Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение Тебисская средняя школа имени 75-летияНовосибирской области Чановского района Новосибирской области
Доклад по теме:
«Программапатриотического воспитания в условиях организации летнего оздоровительноголагеря с дневным пребыванием детей «Истоки
Подготовила:
учительрусского языка и литературы
ВласоваНаталья Николаевна
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Истоки»преследует главную цель: Формирование чувства гражданственности, патриотизма,любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальныхусловий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.
Нолагерь – это не только организация питания и досуга. Лагерь – это системафизического и духовного развития ребёнка.
Задачипрограммы: стимулироватьинтерес к истории родного села, района, способствовать расширению кругозорадетей через встречи с интересными людьми;
-Организоватьполноценный культурный досуг детей, подростков с учётом их интересов,потребностей и возможностей для самореализации и творческого роста;
-Пропагандироватьздоровый образ жизни среди подрастающего поколения;
-Сформироватьумения межличностного и межгруппового общения на основе приоритетаобщечеловеческих ценностей;
Воспитыватьу детей и подростков чувства уважения к товарищам, к старшим.
В основу реализации программы заложены разнообразные: формы и
методы:
-креативный(творческий);
-проблемно-поисковый(педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети самирешают проблему, а педагог делает вывод);
-эвристический(изложение педагога + творчество детей);
-репродуктивный(воспроизводящий);
-интерактивный;
-иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала
В основу реализации программы заложены разнообразные:
методы:креативный (творческий); проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместес детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делаетвывод); эвристический (изложение педагога + творчество детей); репродуктивный(воспроизводящий); интерактивный; иллюстративный (объяснение сопровождаетсядемонстрацией наглядного материала
Формы:игра; викторины; экскурсии; конкурсы; соревнования; выставки творческих работ;акции.
Содержаниепрограммы ориентировано:
-насоздание благоприятных условий для развития личности ребёнка черезобщественно-значимую коллективную творческую деятельность;
-наразвитие мышления, воображения, творчества, внутренней состоятельности ивнешней культуры.
Основныминаправлениями деятельности являются:
Патриотическое
Цель:формирование чувства патриотизма и любви к своей малой Родине; изучение истории и культуры родного края, краеведческого материала, встречи стружениками тыла, интересными людьми.
Формыработы:
познавательные игры;
познавательные мероприятия;
посещение музея;
подготовка презентаций;
конкурсы, викторины;
Проводимые мероприятия: Конкурс-викторина «Твоя малаяРодина», игра «Символы России», презентация «Мой край в истории страны»,познавательные мероприятие «Мы в ответе за нашу Землю», конкурсинсценированной песни, «Свеча Памяти»
Физкультурно-оздоровительноеи игровое
Цель:укрепление здоровья путём развития физических качеств, приобретённых в ходепроведения подвижных игр на воздухе; пропаганда здорового образа жизни.
Формыработы:
-спортивныеигры, конкурсы;
-утренняязарядка, физкультминутки;
-соревнования,турниры;
-деньздоровья;
-организацияздорового питания детей;
-организацияспортивно-массовых мероприятий:
-спортивныеэстафеты;
-подвижныеспортивные игры
-мероприятияпо профилактике вредных привычек.
Проводимые мероприятия: спортивная программа «Играй, играй, форму не теряй!», военно – патриотическая игра «Зарница»; Агитбригада «Нет – вредным привычкам!»,познавательная игра «Не болейте никогда!», путешествие по станциям, полосапрепятствия и т.д.
Творческое
Цель:создание системы интересного, разнообразного и познавательного отдыха детей иподростков через включение их в КТД.
Формыработы:
-конкурсырисунков, стихов;
-выставкирисунков, поделок;
-фестивали;
-викторины,КТД;
-турниры.
Проводимые мероприятия: Фестиваль детского творчества «Юныеталанты», конкурс художественной самодеятельности, конкурс экологическихсказок, выпуск газет, листовок.
Трудовая деятельность
Цель: шефская помощь пожилым людям; приобретение навыков практической работы срастениями в отрядах, на пришкольном участке;
Формыработы:
-трудовойдесант;
-дежурствопо отряду;
-шефскаяпомощь.
Проводимые мероприятия: уход за растениями, операция«Грядка», акция «Помощники», операция «Борьба с сорняками», «Цветочные заботы»,«Бюро добрых дел».
Социально – адаптационная деятельность.
Цель:овладение навыками общения, взаимодействия с другими людьми, коррекциямежличностных отношений.
Формыработы:
Коммуникативныеигры;
Игрына сплочение коллектива;
Развивающиеигры;
Тренинги;Беседы;
Проводимые мероприятия: тренинг «Учимся слушать друг друга», Игрына выявление лидеров «Верёвочка», игры на сплочение коллектива «Да» и «Нет» неговори!» и т.д. Познавательное мероприятие «Толерантность – путь к успеху»,конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе».
Механизм реализации программы
1.Подготовительный(май);
2.Организационный(1 день);
3.Основной (18 дней):
-образовательнаядеятельность;
-оздоровительнаядеятельность;
-культурно-досуговаядеятельность;
-методическаяработа с воспитателями.
4.Заключительный:
-закрытиесмены (последний день смены);
-сборотчетного материала;
-анализреализации программы и выработка рекомендаций
Ожидаемые результаты:
• Осознание ответственности за судьбустраны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• укрепление здоровья детей, развитиеинтереса к занятиям физкультурой и спортом;
• развитие творческих способностей;
• снижение темпа роста негативныхсоциальных явлений среди детей;
• укрепление дружбы и сотрудничества междудетьми разных возрастов и национальностей
Организация смены летнего лагеря логично дополняет учебно -воспитательную и социокультурную работу, а также систему дополнительногообразования в данном направлении.
Главнымнаправлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка ипомощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогическойподдержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная –поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченныхсемей, не имеющим возможности выехать из села.
Созданиекомфортной психологической среды для каждого ребенка предполагаетпомощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организациятворческого пространства дает возможность реализовать свои способности,либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитаниеморально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих. В ней уделеновнимание профилактике правонарушений среди детей «группы риска», профилактикевредных привычек.
Находясь в лагередневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, длякоторого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания. Результатомосуществления оздоровительного направления является формирование потребности вздоровом образе жизни.
Мы работаем втесном сотрудничестве с работниками сельского дома культуры, социальнымпедагогом, психологом, работниками библиотеки и ФАПа, совместно проводим мероприятияразной направленности в течение всей лагерной смены.
На протяжениивсей смены работают творческие объединения: краеведческое объединение«Искатели», туристическое объединение, военно-патриотический клуб «Патриот», волонтёрский отряд «Звезда», театральная студия «В стране чудес», танцевальнаястудия «Престиж», спортивная секция по мини-футболу.
Ежегоднов лагере отдыхают и укрепляют здоровье более 80 детей, большинство детей изнеполных и малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально-опасномположении и состоящих на профилактическом учёте.
Проведеннаяработа в лагере дала положительные результаты. Дети укрепили свое здоровье,овладели основными навыками личной гигиены, развили творческие способности икоммуникативные умения, расширили спектр знаний об окружающем мире. За времяотдыха в лагере дети приобрели огромный багаж ярких впечатлений и приятныхэмоций. С каждым годом возрастает показатель удовлетворенности педагоговсобственной деятельностью в детском оздоровительном лагере.