с ОВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительноевосприятие, зрительную память, цветовое восприятие.
Наглядныйматериал для презентаций должен подбираться дозировано, то есть в том объеме,который необходим для данных детей.
Подбориллюстративного материала надо осуществлять тщательно, картинки должны бытькачественными и понятными. Текст на слайдах должен быть минимальным и хорошочитаем.
Презентациине должны быть перегружены второстепенными элементами. Анимация должна отражатьтему презентации.
Компьютернуюпрезентацию можно использовать на занятии полностью, а также частично наотдельных этапах работы.
Вопросы вкомпьютерных викторинах должны быть понятными и отражать тему занятия.
Современному обществу сегодня просто необходимо использовать компьютерныетехнологии во всех сферах жизни, и образовательная школа должна соответствоватьэтим требованиям. Современный педагог, психолог и логопед в работе собучающимися и детьми с ОВЗ, должны активно использовать компьютер в своейдеятельности, потому как главная задача школы: обеспечить основным общимобразованием каждого обучающегося на качественном уровне в соответствиис индивидуальными возможностями личности. Помогать адаптироваться кусловиям реальной жизни, удовлетворить образовательныепотребности обучающихся и их родителей.
— Учитель всегда должен помнить, что ИКТ – это не цель, а лишь средство обучения. Она должна применяться только там, где она действительно необходима!
— Всякое лекарство может стать ядом, еслипринять в неразумных дозах. Нужно помнить, что компьютер — это не волшебнаяпалочка, которая за один час занятий сделает ребенка сразу умным и развитым.
— Существуют определенные ограничения повремени. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшениюзрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
— И все жекомпьютер — это наше настоящее и будущее. Он помогает интеллектуальному ростуребенка, ускоряет процесс мышления. С другой стороны — нельзя уповать только накомпьютер и не превращать его в единственный источник знаний об окружающеммире, заменяющий книги, игрушки, а главное — живое общение.
Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не простоновое веяние времени, необходимость.
Успешность обучениямладших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательнойактивности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует болееглубокому усвоению изучаемого материала. Результат обучения свидетельствуетоб эффективности предложенной модели обучения, при которой не толькоучитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляетсямаксимальное развитие их личности.
Используемые источники:
1. https://infourok.ru/ikt-pri-obuchenii-detey-s-ovz-686981.html -Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченнымивозможностями здоровья.
2. https://multiurok.ru/tungusebv/blog/riekomiendatsii-dlia-uchitielia-po-ispol-zovaniiu-sriedstv-ikt-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti.html — Егоров Б.В. Рекомендациидля учителя по использованию средств ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
3. https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/riekomiendatsii-po-ispol-zovaniiu-ikt-piedaghogham-rabotaiushchim-s-diet-mi-s-ovz — Рекомендациипо использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Интернет ресурсы в ЯндексКартинках yandex.ru
