X-PDF

Доклад на тему: «Взаимоотношения школы и семьи»

Поделиться статьей

 

ДОКЛАД

на тему:

«Взаимоотношения школы и семьи»

 

Подготовила:

руководитель МО классных руководителей

МБОУ «Школа № 87 г. Донецка»

Давиденко Елена Анатольевна

Проблема взаимодействия семьи является актуальной. Современные родители зачастую неправильно видят «благо»для своих детей: работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материальновсем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизнине вкладывают самое главное и самое дорогое – моральные ценности, полностьюполагаясь в воспитании на школу. Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи ввоспитании. Нет, не с целью переложить ответственность, просто, как говорилЛ.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принятоуважать старших, то ребёнок будет это делать и вне дома. Ведь самый главныйпример  для любого ребёнка его родитель – самый лучший, самый важный; тот,который на его взгляд, всегда поступает  правильно. И родители не должнызабывать об этом: следить за каждым сказанным словом, за каждым действием.

«Только вместе с родителями, общимиусилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский.

Являясь представителем той и другойстороны, поэтому объективно могу сказать, что неважно кто должен сделать больше:семья или школа, главное, чтобы оба этих трудовых коллектива воспитывали вместеради всестороннего развития личности ребёнка.

1.1.Основной целью организации такоговзаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательноепространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:

• повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства всознании ребенка;

• создание условий для выполнения семьей воспитательной,психологической, жизнеохранительной функций;

• утверждение собственно семейныхценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членамсемьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособнымчленам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи,полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга,самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а такжеобщечеловеческих ценностей, в числе которых — здоровье; активная трудовая иобщественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача изпоколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция черезсемью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальныйязык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.

Задачи:

• обеспечение охраны прав детей впроцессе их жизнедеятельности;

• влияние на формирование в семьестереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек;

• формирование системысоциально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных наповышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейныхвзаимоотношений;

• предупреждение детской безнадзорности, асоциальногоповедения;

• координация деятельности структур иведомств в интересах семьи и детей.

Этого можно достичь при условиисоздания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семьедругих социальных институтов, государственных и общественных учреждений,оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организациипсихолого-педагогической поддержки семье.

Эффективность взаимодействияопределяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения.Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимостьцеленаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Эффективность взаимодействияобеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность,единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средствнародной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм,средств и методов взаимодействия и др.

Направления:

— повышение педагогического уровнязнаний родителей в период всего обучения детей в школе;

— консультирование родителей повопросам воспитания психологом школы, согласование воспитательныхпедагогических действий педагогов и родителей;

— организация социально-педагогическойпомощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направленийсовершенствования воспитания подрастающего поколения.

Реально взаимодействие предполагает,что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшениизначимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие стороннарушается.

Организация сотрудничества родителейи школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходитчерез:

• включение родителей в совместную сошколой воспитывающую деятельность с детьми;

• правовое просвещение родителей;

• оказание помощи родителям всемейном воспитании;

• совместная со школой организациясоциальной защиты детей;

• организация здорового образа жизниребёнка в семье и школе.

2. Четыре направления взаимодействияшколы и семьи

Предлагается четыре направления, покоторым можно организовать взаимодействие школы и семьи.

1) Первое направление — формированиеактивной педагогической позиции родителей.

Первым и решающим условиемположительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерскиевзаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом,чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добитьсяуспеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогическоговзаимодействия является участие родительского актива в воспитании не толькосвоего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные делашколы и классов, в которых принимают участие родители.

2) Вооружение семьи педагогическимизнаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практическихнавыков.

Необходимо уделять внимание вопросуподготовки выпускников школы к экзаменам и знакомству родителей с нормативнымидокументами о ходе проведения экзаменов на информационных консультациях иродительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.

3) Взаимодействие социальной службы ссемьями. Дляуспешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации всемье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитанииребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллективашколы с семьей предполагает ряд аспектов:

— изучение семьи с целью выяснения еевозможностей по воспитанию детей,

— знакомство с бытовыми условиямиучащихся;

— группировку семей по принципувозможности их нравственного потенциала;

— составление программ совместныхдействий;

— анализ результатов совместнойвоспитательной деятельности.

Эффективными формами работы такжеявляются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому,проведение родительских собраний.

4) Четвертое направление — вовлечениеродителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически невходят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованыв успешной работе школы.

И только совместными усилиями,дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемыхрезультатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, ихполноценное и гармоничное развитие.

Основными условиями её реализациимогут быть:

родители – не просто помощникипедагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального,нравственного, физического, психического;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1489

переход школы от доминирующихсегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формамвзаимодействия, построенным на диалоговой основе;

осуществление на практикедифференцированного и индивидуального подхода к семьям;

систематическое ицеленаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержкисемьям;

установление эффективногоконтроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения ивоспитания детей,

обеспечение своевременной ихкоррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Практические советы дляработы с родителями

Какие бы задачи общество не ставилоперед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, ихпедагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не дастнеобходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо не успешность)педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильноизбранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этимрассмотрим некоторые правила и советы американских специалистов:

1. Не стремитесь, во чтобы ни стало,отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а неотстаивание своей точки зрения).

2. Обсуждайте проблему, а не личныекачества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

3. Учитывайте личные интересыродителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.

4. Не верьте генетике (её влияниеогромно, но не безгранично).

5.Мы вместе против проблемы, а недруг против друга.

Беседа с родителями учащихся будетуспешна, если:

— удалось избежать противостояния иконфронтации;

— удержались сами и удержалиродителей от взаимных упрёков и обвинений;

— удачно сформулировали проблемувоспитания, и родители приняли вашу формулировку;

— обсудили ваши совместные действияпо решению имеющейся проблемы.

И здесь роль педагога в просвещенииродителей, установлении их контакта со школой особенно велика.

Наиболее распространённой иэффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительскоесобрание.

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросовв воспитания детей, но она никогда не сможет  конкурировать с семьей. Именносемья является самым мощным средством в формировании  личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и увзрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых  -отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой онесть.

Пока ребенок живет в семье, нам кажется, что только мы семья, влияем нанего. Но вот он поступает в общественные институты, детский сад, школа, вуз имы видим, что он потихоньку отдаляется от нас, и не только мы, но и обществоподключается к процессу воспитания. Часто бывает так, что интересы общества иинтересы семьи расходятся и мы начинаем тревожиться по поводу того, что нашегоребенка воспитывают не так как нам бы хотелось. В этой ситуации и возникаетчаще всего поиск виноватого. Родители говорят, что школа не правильно учит.Школа говорит, что родители неправильно воспитывают. Собрались, обменялисьнеприятными эмоциями, а проблема не решилась. Что делать неизвестно?

Вот об этом мне и хотелось сегодня вместе с вами поразмышлять.
Давайте подумаем, какова главная цель воспитания? Сформировать зрелогогармоничного человека. Что это такое? Это значит, что нам нужно, чтобы нашребенок став взрослым мог: приспосабливаться к окружающим людям (быть гибким),был зрелым (адекватно оценивал жизненную ситуацию), мыслил здраво, былсамостоятельным, ответственным, уважительным к себе и другим, в меруальтруистичным и в меру эгоистичным.

Цель: мотивировать родителей на взаимодействие со школой.

Существует три типа воспитания. Воспитание для себя, воспитание дляобщества, воспитание для ребенка. Первый тип имеет место тогда, когда основнойзадачей родителей становится желание сделать существование ребенка рядом ссобой максимально удобным для себя. Второй тип ориентирован на созданиеудобного человека для общества. Гармоничным считается третий тип воспитания,основной задачей которого, является формирование личности обладающейхарактеристиками, озвученными выше. И здесь важно помнить, что любое нашевоспитательное действие влечет к тем или иным последствиям.

• Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждатьдругих людей.

• Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми,учатся драться.

• Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишнескромными.

• Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственногодостоинства уступает место чувству вины.

• Когда к детям относятся терпимо и справедливо, они учатся бытьтерпимыми и справедливыми с другими.

• Когда детям внушают уверенность в себе, они учатся быть спокойными иуверенными.

• Когда к детям относятся с восхищением и похвалой, они учатся добройоценке.

• Когда дети живут в обстановке правдивости, они узнают, что такоесправедливость.

• Когда дети живут в безопасности, они учатся вере.

• Когда поступки детей одобряют, они учатся ценить себя.

• Когда дети чувствуют безоговорочное принятие себя, они учатся искатьлюбовь в Боге и мире.

Я не верю, что осуществить это можно только в семье. Постольку посколькунаш ребенок подвергается не только нашим воздействиям, но и воздействиямсоциума, ломать копья и искать крайнего бесполезно. Необходимо объединяться длятого, чтобы сделать существование наших детей максимально комфортным. Осталосьопределить только формы такого объединения.

И в заключение хочется сказать о том, многие взрослые проблемы уходят корнямив детство. Мы чувствуем себя несчастными оттого, что нас, когда-то недолюбили,недохвалили, недопоняли, недоценили. Будет ли разумным повторять ошибкипоследствия, которых мы прочувствовали на себе и знаем как это больно. Дети невиноваты, что наше общество больно. Они не просили нас рожать их. Это был нашсобственный выбор. В нашей ситуации они стали заложниками и если мы с вамивзрослые не сумеем договориться, то имеем ли мы право требовать чего-то отдетей. Они в большей степени воспитываются на нашем примере, а не на том, чтомы декларируем.

Практика показывает, что наши дети лучше нас, добрее, милосерднее, иименно мы взрослые, на протяжении всей их последующей жизни либо создаемсоответствующие условия для того, чтобы они стали еще лучше, духовно богаче,творчески развивались; либо мы прямо или косвенно способствуем тому, чтобы нашидети с годами набирались негативного опыта. Так, что уважаемые взрослые, выборза нами! Ведь именно на двух социальных институтах, семье и школе, лежитответственность за воспитание детей: семья по Конституции, первый и главныйвоспитатель ребенка; образовательное учреждение — помощник родителям ввоспитании детей по профессиональной принадлежности.

Так давайте сделаем свой выбор в интересах общества, в интересах будущегопоколения!

Для успешноговзаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:

Любите!

Уважайте!

Помогайте!

Объясняйте!

Учите!

Доверяйте!

Спрашивайте!

Благодарите!

Заключение

Существование знаменитого «треугольника» между школой, учеником иродителями всегда являлось актуальной темой. Из своего опыта работы не толькокак классного руководителя, но и учителя-предметника, могу сказать, что всегдастремлюсь к сотрудничеству  с родителями не только на уровне класса, но иодного учащегося. Ведь каждый ребёнок индивидуален, и к каждому нужен свойподход. И кто, как ни родитель может помочь в достижении общих целей. Исходя изпрактики, могу сказать, что родители учащихся всегда помогают мне не только ворганизации вопросах, но и в проведении родительских собраний, в беседах снеуспевающими учениками. В каждом классе – родительский комитет. Вместеадминистрация МБОУ «Школа №87 г. Донецка» и родители добиваются решения важныхвопросов. Родители отдельных классов принимают участие в организации классныхчасов, а иногда и уроков.

Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родительпонимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок выросдобрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1489

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет