МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняяобщеобразовательная школа № 1 г. Немана» ДО
Доклад
«Значениедидактических игр
в трудовомвоспитании дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Макунова О.В.
Декабрь 2021 г.
Самоебольшое богатство, которое отец может
оставитьсыну в наследство, научить его трудиться.
К. Д.Ушинский
У детей дошкольноговозраста основным видом деятельности является игра.
Слайд3 Игра – один из тех видов детской деятельности, которыеиспользуются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различнымдействиям с предметами, способам и средствам общения.
Трудовое воспитаниеподрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечиватьформирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, отруженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помочь вобучении детей доступным им трудовым умениям и организации разных видов труда сцелью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к трудуи установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
Слайд 4 Такимисредствами являются:
— ознакомление с трудомвзрослых;
-обучениенавыкам труда, организации и планированию деятельности;
— организация трудадетей в доступном им содержании.
В педагогическомпроцессе детского сада все перечисленные средства используются в теснойвзаимосвязи, дополняя друг друга.
Труд увлекает ребенка,позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутыхрезультатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональнымипереживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.
Слайд 5 Втруде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре дети отражают трудвзрослых. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.
Слайд 5. Основными видами игр, гдедети знакомятся с трудом взрослых являются:
• сюжетно – ролевая игра.
• театрализованная игра – игра, в которойдети обыгрывают сюжет из литературного источника.
• дидактическая игра.
Значениеже дидактических игр чрезвычайно велико: в процессе игровой деятельностипроисходит всестороннее развитие личности ребенка. Дидактическиеигры являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует навсе стороны ребенка: волю, сознание, чувства, отношения. Выполняют обучающуюфункцию. Являются средство первоначального обучения дошкольников. В них детиотражают окружающую жизнь и познают доступные для их понимания факты и явления.
Слайд6 Применительно к трудовому воспитанию, дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей(они способствуют усвоению, расширению, закреплению у детей знаний о труде,предметах труда, материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людямразных профессий, о многообразии профессий взрослых), но в то жевремя в них проявляется воспитательное и развивающее влияние: происходитразвитие высших психических процессов, формируется уважительное отношение клюдям труда, профессиям родителей, ценностное отношение к собственному труду,стремление реализовать себя в той или иной сфере деятельности.
Но, в работе детскогосада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительнаячасть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найтипути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду,активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определитьусловия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметитьпринципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях илисовместно с ними.
Таким образом, игра является важнейшим средством развития,обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средствомзнакомства детей с профессиями взрослых.
Слайд 7 Вдошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. Игрыс предметами
2. Настольно– печатные игры
3. Словесныеигры
Слайд8 Игры с предметами
Используются игрушки иреальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходстваи различия предметов.
Для решениядидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, мною используютсятакие игры с предметами: Собери набор парикмахера (игрушечныеножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразныхпредметов). Строитель (из множества предметов дети выбирают те, чтоможно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также детивзаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними,дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессиинужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук иколпак?
Слайд9 Настольно – печатные игры
Виды настольно –печатных игр:
1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре этонахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно заданиеусложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но ипо смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из нихнет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь междупредметами. Например, Что нужно доктору?, Что нужнопарикмахеру?, Что есть в магазине, и т.д. Дети подбираюткартинки с соответствующими предметами.
3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, вигре Отгадай, какую картинку спрятали? Дети должны запомнитьсодержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный видэффективно способствует развитию памяти.
4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решениядидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могутбыть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствуетразвитию у детей логического мышления.
5. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений.Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, играОтгадай, кто это? Ребенок изображает звук и движение задуманного.
В более старших группахрешаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное накартине, другие — отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди,например, маршируют солдаты, пожарные тушат пожар, строители строят дом, оркестриграет на инструментах.
Слайд 10 Словесныеигры
Построены на словах и действиях играющих. В таких играх, детиучатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания оних, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Детисамостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы,отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируютпредметы по различным признакам.
Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста,оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи, различныедействия медицинских работников, прачки, дворника и т. п). Этот труд понятендетям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в неммного интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов,тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка,соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственнойинициативе подражают труду взрослых.
Вывод:
Использование дидактических игр в общейсистеме трудового воспитания дошкольников способствуют реализации поставленныхзадач:
— Формирование и овладение трудовыминавыками и умениями
— Воспитание положительного отношения ктруду, заложение основ трудолюбия
— Воспитание нравственно-волевых качествличности (целеустремленности, самостоятельности, инициативности,ответственности, предприимчивости)
— Воспитание уважительного отношения ктруду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь
— Формирование взаимоотношений иприобретение социального опыта взаимодействия
Таким образом, играявляется важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Иявляется неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.
Слайд 11 «Дайте детямрадость труда. Эту радость ему несут успех, сознание своей умелости изначимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В.А. Сухомлинский
Спасибо за внимание!
