Тема:Преподавание учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС).
Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания сумением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности,работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать своюсобственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональнуюкарьеру.
Жизнь не стоит на месте, век информационных технологий диктует новыепотребности. Потребность в «новом» человеке- самостоятельном, креативном,активном появилась уже давно. И, предполагается, что ФГОС третьего поколенияпоможет выпустить из стен школы выпустить личность, способную ориентироваться вконкуретном и высокотехнологичном мире, сотрудничать и общаться с другимилюдьми, работать в команде, неординарно мыслить, развиваться всю жизнь инаправлять свои усилия на благо общества.
Преподавание учебного предмета «технология» в условиях федеральногогосударственного образовательного стандарта (стандарта второго поколения)предполагает реализацию деятельностно–ценностной парадигмы, которая позволяетопределить следующие приоритеты:
— компетентностныйподход, как совокупность общих принципов определения целей образования, отборасодержания образования, организации образовательного процесса и оценкиобразовательных результатов;
— деятельностный,практикоориентированный подход к процессу обучения, направленный на обеспечениевозможности самореализации и самоопределения обучающихся;
— формированиеи развитие ценностных ориентаций в процессе оценочной деятельности,способствующих социализации учащихся и их вхождению в мир труда (умение оценитьрынок труда, умение выбрать профессию и т. д.).
Важная роль в реализации этих приоритетов – компетентностного и деятельностногоподходов в образовании принадлежит предмету «Технология». Применениеконцептуальных положений этих подходов в учебном процессе является важнойособенностью преподавания данного предмета на современном этапе.
Компетентностныйподход — это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причёмв качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, аспособность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Такиерезультаты, о которых говорится в определении, могут быть описаны с помощьюпонятий «компетенция» и «компетентность». Компетентностью принято называтьсегодня интегративную характеристику качеств человека ориентированных нарешение реальных задач, определяемых его актуальной (или потенциальной,желаемой) должностью (полномочиями, правами). Уровень компетентности – этохарактеристика результатов образовательной практики для отдельного человека.
Предмет«Технология» формирует ряд предметных компетенций, среди которых можновыделить:
-умения применять основные технологические понятия в практической деятельности;знать назначение и технологические свойства материалов; знать назначение иустройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин иоборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологическихопераций, влияние различных технологий обработки материалов и полученияпродукции на окружающую среду и здоровье человека; знать профессии испециальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них,получением продукции;
-умения рационально организовывать рабочее место; находить необходимуюинформацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическуюдокументацию; составлять последовательность выполнения технологических операцийдля изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы,инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологическиеоперации с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин иоборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользованияручным инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступнымисредствами контроль качества изготовляемого изделия (детали); находить иустранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проектаизготовления изделия или получения продукта с использованием освоенныхтехнологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихсяресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
-умения получать технико-технологические сведения из разнообразных источниковинформации; уметь организовывать индивидуальную и коллективную трудовуюдеятельность; уметь изготавливать или ремонтировать изделия или получатьпродукт с использованием ручных инструментов, машин, оборудования иприспособлений; уметь осуществлять контроль качества выполняемых работ сприменением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; уметьобеспечить безопасные условия труда; уметь оценивать затраты, необходимые длясоздания объекта труда или услуги; уметь строить планы профессиональногообразования и трудоустройства.
Деятельностный подход направлен на организацию процесса обучения на основеприменения различных видов деятельности. Технология фактически единственныйшкольный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческойпреобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Оннаправлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (ане виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно,соответствует потребностям развития общества. Именно в учебном предметеТехнология успешно реализуется проектная деятельность с ее большимивозможностями творческого развития школьников, их самостоятельного продвиженияот возникновения идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации. Онанеобходима для общеобразовательной подготовки всех учеников, предоставляет имвозможность применять па практике знания основ наук.
Следующей особенностью преподавания предмета является использованиеразнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи,продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.
Технология—основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе,знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшейстепени способствующая профессиональной ориентации, нравственно-трудовомустановлению и воспитанию подрастающего поколения. Это область знаний,содержание которой отобрано на интегративной основе в соответствии с концепциеймодернизации современной школы, способной формировать у учащихся умения видеть,ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриальногосоциума.
В рамках Технологии происходит знакомство с миром профессий,осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферахобщественного производства. Тем самым немаловажной особенностью курса являетсяобеспечение преемственности перехода от общего к профессиональному образованиюи трудовой деятельности. Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетатьтеоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствоватьматериальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющийпроектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строитьсвою профессиональную карьеру.
Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка обучающихся,способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибкоадаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриальногообщества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществлениетехнологической подготовки обучающихся в процессе всей общеобразовательнойподготовки.
Основнымицелями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общегообразования являются :
-формированиепредставлений о составляющих техносферы, современном производстве ираспространённых в нём технологиях;
-формированиепредставлений о технологической культуре производства, развитие культуры трудаподрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные видытехнологической деятельности по созданию личностно или общественно значимыхпродуктов труда;
-овладениенеобходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами труда сиспользованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способамиуправления отдельными видами бытовой техники;
-овладениеобщетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования исоздания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
-развитиеу обучающихся познавательных интересов, технического мышления,пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных иорганизаторских способностей;
-формированиеу обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
-воспитаниетрудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения клюдям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских ипатриотических качеств личности;
-профессиональноесамоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистическии прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованныхценностных ориентаций;
-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебнымпредметам для решения прикладных учебных задач;
-развитие умений применять технологии представления, преобразования ииспользования информации, оценивать возможности и области применения средств иинструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
— формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемымитехнологиями, их востребованности на рынке труда.
-формирование универсальных учебных действий.
Дляуспешного достижения целей изучения технологии необходимо руководствоватьсяследующими принципами обучения
1.Принцип наглядности.
2.Принцип систематичности и последовательности .
3.Принцип доступности и посильности.
4.Принцип сознательного и активного участия обучающихся в процессе обучения.
5.Принцип оперативности знаний обучающихся.
6.Принцип научности .
7.Принцип прочности знаний обучающихся.
8.Принцип связи теории с практикой.
9.Принцип визуализации.
10.Принцип системности.
11.Принцип активности.
12.Принцип индивидуального подхода.
Проектируя учебный процесс учитель не просто подбирает методы, технологии,средства обучения, обеспечивающие работу с конкретным фрагментом содержанияобразования, а создаёт единый дидактический комплекс, тем самым обеспечиваяцелостность и взаимосвязь всех компонентов — блоков учебного процесса.
-ценностно-целевой — совокупность целей и задач учебного процесса;
-программно-методический- вся необходимая информация относительно возможных стратегий,
форм,программ и технологий обучения;
-информационный- информация, положенная в основу учебной деятельности;
-коммуникационный- формы взаимодействия между участниками учебного процесса;
-технологический- средства обучения, используемые в информационной образовательной среде.
Современныйурок технологии– это:
— урокс использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..).
— урок,на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
— урок, содержащий разные виды деятельности.
— урок, на котором ученику должно быть комфортно.
— урок,на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активностиученика.
— урокпредполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности
Разработка новых подходов к проблеме совершенствования содержаниятехнологического образования влечет за собой соответствующие изменения впринципах организации учебного процесса, а также учебных планах и программах.Рабочие программы составляются на основе примерных программ по технологии.Учитель подробно излагает содержание программы, дает перечень практическихзаданий, проектов, разрабатывает поурочное планирование, составляет списоклитературы.
Еще одной особенностью является наличие необходимой материально-техническойбазы.
