X-PDF

Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методов обучения навыку письма школьников на уроках логопедии в младших классах»

Поделиться статьей

 

Министерство образования РФ

Главное Управление образованияадминистрации Челябинской области.

Муниципальное образовательноеучреждение «Специальная (Коррекционная) общеобразовательная    школа – интернат№ 52»

города Магнитогорска

455000, Челябинская область, гМагнитогорск, пер Ржевского, 4; тел 48 21 43

 

 

 

 

Доклад  на тему:

 

 

«Использованиенетрадиционных методов обучения навыку письма школьников на уроках логопедии вмладших классах»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Подготовила:

                                                                                         Учитель-логопед

                                                                                  Назина М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магнитогорск март, 20223г

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Обучение каллиграфическому почерку в период обучения грамоте ивпоследствии при проведении минуток чистописания – это то малое время, котороеотводится на совершенствование навыков письма в начальной школе. В даннойработе узнаем, как этот процесс сделать более эффективным с помощьюнетрадиционного метода обучения письму.

Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядываяв тетради учеников, у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко некаллиграфический почерк.

Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучениеписьму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все большеи больше волнуют учителей и родителей. Жесткость временных рамок, недостаточноезнание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работыи работы дома приводят к серьезным отклонениям не только в образовательномпроцессе, но и  в состоянии здоровья ребенка.

Проблема обучения письму была и остается актуальной досегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя,методисты. Так грузинский педагог В.Г.Ниорадзе разработала технологию, котораяпозволяет не просто научить младших школьников писать отдельные буквы и ихсоединения, а освоить общие структурные единицы русского письменного шрифта.

Цель доклада: изучение нетрадиционного метода обучения письму пометодике В.Г. Ниорадзе

Задачи:

·       узнать о вкладе В.Г. Ниорадзе в письменно речевую деятельность;

·       узнать о методике обучения письму младших школьников В.Г.Ниорадзе;

·       раскрыть суть методики В.Г. Ниорадзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВКЛАДВ.Г.НТОРАДЗЕ В ПИСЬМЕННО – РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВалерияГивиевна Ниорадзе – была доктором педагогических наук, академиком Академиипедагогических и социальных наук. В Московском городском педагогическомуниверситете Валерия Гивиевна была профессором кафедры педагогики и психологии,вела авторские курсы для студентов: Философия и история педагогики,Культура учителя гуманного типа мышления, Духовный аспектслова.

Онаявляется автором более 100 научных трудов, среди которых монографии,методические пособия, учебники, статьи. И при этом она ни на год не прерывалаработы в общеобразовательной школе.

Онабыла членом редакционного совета Антологии гуманной педагогики изаместителем главного редактора журнала Три ключа.

Каки Шалва Александрович Амонашвили, она была учителем от Бога, учителем Света,настоящим Рыцарем гуманной педагогики. Всегда искала новое, воплощала это всвоей работе и отстаивала его всею мощью своего пламенного сердца.

Особенноважен ее вклад в создание системы выращивания письменно — речевой деятельности.Это то, чего нет в педагогике наших школ, но дает прекрасный результаткультурного развития ребенка.

Еесистема выстроена на идеях о том, что мощные благодатные изменения в процессеразвития ребёнка происходят «благодаря овладению письменной речью, благодарявозможности обмениваться опытом со всем тем, что создал человеческий гений вобласти письменного слова».

В. Г. Ниорадзе разработала такую технологию обучения письму,которая позволяет не просто научить младших школьников писать отдельные буквы иих соединения, а освоить общие структурные единицы русского письменного шрифта.

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ

В.Г. НИОРАДЗЕ

Задачаучителя, работающего с первоклассниками, заключается в выборе такой технологии,которая позволяет не просто научить младших школьников писать отдельные буквы,а освоить общие структурные единицы русского письменного шрифта, а такжесоздавать возможности для интеллектуального и речевого развития детей.

Решениюданной задачи способствует технология, разработанная Валерией ГивиевнойНиорадзе для школ, где обучение ведется по системи Ш. А. Амоношвили.

Обучениеименно письму по технологии В. Г. Ниорадзе в русских школах может делиться на 3периода: подготовительный (добукварный), букварный и послебукварный.

Цельподготовительного периода – усвоение учениками обобщающего образа рус.рукописного шрифта; сознание того, что русский шрифт состоит из равномерных,наклонных линий: верхних, средних и нижних; выработка умений и навыковнаклонного, связного, безотрвывного воспроизведения рукописного шрифта еще дотого, как учащиеся познакомились с буквами русского алфавита.

Детиучатся писать фигуры по предварительно или же восстановленной схеме. Схеманаклонных линий разной длины (верхние, средние, нижние), расположенные наразном расстоянии друг от друга. Позже в букварный период, в эту схему можновписать русскую рукописную букву.

Многообразныеупражнения, проводимые на данном этапе, нацелены на тренировку детей всоответствии с верхними, средними и нижними линиями, т.е. они упражняются вовсем том, что составляет специфику русского рукописного шрифта в целом, а неотдельные буквы или группы букв.

Основнойвид упражнений на данном этапе –  соотнесение линий парами (двух верхних, т.е.находящихся выше рабочей строки; двух нижних – ниже рабочей строки двух средних– на рабочей строке; верхней и средней; средней и нижний  и т.д) ииспользование различных видов соединений этих линий.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

 

 

 


Этиподготовительные упражнения выполняются в определенном порядке: сначала учительвыписывает образец фигуры и рядом ее графическую схему. Затем дети обводятобразец, данный в прописях(если они имеются) или написанный учителем в тетради.После этого учащиеся на основе нарисованной учителем опорной схемы повторяюттуже фигуру. Далее они работают самостоятельно: составляют графическую схему ивыводят по ней фигуру.

Наподготовительном и букварном периоде желательно, чтобы дети пользовались икарандашом, и ручкой. Образец фигуры и опорную схему учитель и дети пишуткарандашом, а учащиеся обводят или пишут с помощью ручки. Написание толькоручкой может привести к отрывному, угловатому письму.

Вконце добукварного периода дети самостоятельно пишут карандашом опорные схемы,соединяют их различными способами, т.е. овладевают «квазиписьмом» — аналогомрусского рукописного шрифта.

Цельвторого, букварного периода, — создание у детей представления о наличии врусском рукописном шрифте внутренней графической структуры придающей отдельным буквам четкость и стройность, объединяющей все буквы в единое целое.

Вэтот период работа по графическим схемам продолжается, учащиеся осознаютвнутреннюю структуру каждой письменной буквы и усваивают написание прописных истрочных букв с соблюдением графической направленности русского письма.

Вэтот период используются различные упражнения, направленные не только наформирование каллиграфического навыка, но и на развитие логического мышления,речи, творческих способностей учащихся.

Основнымипредметами работы в букварный период являются следующие:

                                 1.      предварительное (до выведения буквы)составление графической схемы буквы, слога, слова, предложения с изучаемойбуквой.

 

 

                                 2.      Группировка букв по способу их образования

 

 


                                 3.           Осознание способностей соединительныхлиний и письмо по графическим схемамнаиболее типичных слогов с изучаемой буквой

 

 


                                 4.           Письмо заглавной и строчной и строчнойбуквы (слога, слова, предложения) по графической схеме, заранее составленнойучащимися или данной в прописях

 

 


                                 5.      Письмо слова, словосочетания, предложенияпо схеме, предварительно составленной учеником

 

 


                                 6.      Составление и написание слова из данных вразбивку букв

 

 


                                 7.      Составление и написание  слова на основеданных в разбивку опорных схем букв

 

 

                                 8.      Отгадывание и написание слова пографической схеме на основе загадки

                                                         

 

                                 9.      Отгадывание и написание слова илисловосочетания, выражающего оценку учителем труда ученика и записанную спомощью опорной схемы

 

 


                               10.     Графическоеобозначение (написание) предмета, изображенного на рисунке

 

 


                               11.     Выборслова – названия предмета, изображенного на одном из четырех рисунков, наоснове графической модели

 

 


Такаяработа с опорными схемами позволяет проводить наблюдения над синонимами и ихзначением, использовать эти слова в предложении и тексте, конструировать ипереконструировать небольшие речевые высказывания на основе образца.

Кконцу букварного периода дети понимают, что такое каллиграфическое письмо:буквы д и  б равномерно наклонены, связаны между собой,соединительные линии – правильные, в буквах четко выделяются верхние и нижниелинии, средние же линии все одной величины.

Впослебукварный период основное внимание уделяется упражнениям на списываниетекстов, письмо под диктовку, а так же запись небольших текстов илипредложений, составленных самими детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТехнологияВ.Г. Ниорадзе позволяет уже в самом начале обучения включать не психофизиологическиеи интеллектуальные  качества личности ребенка, которые потребуются для егодальнейшего обучения. Этот подход к обучению детей письму уже используетсяучителями в некоторых школах Нижнего Новгорода, Дзержинска, Бора, Кстовского,Городецкого и других районах области для формирования навыка письма идальнейшей коррекции почерка и доказал свою эффективность при обучении детей постабильным программам.

Такимобразом, задачи, поставленные мной, реализованы. Мы узнали о вкладе В.Г.Ниорадзе в письменно – речевую деятельность младших школьников и раскрыли сутьеё методики обучения письму. Хочется отметить, что технология обучения письму,разработанная В.Г. Ниорадзе, обеспечивает высший уровень каллиграфическойкарьеры, создает интерес у детей к овладению письмом как видом речевойдеятельности, а учителю дает возможность определять способы работы надсовершенствованием почерка учащихся на последних ступенях обучения, развиватьих мышление, речь, способности.

 

 

 

 

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ОСТОЧНИКОВ

1.    Слово о В. Г. Ниорадзе – Режим доступа https://pandia.ru/text/77/464/14000.php,свободный

2.    Тивикова, С.К. Новые подходы к обучениюдетей письму (О технологии разв.обуч. В.Г.Ниорадзе) [Текст] // С.К. Тивикова //статья.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет