МБОУ «Джалкинская СШ №2»
Гудермесского муниципального района
Доклад на тему:
«Новое содержание, методы итехнологии
— путь к высокому качествувоспитания
и доступности образования»
Учительрусского языка и литературы – Идрисова Л.Б.
Докладна тему:
«Новоесодержание, методы и технологии-путь к высокому качеству воспитания идоступности образования»
В условиях модернизации российскогообразования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новаяшкола», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России, введения Федеральных государственных образовательныхстандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. В векразвитых технологий, противоречивости социально-экономического развитияобщества, лавинообразного увеличения информации к системе образованияпредъявляются принципиально новые духовно-нравственные исоциально-экономические требования. Именно эти реалии современногообщества диктуют необходимость обновления содержания воспитания.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работыв школе является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательныхтехнологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и обогащают профессиональное сознание педагога.
Классикиотечественной педагогики всегда понимали педагогику не только как науку встрогом смысле слова, но и как искусство воспитания. Любопытно, что, несмотряна близкую к актерскому делу публичность и словесность воспитательнойдеятельности, она все-таки ближе к искусству врача. Об этом очень интересноразмышлял более ста лет назад известный русский историк педагогики Л. Н.Модзалевский. Он замечал, что педагогика, бесспорно, являясь наукой, является иискусством, но никак не изящным, а понимаемым «толькокак разумное, своевременное, искусное применение общих законов и правил кчастным случаям, к отдельным индивидуальностям». Такимобразом, в искусстве воспитания всегда присутствует некая техническаясоставляющая, которая именуется технологией.
Педагогическаятехнология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назадв США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемостиучебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путёмпоэтапного воспроизведения.
Педагогическийпроцесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижениепоставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умениесамостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательныетехнологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональнуюдеятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Использованиепедагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретнымсодержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональноесознание учителя.
Многиеученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическаятехнология». Ивсе они брали за основу происхождение слова «технология» отгреческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» — наука.
Втолковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых вкаком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технологиямножество, на основании которых можно сделать вывод:
Технология – этоодновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способовдеятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
Впоследнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательскаяработа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования,описывается много различных педагогических технологий.
Педагогические технологии –это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетнымиобщеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собойзадачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательногопроцесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создаетв итоге определенную совокупность условий для развития воспитанников.
Всеэти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательнойработы. Среди педагогических технологий можно выделить отдельныевоспитательные технологии.
Воспитательныетехнологии – это одно из средств воспитания, система научнообоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений междусубъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигаетсяпоставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурнымценностям.
Воспитательные технологии включаютследующие системообразующие компоненты:
• Диагностирование
• Целеполагание
• Проектирование
• Конструирование
• Организационно – деятельностный компонент
• Контрольно – управленческий компонент
Вспомним некоторые воспитательные технологии.
Традиционные воспитательныетехнологии:
· Технологияорганизации и проведения группового воспитательного дела(Н.Е.Щурковой);
· Гуманно– личностная технология (Ш.А.Амонашвили);
· Технологияколлективного творческого воспитания (И.П.Иванова);
· Технологиягуманного коллективного воспитания (В.А.Сухомлинского).
Современные воспитательные технологии:
· технология проектного обучения и воспитания;
· личностно-ориентированная технология;
· технология здоровьесберегающая;
· технология развития критическогомышления;
· артпедагогика, музейная педагогика;;
· Тьюторство – технологияпедагогической поддержки;
· технология создания ситуации успеха;
· шоу-технологии
Любые классификации остаются условными, поскольку не вмещают все многообразиетехнологий воспитания. В своей практической деятельности воспитатель чаще всегостоит перед конкретными вопросами: как преобразовать воспитательную ситуацию,как выбрать способы действия (свои, проверенные многократно, или успешнопримененные кем-то; известные или новые, новаторские; «быстродействующие» илидлительные, системные), как построить взаимодействие с ребенком или группойдетей? Эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретныхвоспитательных ситуациях и с учетом перспективы воспитательного процесса.Исходя из этого, систему технологии воспитания можно представить на трехусловных уровнях организации воспитания как педагогического процесса.
1.Повседневные технологии воспитания. Онииспользуются для решения типовых задач воспитательного процесса. К такимтехнологиям относятся достаточно универсальные практики повседневногопедагогического общения, например технология поддержания и переключения вниманиядетей во время беседы с ними, технология включения детей в игру, технологияпредъявления педагогического требования. В этом же ряду стоят технологияпланирования воспитательной работы педагога, технология педагогическойдиагностики в процессе воспитания.
2.Ситуативные технологии воспитания. Ониразрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами:например, регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссоризощренно манипулирует товарищами и даже взрослыми. Воспитатель специальновыстраивает технологию «ситуации анализа очередной ссоры», то естьиспользует технологию разрешения конфликтов детей.
Такаятехнология позволит создать у детей собственный опыт оценки поступковтоварищей, мотивов их поведения, развенчать зачинщика ссор, обнажитьнепривлекательность его действий и вызвать желание не ссориться.
3.Такого же рода технологией воспитания является технология организации«ситуацииуспеха».
«Ситуацияуспеха»чрезвычайноважна для поддержания чувства собственного достоинства ребенка, повышения егосамооценки, принятия субъектной позиции. Эта технология строится какпоследовательность специальных педагогических «операций», заложенныхв любую организуемую деятельность детей (поскольку «ситуацияуспеха»должнавозникнуть в деятельности ребенка).
□ культивированиянастроения доброжелательности, дружелюбия;
□ снятиястраха перед деятельностью;
□ скрытойпомощи, завуалированного инструктирования;
□ «авансирования» ребенка(термин А. С. Макаренко), то есть оглашения его достоинств, подбадривания,подкрепления его «персональнойисключительности
□ усилениямотивов деятельности;
□ педагогическоговнушения (мобилизующее на успех);
□ педагогическойоценки результатов деятельности и проявленных качеств личности.
Технологияпедагогической поддержки также предполагает создание ситуацииуспеха. «Частоли мы хвалим своих воспитанников? Какие при этом используем слова?».
Чтобынапомнить вам их, предлагаю памятку: Множество способовсказать «Ты –молодец!».
Достаточно широкое распространение в практике нашей школы получила здоровьесберегающая технология.
Цель технологии:сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкамсохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающихтехнологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учрежденияхявляется классификация, предложенная Н.К. Смирновым.
- Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Классные руководители проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся, следят за динамикой здоровья учащихся.
- Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие обучающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций, при проведении спортивных состязаний и мероприятий.
- Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Направленность этих технологий — созданиеприродосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей,гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это — и обустройствопришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живойуголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Грамотность учащихся по этимвопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ. Сюда же входят усилия классныхруководителей по обучению своих воспитанников правилам дорожного движения.
В нашем школьномколлективе мы давно используем наиболее часто встречающийся вариантвоспитания большими дозами,- годовой цикл школьных ключевых дел, проводимых пометодике коллективной творческой деятельности И.П. Иванова. Вшкольной воспитательной практике давно утвердилась аббревиатура КТД. Даннаяметодика предполагает широкое участие всего школьного населения в выборе,разработке, проведении и анализе главных дел года. В результате такого подходаэти ключевые дела становятся для всех желанными, понятными, личностнозначимыми.
В ключевых делахучаствуют все ученики, все учителя, многие родители, выпускники прошлых лет,друзья школы. Каждому предоставляется возможность определить для себя долюсвоего участия и ответственности. Главной структурной единицей ключевого делаявляется класс как первичный коллектив. Но в процессе общей работы происходитвзаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся устаршеклассников.
Рамкиобщешкольного творческого дела достаточно свободны, они не только позволяютучитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантностьсамовыражения класса и отдельного ученика.
Примером можетслужить коллективное участие в акции «Сохраним наши леса». Все классы сдавалимакулатуру, победил 4-й класс, собрали 500 кг. Творческий потенциал ребятавыразили через индивидуальные работы из природного материала, здесь отличилисьучащиеся 2-го класса. Замечательные рисунки были у ребят 2-го класса. Ученики5-9 классов нарисовали экологические плакаты и рисунки. Рисунки учеников 5класса отдельных учащихся были отправлены на районный конкурс.
Таким образом, наличностном уровне школа включила как можно большее количество детей виндивидуальную творческую деятельность. На коллективном – было сдано 1800 кгмакулатуры, что позволит сохранить большое количество деревьев в нашихмордовских лесах.
Многолетний опытработы позволяет сделать вывод о пользе «крупноблочного» подхода к построениювоспитывающейдеятельности.
Формируетсячувство школы, чувство «мы», состоящее из ярких «я».
Воспитывающиеситуации и деятельность могут носить повседневный, рядовой, рутинный характер.Скажем даже: большая часть школьной жизни проходит именно так. Однако в каждомребёнке (да и взрослом тоже) живёт потребность уйти от монотонного однообразиябудней, стремление к необычному, яркому, возвышенному. «Крупные дозы»воспитания как раз и удовлетворяют эту потребность, превращая факты школьногобыта в события, остающиеся в памяти надолго.
Психологиутверждают, что самыми естественными механизмами в воспитании детей являютсяэффект заражения и эффект подражания. Состояние ребёнка, в одиночкупереживающего свои эмоции, очень отличается от ситуации включённости его впереживания большой группы ребят. Крупные воспитательные акции создают в школепериоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. Вэтом случае коллективные переживания множатся, многократно усиливаясь, сильнодействуют на личность. Важно, чтобы эти переживания были одного рода. Радость,интерес, гнев, сочувствие тоже в этом случае как бы увеличиваются в своихдозах.
Яркие событияшкольной жизни, подготовленные сознательно и осуществлённые большинством, какправило, содержат в себе ценности, нравственные ориентиры, на которых строитсяжизнь этого большинства. Воспитание «крупными дозами» позволяет перевестиценности системы в личные ценности каждого из её участников.
Важное преимуществошкольного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидетьсебя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно дляформирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового иличного самосознания. Отсутствие официального соревнования, баллов, местснимает напряжение конкуренции. Процесс самосравнения, лишённый отрицательныхэмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива.Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успехавысвобождают добрые чувства, сочувствие всех всем.
Не меньшеезначение эти творческие дела имеют для педагогов. Они выводят их из замкнутогомира преподавания одного предмета, приобщают к общим (независимо отспециальности) действиям с коллегами, открывают широкие возможности длявзаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии. Идёт интенсивныйпроцесс не только совершенствования профессионального мастерства, но и развитияличности педагога, ибо на него «крупные дозы» воспитания влияют не меньше (еслине больше), чем на детей.
Довольно успешномы пользуемся иногда Шоу-технологией:
Особенности:
Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»).
Соревнование на сцене.
3 основных психологических механизма шоу:
· Эмоциональное заражение.
· Соревновательность.
· Импровизации.
Осенниекапустники, Новогоднее шоу, праздник Посвящение в первоклассники,Посвящение в Светлячки — пример такой работы.
Арт-педагогика -воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства,как классического, так и народного.
Техникаи приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительнаяарт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все вышеперечисленныетехники и приемы взаимосвязаны.
Концерты,театрализованные представления, конкурсы стихов и рисунков — самый используемыйарсенал в нашей воспитательной работе с детьми.
Ещеодин пример: Технология формирования лидерских качеств.
Автор:Д. Карнеги.
Онапредполагает развитие организаторских и лидерских качеств длясамосовершенствования и взаимодействия с коллективом.
Прошлогоднееучастие во Всероссийской экологической акции Сделаем вместе былопроведено благодаря ребятам 9 класса, так называемым эко-лидерам. Они помогалиорганизовать конкурс эко-плакатов, проводили экологические уроки Свободаот отходов, стали активными инициаторами уборки территории школы ипоселка.
В этом учебномгоду подобная работа будет продолжена, но уже в рамках Всероссийской акции «Вода и Здоровье». Новые эко-лидеры придут в классы, чтобы сформировать ушкольников ответственное отношение к водным ресурсам как к источнику здоровья ижизни на Земле.
Следующий пример: Личностно-ориентированная технология .
Личностно — ориентированнаятехнология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка,поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включаетпроявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание кнему.
В.А. Сухомлинский писал, что вмногогранном и многосложном процессе воспитания «ясно различаются две позиции -утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить,преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависитдейственность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царяттворческий труд и взаимное доверие, там, учителю и ученикам легко живется. Тамже, где в своих отношениях с детьми приходится, прежде всего, отрицать,запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной!»
Классный руководитель как никтодругой призван направлять формирование и развитие характера каждого из своихпитомцев, постоянно искать и пестовать ростки будущей личности. Он долженувидеть в любом из своих подопечных то неповторимое сочетание интеллектуальныхи душевных качеств личности, которое отличает данного человека от других иделает его интересным и нужным классу, семье, школе, обществу. Классномуруководителю в глазах ребят необходимо не только быть правдивым, искренним ичестным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, быть борцом противнегативных явлений окружающей жизни. Без этого его воспитанники останутсялюдьми равнодушными, не способными видеть и разоблачать недостатки, не умеющимибороться с ними. Порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросамисложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности.Классный руководитель должен, во — первых, не уходить от ответа и, во — вторых,искать его вместе. Ему очень важно чутко улавливать настроения в средешкольников, не стремиться сразу осудить все или, наоборот, захвалить нечтоновое, а глубоко разобраться в происходящем и скорректировать своюдеятельность.
Работая с детьми, чаще всего мы незадумываемся, какую воспитательную технологию используем в тот или иной момент,мы просто хотим, чтобы ребята выросли достойными людьми, были счастливы вбудущей жизни.
Подводяитоги, хочется сказать, что проанализировав уровень воспитанности обучающихсянашей школы мы наблюдаем положительную динамику. Шесть критериеввоспитанности отражают внешнюю культуру (отношение к школе, обществу, отношениек природе), так и внутреннюю (любознательность, прилежание, трудолюбие,отношение к себе, красивое в жизни), и демонстрируют уровень сформированностикультурных навыков обучающихся школы
Французский писатель Эрнст Легуве такговорил о целях воспитания: «Цель воспитания -научить наших детей обходиться без нас».
Нетрудно продолжить эту мысль –потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрымили злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души нашихдетей.
Какимибы технологиями воспитания мы не пользовались необходимо всегда помнить о том,как это отражается на ребенке и придерживаться принципа НЕ НАВРЕДИ.
В заключение хотелось бы высказатьнесколько пожеланий:
1. Пусть изменчивый характерносит методика воспитания, но неизменным остается Ваша преданность детями делу.
2. Пусть светит в вашем классерадуга открытий.
3. Пусть температура воспитанияваших учеников будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже..
4. Пусть минует вас град двоек, а пятерки и успехи льются рекой.
5. Пусть геомагнитное поле класса всегдабудет умеренно спокойным, ведь учитель – магнит, притягивающий илиотталкивающий учеников
6. Пусть ваш класс будетпарником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В такомпарнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет– замечательный парниковый эффект.
Решения педсовета:
1. В школе ведется значительная работа по использования современных педагогических воспитательных технологий с целью совершенствования педагогической деятельности.
2. Учитывая важностьсовершенствования данной работы, педсовет рекомендует более подробноеизучение современных воспитательных технологий и концепций назаседаниях МО классных руководителей.
3. Шире транслировать опытпедагогической деятельности, публикуя свои разработки в методических журналах,размещая в интернет-ресурсах.
