Докладна районный семинар на тему
«Преемственностьдетского сада и школы с точки зрения начальной школы»
«Школьное обучение никогда неначинается спустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделаннуюребёнком». Л. С. Выготский
Одной из главных задач дошкольного образованияявляется подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка накачественно-новую ступень своего развития.
Проблема преемственности между дошкольным и начальнымобразованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процессразвития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели длякаждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно внастоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной средыотносится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Преемственность между ДОО и школой — процесс, вкотором на дошкольнойступениобразования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальныеличностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. Втоже время школа,как преемникдошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.
Введение и принятие новых ФедеральныхГосударственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре дошкольной программы и начального школьногообразования –важный этап в преемственностидетского сада и школы.
На современном этапе произошло смещение акцента в пониманииготовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной — на личностную готовность,которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принятьна себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходятсформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желаниеребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столькообладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Основные задачи преемственностидетского сада и школы:
— обеспечить безболезненный переход детейк школе; должный уровень готовности детей к обучению в школе;
— воспитывать у дошкольникаэмоционально-положительное отношение к школе;
— обеспечить непрерывность в развитии способностей,компетентности, возможностей ребенка.
Преемственная связь между детским садом ишколой имеет сложную структуру. В ней можно выделить следующиепараметры:
1. Преемственность в содержании обучения ивоспитания.
2. Преемственность в формах и методахобразовательной работы.
3. Преемственность педагогическихтребований и условий воспитания детей.
На эффективность прохождения процессапреемственности влияют интегративные качества дошкольника:
▪ Физически развитый, овладевший основнымикультурно-гигиеническими навыками.
▪ Любознательный, активный — интересуетсяновым, неизвестным в окружающем.
▪ Эмоционально отзывчивый.
▪ Овладевший средствами общения испособами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
▪ Способный управлять своим поведением ипланировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила.
▪ Способный решать интеллектуальные иличностные задачи (проблемы), адекватные.
▪ Имеющий первичные представления о себе,семье, обществе, государстве, мире и природе.
▪ Овладевший универсальными предпосылкамиучебной деятельности — умеет работать по правилу и по образцу, слушатьвзрослого и выполнять его инструкции.
▪ Овладевший необходимыми умениями инавыками — у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые дляосуществления различных видов детской деятельности.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразноосуществлять по трём основным направлениям:
— методическая работа с педагогами;
— работа с детьми;
— работа с родителями.
Для нашей школы проблема преемственности дошкольного образования иначальной школы стала особо актуальной ещё и потому что на базе нашей школы открылся,а вскоре и заработает детский сад «Васильки».
30 января этого года я побывала на семинаре в д.Николаевка. темасеминара «Преемственность между ДОУ и школой как одно из условий обеспечениякачества образования».
Была организована интересная работа. После открытых уроков имероприятий, докладов был организован мастер – класс. Всех педагогов разделилина три группы: «воспитатели», «учителя» и «родители». Мы должны были написатькаждый в своей роли, каким мы видим выпускника детского сада. Былиразнообразные предложения, многие пересекались, начиная со знания счёта до 10 изаканчивая умением завязывать шнурки.
Для себя я поняла, чего мне не хватает в выпускнике детского сада– умения читать. Читающий ребёнок–первоклассник – это до сих пор по большейчасти заслуга родителей.
Программа обучения младших школьников в нашей школе – «Начальнаяшкола 21 века». Программа достаточно рейтинговая, однако читающему ребёнкуосваивать её легче.
Ещё одна трудность – приходят дети с разной техникой чтения. Из 10учащихся, пришедших в этом году ко мне в 1 класс 1 ученик читал 60 слов вминуту, 1 ученик читал медленно, остальные читать не умели.
Какие приёмы я применяю в своей работе, чтобы научить читать,привлечь к чтению, чтением заинтересовать:
— предшкольная подготовка, организуется весной, определяетсяуровень знаний детей – обязательное задание за лето выучить все буквы;
— с первых дней – слоговая динамическая таблица, дети начинаютзапоминать буквы и слоги автоматически;
— жужжащее чтение каждый день на первом уроке;
— уроки чтения также начинаем с жужжащего чтения;
— читательский уголок в классе;
— записались в библиотеку;
— проблемные ситуации;
— читать везде и всюду;
— к чтению не принуждать, сделать его привлекательным:
* игровые моменты;
* чтение разными способами;
* упражнения на дыхание;
* упражнение для глаз;
* тематические физминутки;
— «Солнечная школа» — целая система: нас встречает солнце, наспровожает солнце, мы наблюдаем за солнцем, нас оценивает солнышко;
— работа с родителями;
— тренажёры-презентации и т.п.
Мастер – класс «Техника чтения».