Докладна тему: «Работа с детьми «группы риска»
педагога-психологаМБОУ Семичанской СШ № 7 Кроль Н.В.
12.09.2022г
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви,где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современномобществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это далеко не так.Все чаще дети становятся оружием выяснения отношений между родителями,подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Злоупотребление старшимиспиртными напитками, пренебрежение родительскими обязанностями и ошибки ввоспитании, а часто и его полное отсутствие, приводит к тому, что маленькиеграждане предоставлены сами себе, занимаются бродяжничеством, преступают чертузакона.
«Трудный ребенок» — это учащийся, у которогов течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколькопроблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Основной трудностью, решения проблемы работы иконсультирования с детьми группы «риска» является сложившаяся устойчиваяпрактика обращения к психологу только тогда, когда учителя или родители уже немогут справиться с обострившейся проблемой ребенка. Наибольшей эффективностью врешении данного рода проблем обладают профилактические меры, препятствующиепоявлению социально-опасного поведения. Они направлены на расширениевозможностей, поиск наиболее правильного и принимаемого обществомспособа поведения.
Основные направления работы с подростками «группы риска»
Выделение детей «группы риска». Его мыпроводим совместно с классными руководителями, которые заполняют социальныйпаспорт класса. По этим данным формируется банкданных детей и подростков «группы риска». Важноеусловие эффективной работы по выявлению детей группы риска — своевременноеобращение классного руководителя или учителя к педагогу- психологу.
В « группу риска» входят следующие категории детей и подростков:
- общее отставание в обучении;
- дезадаптация к школе;
- девиантное и делинквентное поведение.
Анализ «трудных» учащихся показывает, что чаще всего это:
- сироты, оставшиеся без попечения родителей;
- дети, перенесшие психотравмирующую ситуацию, имеющие посттравматический синдром, т.е. пережившие кризисное состояние личности.
Помочь «трудному» подростку преодолеть имеющиеся проблемы – это,значит, научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться вмотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих еголюдей, но и прежде всего, в своих собственных.
Любая работа начинается с индивидуальной встречи, кудаприглашается ребенок вместе с родителем (законным представителем), о встречедоговаривается классный руководитель. В ходе беседы сразу виден стильдетско-родительских отношений (при необходимости родителям дается анкета),нацеленность родителей на совместную деятельность. Стоит отметить, еслиродители настроены отстраненно, результаты работы будут практически не заметны,без совместной работы: родитель — ребенок-психолог-педагог, результат помощи незначительный и кратковременный.
Работаведется по четырем направлениям:
1.В ходе консультации выявление индивидуальных особенностейличностной и мотивационной сфер, выявление разного рода отклонений в поведениии отставании в учении (выделение «группы риска»), заполнение диагностическоголиста.
2.После индивидуального обследования и первой консультациисоставляется программа работы с ребенком, как правило, программасоздаются на основе блока игр. Целью индивидуального курсареабилитации является: обеспечение психологического комфорта в семейныхусловиях, помочь детям осознать свое «Я», повысить самооценку, снизитьконфликтное состояние.
3.Консультация, психологическое просвещение и сопровождениеродителей.
4.Коррекционно-развивающая работа.
Консультированиеродителей.
Цель работы с родителями: коррекция неэффективногородительского отношения к детям, гармонизация отношений в семье.
Задачи коррекции: снижение абмициозности, претензиозности в требованиях к ребенку, введение похвалы, навыков активного общения.
Важнейшим элементом работы с родителями является:
- Пересмотр межличностных отношений в семье.
- Устранение авторитарного подавления или безразличного отношения к ребенку.
- Введение системы поощрения и похвалы.
Формы работы с семьей детей «группы риска»:
1.Традиционные: индивидуальные консультации; лектории врежиме тематических выступлений на классных родительских собраниях; проведение«круглых столов» с учителями предметниками о детях «группы риска» собязательными рекомендациями; Советы по профилактике правонарушений сприсутствием родителей, учащихся группы «риска», инспектора по деламнесовершеннолетних.
2.Нетрадиционные: посещение на дому «трудных» семей иродителей, идем в те семьи, которые избегают взаимодействия со школой. Цель посещенияустановить контакт с родителями, необходимый для дальнейшей коррекционнойработы. Ставим задачи посещения:
- Первичное знакомство — психолог, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних (если семья ассоциальная).
- Проследить, чем занят ребенок после школы — психолог, классный руководитель, заместитель директора по ВР.
- Посмотреть, как общается ребенок со своими родителями, матерью, бабушкой — психолог.
- Беседа с родителями, ребенком в домашних условиях — психолог
Домашние беседы
Домашние беседы очень эффективны, т.к. родителям идетям в привычной, домашней обстановке даются рекомендации позитивных способовобщения, постепенно формируя продуктивные коммуникативныеумения, и, как показывает опыт, такие посещения и рекомендациипомогают изменить отношение к работникам школы, дают возможность организоватьдальнейшие встречи на территории школы, снимают барьеры эффективноговзаимодействия.
Как только контакт установлен и родитель понял, что с ним общаютсяне только чтобы сказать, что сделано что-то плохо, но и оказать помощь, онготов к посещению школы.
После этого, вся основная работа перемещается в кабинет психолога:
-Консультативная работа, беседы сродителями и детьми «трудной семьи» (Планируем: привлечениеродителя(лей) к участию во внеклассных мероприятиях вместе с детьми- повышает восновном невысокий статус в классе у трудного подростка
Таким образом, можно сделать вывод, что толькокомплексный подход к профилактике несовершеннолетних «группы риска» может датьстабильный положительный результат и позволит избежать возобновлениякритической ситуации.