ДОКЛАД
на тему: «Внедрение новыхобразовательных технологий на уроках технологии для достижения лучшего качестваобразования»
Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержаниемобразовательного процесса и могут быть решены за счёт реализации новыхдидактических подходов.
Одна из острейших школьных проблем – отчуждение содержания обучения от ребёнка. У школьников постоянно возникают закономерные вопросы: «Зачем мнеэто учить? Понадобиться ли это мне в жизни? Почему так много задают?!» Учащиесячасто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин.Объём учебного материала превышает возможности восприятия большинстваобучающихся. Школьные знания по отдельным предметам представляются для нихфрагментарными и разрозненными. Проявляет себя мотивационный кризис. Многиедети не хотят учиться. Заставить их выполнять домашние задания и быть активнымина занятиях никак не удаётся. Остаётся надежда на внутреннюю мотивациюучащихся, на познавательную активность. Именно внутренние мотивы являютсяустойчивыми и обеспечивают учебную активность обучающихся.
Решение обозначенной проблемы видится не только в оптимизациисодержания, определяемого учебными программами, но и в ином понимании источникаобразования. Помимо освоенного человечеством социального опыта, который вадаптированном виде представлен в школьных учебниках, это сам ребёнок с егоразвивающимися ценностями, потребностями и способностями. Содержаниемобразования становятся способы мышления и деятельности ребёнка и теинтеллектуальные продукты, которые он конструирует в изучаемых областях знания.Это содержание не может быть освоено на основе традиционных способов передачизнаний. Оно осваивается в процессе учебной деятельности учащихся.
Но традиционное обучение ориентируется, в основном, на усвоениеобучающимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этомявляется ведомым, работает по заданию учителя, часто выполняет действия,которые опережают выполнение у него понимания цели этих действий. При этом вклассе редко создаются условия для «выращивания» умений ребёнка оцениватьситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовыватьпозиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результатыдеятельности и сам процесс.
Ещё одна проблема – это «недополучение» многими выпускниками школ тех знаний и умений,которые нормируются учебными программами и требуются от абитуриентоввузов. Действительно, многие школьникиучатся ниже уровня их возможностей. Тут необходимо повышение результативностиобразовательного процесса за счёт изменения подходов к его организации,введения инновационных образовательных технологий.
Нельзя обойти вниманием и проблему здоровья детей. Помнению врачей, многие болезни школьников имеют дидактогенный характер. Дидактогения — психогения (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроенииличности и коллектива, до болезненного состояния), вызванная нечутким илигрубым словом педагога, начальника, руководителя. Таку 55% учащихся проявляется страх получить плохую отметку, неудачно ответить удоски, не решить задачу, получить плохую отметку за контрольную работу. Страхпрепятствует проявлению творчества ребёнка. Часто инициатива гасится боязньюнарушить требования учителя. Сильно сказывается на самочувствии детей учебнаяперегрузка, психологический дискомфорт на уроках. Многие дети имеют хроническиезаболевания:
Также существует проблема преодоления консерватизма вмышлении педагога. Зачем нужно менять систему преподавания решать должен каждыйучитель индивидуально, так как учитель может находиться как на этапепрактической готовности к применению нового на своих уроках, так и на контрольно-оценочномэтапе – достижения согласования между желаемым и реальным уровнем, а также наорганизационном этапе – этапе теоретической готовности.
Всёвышесказанное наводит на мысль о том, что современный педагог просто обязанвладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессеобучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право накачественное образование.
Применение современныхобразовательных технологий
при организации процессаобучения
В концепции ФГОС второго поколения выделен системно-деятельностныйподход к образованию учащихся, согласно которому процесс обучения необходимостроить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учительтолько помогал ему, направлял на нужный путь. И наша задача – задача педагоговв современном мире – весь потенциал педагогических возможностей направить нато, чтобы раскрыть способности каждого ребёнка и максимально подготовить его квыбору будущей профессии.
Основныепринципы, на которые стоит обратить внимание в работе, следующие:
· личностно-ориентированное обучение;
· деятельностное обучение, ориентированное на продукт;
· использование межпредметных связей;
· учет возможностей и потребностей учащегося;
· мультимедийная грамотность и умение оценивать достоверностьинформации;
· формирование умений самостоятельно добывать знания и решатьпроблемы.
Вполной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных иметапредметных результатов позволяет применение современных образовательныхтехнологий в процессе обучения.
Всвоей работе я использую следующие современные образовательные технологии иметодики:
1. Игровые технологии
Игровыеформы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога иучащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихсявырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваетсявнимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся:познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развиваютнавыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромнымжеланием.
Цельставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используетсяв качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования,который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнениядидактического задания связывается с игровым результатом. В игре речевоеобщение имеет живой, непосредственный характер. Я применяю такие игры, как«Техношоу», КВМ (клуб весёлых мастеров) и другие.
2. Информационно – коммуникационныетехнологии.
Положительнуюроль в современной образовательной системе играет использованиеинформационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем новымспособом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержаниюобучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться,находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственностьпри получении новых знаний. Использование мультимедийных средств помогаетреализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечиваетиндивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровняобученности и склонностей. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задачаобеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Чтобыобогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, припланировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работуИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закреплениятемы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденныхтем и т.д.
Вурочной и внеурочной деятельности я активно использую презентации, обучающиекомпьютерные программы, видеоматериалы и Интернет ресурсы.
3. Проектные технологии.
Данныйметод, ориентирован на обобщение знаний учащихся и на приобретение новых знанийпутём самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов даёт имвозможность осваивать новые способы деятельности. Занимаясь проектом,активизируется познавательная деятельность, развивается творческое мышление.Проектный метод, в свою очередь, помогает развить творческий потенциал, навыкиработы в группе, а также сформировать навыки работы с различными источникамиинформации.
4. Технология проблемного обучения
Проблемноеобучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферыучащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения вобществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития.Проблемное обучение направлено на развитие творческих способностей школьников,их учебной и научно-поисковой активности. На своих уроках я стараюсь статьпомощником ученика и организатором его самостоятельного учебного познания, атакже соучастником в поиске решения проблем. При этом опыт учащихсяиспользуется как источник учебного познания, а их запас жизненных впечатлений -в качестве вспомогательного материала.
5. Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированноеобучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя извыявления его индивидуальных способностей, опираясь на его способности,склонности, интересы и ценностные ориентации. Используя технологииличностно-ориентированного подхода, можно полнее учитывать возможности иинтересы ребенка, стимулировать его познавательные способности, тем самым,увеличивая мотивацию учения. Кроме того, эти технологии способствуют сплочениюклассного коллектива и позволяют проявиться каждому ученику. Принципличностно-ориентированного обучения предполагает обучение доверительное,открытое, требующее от учителя вступать в диалог и поддерживать его, слушая ипроникая в личностный смысл высказывания ученика. Возможность реализации этогометода непосредственно связана с изменением личностной установки учителя. Мычасто сталкиваемся с тем, что наше речевое поведение несет определенныйпрофессиональный отпечаток, поэтому при ведении диалога мы должны стремиться ксозданию атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.
6. Здоровьесберегающие технологии
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из насзнает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама посебе, а формируется в результате определенного педагогического взаимодействия.Одной из центральных задач модернизации образования является построениездоровьесберегающего образования. Данная задача не может быть решена, если мыне будем сами осознанно относится к своему здоровью. В настоящее время можно суверенностью сказать, что именно учитель, в состоянии сделать для здоровьясовременного ученика больше, даже чем врач. Школьное образование в наши днипредъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, какникогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательномпроцессе. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер поохране и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии -предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинскихвоздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формированиеценного отношения к своему здоровью.
Необходимо обратить внимание на гигиенические условия в классах(кабинетах): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещениякласса. С целью здоровьесбережения учеников возникает необходимостьвключения в двигательный режим школьника мероприятий, направленных на улучшениемозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статическогонапряжения мышц спины и кисти.
На уроках технологии необходимо проводить физкультминутки, которые являются обязательной составной части урока.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципыздоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.
Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическуюразгрузку, проводят время на открытом воздухе. Всем известно, что посильныйсельскохозяйственный труд оказывает благотворительное влияние на развивающийсяорганизм школьников. Эта работа требует определенных физических усилий, прикоторых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в своюочередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы,органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий,здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этомнеобходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным,половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагалиобязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований крежиму и условиям.
Неправильно организованный сельскохозяйственный труд учащихся, вместоожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений(искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии издоровье.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техникибезопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены напредупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственнойдеятельности на физическую, более эмоциональную.
Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем,определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Урок неполноценен, если нанем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток,использования поговорок, афоризмов.
Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние ивид учеников, выходящих с урока.