Актуальность работы заключается в том, что без правильной организации коллектива никак не получится добиться высоких показателей в уровне студенческих учебных достижений. Менеджмент в образовании просто необходим, ведь только с его помощью могут быть приняты грамотные решения. Интересно, что в процессе их принятия, по мнению западных специалистов, обязан участвовать каждый отдельный учитель. Администрация же нужна скорее для того, чтобы отобрать самые рациональные предложения и воплотить их в жизнь в рамках одной школы, университета или другого учебного заведения.
Цель работы – выявить какова роль менеджмента в управлении образовательными организациями.
Объектом работы является роль менеджмента в управлении образовательными организациями
Задачами данной работы являются:
1. Образовательный менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом .
2. Значимость менеджмента в современном образовании.
Учитывая тот факт, что менеджмент как понятие трактуется достаточно широко, в качестве определения используем следующее: менеджмент — управление социально-экономической организацией, цели которой, как правило, экономические. Если обратиться к категориям менеджмента, то одной из них является объект-субъект. В образовательном менеджменте — субъект-субъект, т. к. объектом управления является личность, управляющее воздействие тоже оказывает личность.
Таким образом, образовательный менеджмент — управление, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, направленные с помощью совокупности методов, средств, приемов и принципов на достижение целей образования.
В образовательном менеджменте можно выделить менеджмент органов управления образованием и специфический, основанием для этого является возрастной подход к обучающимся. В соответствии с этим, методы образовательного менеджмента нацелены на работу с детьми и педагогами, то есть в основе всех методов — человеческий фактор, поэтому ведущими методами должны быть социально-психологические методы.
Специфические принципы образовательного менеджмента — сознательность, доступность, систематичность, наглядность, прочность, гуманизм и принцип опыта практического действия.
Экономические изменения в стране отразились и на процессе управления образовательными организациями. Поэтому управление образованием всё больше наполняется новым содержанием, соотносится с таким понятием, как менеджмент. Однако главной задачей образовательного менеджмента является создание условий для образовательной деятельности обучающихся и обучающих, поэтому конечный результат деятельности образовательной организации можно увидеть тогда, когда ученики определились в обществе, нашли себя и своё место. Используя функции, методы и принципы менеджмента, образовательный менеджмент соотносит их, прежде всего, с людьми. Эффективность его зависит от системного подхода.
Менеджмент в современном мире занимает одну из ведущих ролей, позволяющих мобилизовать ресурсы, в число которых входят финансовые, материальные, а также интеллектуальные ресурсы.
Образование следует рассматривать как процесс, основной целью которого является воспитание и обучение личностей, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков. Так как знания — это основной ресурс современного общества, который в совокупности с другими ценностями формируют отдельную личность, необходимо управлять образовательным процессом.
Менеджментом в образовании принято считать совокупность различных методов и принципов, которые способствуют эффективности образовательного процесса. Необходимо выделить основные особенности менеджмента в образовании:
– вероятность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему индивидуальные особенности работников и более полный аспект к образовательной деятельности, ориентированный на результат максимально успешных итогов .
– обеспечение в коллективе (из числа педагогов и обучающихся) комфортного психолого-преподавательского климата.
Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, орудием труда — язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся.
Как и любая система менеджмента, менеджмент в образовании имеет следующие виды функций: планирование, организация, мотивация и контроль.
Управление в образовании сводится в первую очередь к обеспечению абсолютно всех субъектов информацией о деятельности системы. В базе этой информации исполняется утверждение заключений, а кроме того, составление плана дальнейшей работы.
Каждое государство имеет специфику управления образовательной организацией в том числе и в России. В связи с тем, что российское образование считается массовым и направлена на получение знаний, способных обеспечить простую трудовую деятельность, оно не способно побудить ребенка к обучению, а также развить в нем интерес получать новые знания.
Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности.
Менеджмент в образовании играет важную роль в развитии существующей системы, получении новых способов и методов работы, а также в эффективном применении и повышении результатов работы. Совокупность и использование принципов и методов менеджмента со спецификой образовательной системы позволяет более эффективно выполнять основные задачи образовательного процесса, что в свою очередь благотворно влияет на уровень развития каждой личности и современного общества в целом.
Менеджмент в сфере образования представляет собой комплекс технологических приемов, организационных форм, принципов и методов, которые направлены на повышение эффективности системы обучения. Его основные функции – это организация, планирование, мотивация и контроль.
Менеджмент в образовании сводится в первую очередь к обеспечению всех субъектов информацией о деятельности системы. На основе этой информации осуществляется принятие решений, а также планирование дальнейшей деятельности. Менеджмент в образовании имеет своей целью отбор оптимальных решений, а также разработку программы развития различных учебных заведений.
Без менеджмента вряд ли можно добиться высоких результатов в чем-либо. И обучение — не исключение.