X-PDF

Доклад на тему Особенности обучения студентов СПО доказательствам математических утверждений

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕАМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АТК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Тема: «Особенности обучения студентов СПОдоказательствам математических утверждений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Свободный, 2021 г.

 

Особенности обучения студентов СПО доказательствамматематических утверждений

 

АндрееваАнна Викторовна, преподаватель математики

ГПОАУ«Амурский Технический Колледж»

 

Проблема обучения учащихся доказательству всегда являласьодной из центральных в методике преподавания математики. В настоящее время ееактуальность возросла. Дело в том, что осуществляемый процесс гуманизацииобразования предполагает направленность обучения на развитие личности, наформирование ее свойств, в частности нравственности, что возможно лишь вконтексте обучения доказательству. Обучение доказательству должно быть одной изцелей обучения математике и являться составляющей основы конструированиясодержания обучения математике в СПО.

Обучение доказательству играет большую роль в развитиидедуктивно-математического мышления и общих мыслительных способностей учащихся.

Несмотря на обилие работ, и рекомендаций по обучениюучащихся доказательству, владение соответствующим умение находится на низкомуровне. Поэтому проблема обучения доказательству является актуальной.

Основу разработки методики обучения доказательствусоставляют следующие положения:

1)                     обучение доказательству есть обучение анализудоказательства, его воспроизведению, самостоятельному открытию факта, поиску иконструированию его доказательства, а также опровержению предложенныхдоказательств;

2)                     единство логики и эвристики в обучениидоказательству;

3)     обучение доказательству – деятельность, имеющаяспецифическое строение, условия и форму осуществления.

В школьном обучении у ребенка начинает развиваться словесно-логическоемышление.

Словесно-логическое мышление осуществляется с помощьюследующих мыслительных действий.

Анализ – мысленное расчленениеобъекта познания на части с целью установления его свойств и особенностей,взаимосвязей этих частей объекта.

Синтез – мысленноевоссоединение отдельных элементов или частей в единое целое.

Сравнение – сопоставлениеобъектов познания с целью нахождения сходства и различий между ними.

Абстрагирование – это мысленноевыделение каких-либо существенных свойств и признаков при одновременномотвлечении от всех других свойств и признаков этих объектов. В результатеабстрагирования выделенное свойство или признак сам становится предметоммышления.

Обобщение в математикеиспользуется в двух различных формах:

1)                    эмпирическое обобщение, как мысленное выделениеобщих свойств в нескольких объектах и объединение их в группы на основевыделенных инвариантов.

2)                    научно-техническое обобщение, как мысленноевыделение в рассматриваемом объекте с помощью глубокого анализа свойств этогообъекта, какого-то существенного свойства в виде общего понятия для целогокласса объектов, обладающих выделенным свойствам.

Конкретизация – также можетвыступать в двух формах:

1)                    как мысленный переход от общего к единичному,частному.

2)                    как восхождение от абстрактно-общего кконкретно-частному путем выявления различных свойств и признаков этогоабстрактно-общего, как наполнение, обогащение абстрактно-общего конкретнымсодержанием.

Классификация – разделение множества объектовна непересекающиеся части по какому-то основанию – свойству, признаку.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.18%
НЕТ
40.82%
Проголосовало: 1122

Видом умозаключений являютсясуждения, выводимые из других суждений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии.

Дедукция – это вид умозаключения,когда из некоторых истинных суждений чисто логическим путем, на основеизвестного общего правила выводится как их непосредственное следствие новоесуждение. В обучении математике изложение нового учебного материала обычнопроизводится с помощью дедуктивных рассуждений. Доказательство теорем – этовывод, полученный дедуктивно на основе понятий системы аксиом, определений иусловий теоремы. Широкое использование в обучении математике дедуктивныхрассуждений способствует развитию у учащихся логического мышления, учит ихобосновывать свои решения задач.

Однако сами математические факты и положения открывают,устанавливаются с помощью не дедукции, а большей частью с помощью индукции ианалогии.

Индукция – это переход от единичного знания обопределенных предметах данного множества к общему выводу обо всем предметеданного множества. Основой индуктивного вывода являются результаты наблюдений иэкспериментов над отдельными предметами данного множества. Однако индуктивноеобобщение является лишь гипотезой, справедливость которой должна быть, затемдоказана дедуктивно.

Аналогия – вид умозаключения,когда свойства одного предмета переносятся на другой предмет, чем-то подобныйпервому. Например, для всякого треугольника справедливо, что каждая его сторонаменьше суммы двух  других сторон. В пространстве треугольнику аналогичнатреугольная пирамида, поэтому можно предполагать по аналогии, что площадькаждой грани треугольной пирамиды меньше суммы площадей остальных граней.Однако этот вывод нуждается в доказательстве, которое может быть проведено лишьдедуктивно.

Доказательства представляют собой цепочки умозаключений,ведущих от истинных посылок к доказываемым тезисам.

Доказательство включает в себя три основных элемента:

1. Тезис (главная цель доказательства – установитьистинность тезиса). Форма выражения тезиса – суждение.

К доказываемому тезису предъявляют следующие требования:

1).  Тезисдолжен быть сформулирован ясно и определенно.

2).  Тезисдолжен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

2. Аргументы доказательства – положения, на которыеопирается доказательство и из которых при условии их истинности необходимоследует истинность доказываемого тезиса.

Требования, предъявляемые к аргументам:

1).  Аргументыдоказательства должны быть суждениями истинными и доказанными.

2).  Аргументыдолжны быть такими суждениями, истинность которых доказана независимо оттезиса.

3. Демонстрация – логический процесс взаимосвязисуждений, в результате которого осуществляется переход от аргументов к тезису.

Способы связи аргументов от условия к заключению сужденияназывают методами доказательства, которые в школьном курсе математики, делятсяна прямые и косвенные.

Под обучением доказательству мыпонимаем обучение учащихся анализу готовых доказательств, их воспроизведению,самостоятельному открытию факта, поиску и конструированию доказательства, атакже опровержению предложенных доказательств.

Огромная роль в самостоятельном поиске доказательствпринадлежит умению использовать методы научного познания: аналогию,обобщение, конкретизацию, анализ и т. д.

Р.С. Черкасов в своей книге писал, что математическое доказательство– это доказательство математических предположений или доказательствопредположений в рамках какой-нибудь математической теории.

Приемы прямого доказательства:

1) прием преобразования условия суждения (синтетический);

2) прием преобразования заключения суждения: отысканиедостаточных оснований справедливости заключения (восходящий анализ); отысканиенеобходимых признаков справедливости суждения с последующей проверкойобратимости рассуждения (нисходящий анализ);

3) прием последовательного преобразования то условия, тозаключения суждения.

Приемы косвенного доказательства:

1) «метод от противного» (истинность доказываемого тезисаустанавливается посредствам опровержения противоречащего ему суждения);

2) разделительный (тезис рассматривается как один извозможных вариантов предложений, когда отвергаются все предложения, кромеодного).

Ознакомить учащихся с доказательством теоремы можноразличными путями.

Прием 1. Для изложениядоказательства теоремы учитель использует частично-поисковый метод, такимобразом, активизация класса происходит посредствам эвристической беседы,которую ведет учитель с учащимися.

Заметим, что вопросы, которые по ходу доказательстватеоремы задает учащимся учитель, должны соответствоватьаналитико-синтетическому ходу рассуждений, это поможет школьникам самим искатьпуть доказательства, а не получать его в готовом виде.

Частично-поисковый метод изложения доказательства теоремы взначительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся. Этотметод создает дидактические трудности, преодоление которых направляет истимулирует интеллектуальную деятельность школьника.

Прием 2. Учитель излагаетдоказательство теоремы объяснительно-иллюстративным методом в форме краткогорассказа, не прерывая его вопросами в адрес учащихся.

Этот прием обеспечивает высокое качество изложениядоказательства, позволяет учащимся легче воспринимать последовательность,обоснованность и другие стороны доказательства. Роль учителя в таком случаевыступает для школьников научным и логическим образом оформлениядоказательства, они учатся строить умозаключения, делать обобщения и выводы.

Объяснительно-иллюстративный метод изложения доказательстватеоремы в отличие от частично-поискового. Позволяет экономить время на уроке.Этот метод обычно используют в тех случаях, когда доказательство большое пообъему или же когда теорема доказывается принципиально новым для учащихсяспособом.

Прием 3. Метод самостоятельногоизучения доказательства по учебнику. Учитель выступает здесь в роликонсультанта и организатора. Учащимся даются указания к выполнению работы,обращается внимание на основные и наиболее трудные моменты в доказательстве.Для облегчения самостоятельного изучения доказательства теоремы учитель можетпредложить учащимся готовый план.

В среднем профессиональном образовании для изложениядоказательства чаще всего используются частично-поисковый метод и методсамостоятельного изучения. Так как в этих методах присутствуют все требования кобучению доказательства, а самое главное такой элемент как опровержениедоказательства и методы научного познания.

Одна из основных задач учителя– помочь своим ученикам овладеть культурой построения математическихдоказательств, научить их последовательно и логично обосновывать каждый шаграссуждений при решении задач и доказательстве теорем.

 

Литература

1. Атанасян, Л.С.Геометрия для 10 – 11 классов: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 12-е изд. – М.:Просвещение, 2003. – 206 с.      

2. Гусев, В.А.Методика преподавания геометрии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.А.Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др. –  М.: Академия, 2004. – 368 с.

3. Далингер, В.А. Методика обучения учащихся доказательствуматематических предположений : учеб.пособие / В.А. Далингер. – М.: Просвещение,2006. – 256с. 
4. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическомобразовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О.Б. Епишевой. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. — 200 с.

5. Саранцев, Г.И.Обучение математическим доказательствам и опровержениям в школе / Г.И.Саранцев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 183 с.

6. Тимофеева, И.Л.Некоторые замечания о методе доказательства от противного / И.Л. Тимофеев // Математика в школе. – 1994. — № 3. – С. 36-38.

7. Фридман, Л.М.Теоретические основы методики обучения математики / Л.М. Фридман. – 2-е изд.испр. и доп. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 248 с.

8. Яровенко, В.А.Поурочные разработки по геометрии 10 класс: в помощь школьному учителю / В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2006. – 304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.18%
НЕТ
40.82%
Проголосовало: 1122

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет