X-PDF

Доклад на заседании МО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры»

Поделиться статьей

МБОУ«Школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

Докладна заседании МО учителей физической культуры.

 

«Воспитательнаяроль урока

физическойкультуры»

 

 

Подготовил:учитель физической культуры

КузнецовС.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое воспитание детейявляется педагогической системой физического совершенствования ребенка.Физическая культура — это совершенно особый образовательный предмет, которыйзатрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка.

Включение физического воспитанияобязательной частью в единую систему учебно-воспитательной работыобщеобразовательной школы обеспечивает возможность взаимо — использованиясредств и методов всех сторон системы воспитания (физического, умственного,нравственного, эстетического и трудового).

При определении задач физическоговоспитания учитывается не только его специфика, но и место и функции в общейсистеме воспитания и образования.

Общие задачи физическоговоспитания школьников при постановке и решении их в реальномучебно-воспитательном процессе подлежат конкретизации в соответствии свозрастными особенностями занимающихся, спецификой содержания учебногоматериала, этапами обучения и воспитания.

Успешность решения всегоразнообразия задач физического воспитания школьников требует усилий педагогическогоколлектива школы, обеспечивающих во взаимодействии наибольший педагогическийэффект.

Физическое воспитание являетсяединственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получатьобъективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализацияданного принципа потребовала разработки новых подходов к системе оценкифизического здоровья ученика, чтобы он не только понимал, но и внутреннепринимал стоящие перед ним задачи, переживал за свое физическое состояние.

Существует множество мнений поповоду подготовки специалистов по физической культуре. Образование,профессионализм и здоровый стиль жизни в ХХI векебудут доминировать в числе важнейших факторов обеспечения достижений всоциально — значимых видах деятельности, в жизни каждого человека, егоположения в обществе, коллективе, семье, прогрессивных преобразований вобществе.

В педагогическом образованиишироко используются средства физического воспитания и спорта. Это объясняетсятем, что физическое воспитание и спорт в современных условиях охватываютширокую сферу жизнедеятельности человека: олимпийский и другие типы спорта,образование, труд, быт, досуг, отдых, лечение и т.д. Во всех образовательныхучреждениях в учебных планах имеет место предмет «физическая культура».

Это предъявляет особые требованияк уровню профессионализма обслуживающих систему физического воспитания и спортаспециалистов: в процессе физкультурно-спортивных занятий на человекапосредством активной двигательной деятельности оказывается направленное воздействиеот незначительного в занятиях оздоровительного и реабилитационно-лечебногохарактера до предельных функциональных и психических напряжений в процессетренировочной и соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации.Вполне понятно, как важен высокий профессионализм и как опасеннепрофессионализм в этой области.

Кандидат педагогических наук Н.П.Лин-Бей и А.А. Беляев выдвигают свои требования к уровню подготовки специалистав сфере ФКиС (1). Государственный образовательный стандарт профессиональногообразования предусматривает всестороннюю подготовку будущих специалистовнепосредственно за счет меж предметных взаимосвязей.

Особое место в общей системефизического воспитания школьников занимает школьный урок, от воспитания,нравственности которого зависит качество всей физкультурно-оздоровительной испортивной работы в школе. Эффективность воспитательной работы на урокеопределяется следующими основными факторами:

твердой убежденностью учителяфизической культуры в больших воспитательных возможностях своего предмета вцелом и каждого урока в отдельности;

отчетливого представления учителяв воспитательной направленности всего хода урока и последовательным решениемвоспитательных задач от его начала до окончания;

четким пониманием учителем роли иместа в уроке каждой воспитательной задачи;

определением оптимальногоколичества и соотношения воспитательных задач в одном уроке;

подбором средств, методов иприемов решения воспитательных задач.

 

Результат воспитательноговоздействия зависит от ясного представления цели, задач и итогов деятельности,как учителем, так и учащимися на каждом уроке. Именно ясное представление того,каких задач нужно добиться на конкретном уроке, является одним из главныхмотивов деятельности учеников.

 

Воспитательные задачи определяютнаправленность и эффективность всей системы обучения школьников и подготовки ихк общественной и трудовой деятельности. Специально подобранные упражненияпозволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, требующие определенныелинии поведения воспитанников.

Большое воспитательное воздействиеоказывает среда. Воздействие окружающей среды тем сильнее, чем меньше возраст ижизненный опыт человека. Для детей непосредственным раздражителем окружающейсреды является: внешний вид учителя, его отношение к детям, уровень егопрофессионального мастерства; внешний вид спортивного зала, снарядов,оборудования, инвентаря; состояние раздевалок; внешний вид занимающихся науроке и т.д., то есть вся школьная атмосфера, в которой осуществляется физическоевоспитание.

При подведении итогов уроканеобходимо отмечать не только самого сильного, ловкого и выносливого, но исамого настойчивого, трудолюбивого и смелого. Убеждение в необходимостивыполнения упражнения для развития силы, выносливости и т.д., сформированное вмладшем школьном возрасте, позволит в средних и старших классах сохранитьпривычку их выполнения для совершенствования физических и морально-волевыхкачеств.

Выполнение на уроке упражнений,связанных с проявлением чувства робости, неуверенности в своих силахспособствует воспитанию самообладания, правильной оценке своих сил,уверенности, чувства собственного достоинства. Обучая подобным упражнениям,учителю нужно объяснить детям, что проявление страха и неуверенностиестественно, но именно с помощью этих знаний каждый ученик может и долженвоспитать в себе смелость, решительность, самообладание.

Для достижения результатоввоспитательного воздействия важно измерять не только уровень развитияфизических, но и морально-волевых качеств. Прирост личностных качеств можноизмерить путем использования следующих приемов: увеличение высоты прыжковогоснаряда; увеличение расстояния между снарядом и мостиком в опорных прыжках;установка на более далекое приземление в опорном прыжке; выполнение упражненийна полной опоре и т.д.

В зависимости от степениусложнения задания соответственно оцениваются проявленные качества и степень ихувеличения: стал более смелый, более уверенный и отмечать это перед всемклассом. По мере изменения отношения ученика к выполнению задания, отмечать этоперед всем коллективом: стал более собранным, более внимательным, старательным,трудолюбивым и т.д., на него теперь можно положиться, можно поручитьответственное дело и т.д.

Е.П. Ильин в 2000 году предлагаетсвою точку зрения на профессиональное мастерство учителя физической культуры.Для того чтобы стать мастером-педагогом, учителю физической культуры требуетсяпять – шесть лет работы в школе. Однако и в последующие годы продолжается егосовершенствование как профессионала. В связи с возрастными изменениями уровняфизической подготовленности несколько изменяется и структура деятельностиучителя физической культуры. Все большую роль приобретает его умение руководитьуроком, использовать помощников из учащихся, которые могут выполнить длядемонстрации учащимся такие упражнения, которые самому учителю по ряду причинвыполнить трудно и даже нецелесообразно. Все это свидетельствует о том, чтомастерство учителя – динамическая характеристика и процесс совершенствованияучителя бесконечен.

Имеется несколько способовповышения мастерства учителем физической культуры. Один из них состоит вповышении квалификации на различных курсах, методических совещаниях и т.п.Другой способ – самосовершенствование, которое может осуществляться несколькимипутями:

1) Посещение и анализ уроков,проводимых опытными учителями.

2) Повышение своейпрофессиональной и общей эрудиции; чтение спортивной прессы, просмотртелепередач о спортивных соревнованиях, посещение ряда соревнований с цельюбыть в курсе всех важнейших спортивных событий.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 967

3) Повседневный анализ своейпедагогической деятельности (например, с помощью дневника, в котором могутзаписываться особенности отдельных учащихся и класса в целом, фиксироватьсяэффективность тех или иных воздействий на учащихся в различных ситуациях, планына будущее, мысли по поводу организации урока и т.п.).

4) Проведение несложнойисследовательской работы, которая дала бы ответ на интересующие учителявопросы, связанные с его деятельностью (какова, например, эффективность использованныхим упражнений для развития силы, каков уровень физической подготовки класса вцелом и отдельных учеников, какой из методов эффективнее в тех или иныхконкретных условиях и т.д.).

Самосовершенствование должноосуществляться учителем не утилитарно, когда усваивается лишь то, что касаетсяметодики проведения урока физической культуры. Некоторые учителя, например,обращают внимание только на те статьи, в которых описываются комплексыфизических упражнений и новое нестандартное оборудование. Такой выборинформации не стимулирует его к переосмысливанию имеющихся знаний с позицииобщих подходов и принципов физического воспитания учащихся. Поэтомутеоретическая база такого учителя остается на прежнем уровне либо дажеухудшается в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.

Современный учитель не может бытьлишь обладателем суммы рецептов. Постоянное осмысливание своей педагогическойдеятельности требует и постоянного обновления теоретических сведений из областипедагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания. Только наэтой базе учитель может быть готовым к перестройке педагогического процесса, кпоиску новых путей и средств повышения эффективности физического воспитанияшкольников.

Выявление у себя слабостей,недостаточно развитых качеств не должно приводить учителя к пессимистическомувыводу о его непригодности к профессии учителя физической культуры. Учительдолжен научиться максимально использовать свои положительные качества исдерживать проявление отрицательных. Ему важно также знать, чем может бытькомпенсировано недостаточно развитое качество (например, отсутствиетребовательности к учащимся – настойчивостью и терпеливостью в работе с детьми,недостаточно быстрая сенсомоторная реакция – опытом, умением предвидетьситуацию).

В последние годы в связи спереходом к обучению с 6 лет и введением четырёхлетней начальной школы нижняяграница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятсяшкольниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границымладшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,устанавливаются в настоящее время с 6-7 лет до 9-10 лет.

Однако, несмотря на отмечаемые вэто время определённые осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку,физиологический кризис не столь отягощает, сколько напротив способствуетусиленной адаптации ребёнка к новым условиям. В младшем школьном возрастеотмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей.Сохраняются различия и в темпах развития мальчиков и девочек: девочки опережаютмальчиков. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенныеизменения, количественно преобразуется познавательная сфера, формируетсяличность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Ведущей в младшем школьномвозрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамкахучебной деятельности складываются психологические новообразования,характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников иявляющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переходный период от дошкольного кмладшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет.Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестаёт следовать хорошо знакомым,привычным нормам поведения.

В младшем школьном возрастесовершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции большихполушарий головного мозга. Быстро развивается психика ребёнка. Повышаетсяточность работа органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастомчувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения –на 50 %, зрительные – на 80 %.

Восприятие младших школьниковотличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой исвежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путатьцифры, мягкий и твёрдый знак, но в то же время с живым любопытствомвоспринимает окружающую жизнь.

Внимание школьников непроизвольно,недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения ивоспитания ребёнка начальной школы подчинён воспитанию культуры внимания.Школьная жизнь требует от ребёнка постоянных упражнений в произвольном вниманииволевых усилий для сосредоточения.

В подростковом периоде значительноувеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела — до 4,5-9 кг в год.Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1—2 года.Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна,развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину.

Сердце интенсивно растет, растущиеорганы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается егоиннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтомуповышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстронаступает утомление.

Морфологическая структура груднойклетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотялегкие растут и дыхание совершенствуется.

Половые различия мальчиков идевочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма.

Функциональное состояние нервнойсистемы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Дляподростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость,расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям.Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.

Мальчики часто переоценивают своидвигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своимисилами. Девочки менее уверенны в своих силах.

Подростки очень чувствительны коценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, нетерпят поучений.

При организации физическоговоспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки наопорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могутспровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процессокостенения. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому,например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

Нельзя объединять в одну группумальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняютсяс разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях.

Средства физического воспитания всреднем школьном возрасте — основные циклические упражнения, упражнения вметаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальныхпрепятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологиидвигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

Роль учителя на уроках физическойкультуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор ипомощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретениинавыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии наразличные системы организма.

Старший школьный возраст относитсяк началу юношеского (у девушек — с 16, а у юношей — с 17 лет) и совпадает сокончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются,но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строениеи пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых.

У девушек и юношей большая разницав развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центртяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, вменьшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, в большей — мышцтаза.

Завершается развитие ЦНС. Процессывозбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга каналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнятьупражнения на основе только словесных указаний учителя.

Юноши и девушки оченьчувствительны к восприятию своей внешности, сравнивают свои физические данные сданными однолеток.

Юноши переоценивают свои силы,часто берут высокий темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не увереныв себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решительности, болееэмоциональны и чувствительны.

При организации физическоговоспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается кметодике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерногодля спортивной тренировки.

При занятиях с девочками щадитьмышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенноевнутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания,натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину.

Содержание уроков, дозированиенагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости отпола.

В этом возрасте необходиморазвивать способность к самостоятельному анализу занятий физическимиупражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии,биологии.

Создаются условия для развитияобщей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности,развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию кфизическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важнообучать школьников методам самоконтроля на занятиях.

Физическое воспитание в 9—10-хклассах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. Урокфизкультуры проводят два преподавателя.

В старшем школьном возрастеиспользуются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а приразвитии двигательных качеств — посменный и самостоятельный. Уроки носятхарактер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функциитренера-методиста.

Физическое воспитание детейнаправлено на укрепление здоровья, совершенствование функциональныхвозможностей и обеспечение всестороннего физического развития организма,развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости, волевых и моральных качеств,воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества,рациональных гигиенических навыков, овладение знаниями по гигиене физическихупражнений и самоконтролю.

Оздоровительная роль физическоговоспитания заключается в совершенствовании реакций терморегуляции, повышениинеспецифической устойчивости организма к патогенным микроорганизмам инеблагоприятным факторам окружающей среды, что способствует снижениюзаболеваемости, в первую очередь простудными заболеваниями.

Физическое воспитание стимулируетпроцессы роста и развития организма, способствует нормализации нарушеннойдеятельности отдельных органов и систем, а также коррекции врожденных илиприобретенных дефектов физического развития; повышению работоспособности путемсвоевременного формирования двигательного анализатора и специфического развитияосновных физических качеств; охране и укреплению психического здоровья путемповышения тонуса коры большого головного мозга и создания положительных эмоций.

Физическое воспитание оказываетблагоприятное влияние на растущий организм только тогда, когда оно организованов соответствии с гигиеническими принципами. Чтобы научить ребенка бытьздоровым, педагогу и родителям не хватает знаний о путях формирования здоровогообраза жизни и здоровья. На принципах здоровье сберегающих технологий должныбыть построены интеграция учебных программ, режим работы образовательногоучреждения, организация отдыха и т.д.

Целью физического воспитанияявляется всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано сумственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием

Задачи физического воспитанияшкольников:

1) укреплять здоровье исодействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные уменияи навыки;

3) развивать двигательные(физические) качества;

4) формировать интерес кфизкультуре и потребность заниматься ей;

5) воспитывать позитивныеморально-волевые качества;

6) готовить учеников к сдаче нормкомплекса ГТО.

Двигательная активность, которуюребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимымусловием нормального развития его центральной нервной системы, средствомусовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их.

Развитие двигательных (физических)качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультурой развивать уучеников скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесно связан сформированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характеромдвигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качествзависят результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки,метание, плавание и др.

Важно правильно определитьсодержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию удетей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями

Специфика влияния занятийфизкультуры на воспитание морально-волевых качеств заключается в том, чтоученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляютцеленаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизовать в нужныймомент свои физические и духовные силы. В то же время на занятиях физкультуройпреобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувстводружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и тому подобное.Следует стремиться достичь такого уровня сознания, чтобы в процессе занятий,соревнований между командами, классами ученик получал моральное удовольствие нетолько от своей ловкости, но и от того, что он сделал это в интересахколлектива. В процессе совместной практической деятельности дети приучаются кправильному поведению в соответствии с нормами морали. Правильно организованноевыполнение упражнений группами, командные игры, участие в соревнованияхспособствуют входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки житьинтересами коллектива.

При выполнении физическихупражнений ученикам часто приходится выявлять волевые усилия, чтобыпреодолевать неуверенность и даже страх. В результате постоянной тренировки уучеников воспитываются смелость, решительность, настойчивость. Вместе сволевыми качествами одновременно воспитываются моральные черты личности, аморальное воспитание невозможно без проявления волевых усилий.

Педагогический анализ и оценкаучебно-воспитательного процесса — ведущая сторона деятельности исследователя.Основным недостатком анализа и оценки, как уже говорилось, являетсяопределенная мера их субъективности и большая сложность точной регистрациинаблюдаемых фактов и явлений. Поэтому главные усилия любого исследователядолжны быть направлены, прежде всего, на разработку способов объективизациисвоих наблюдений.

По числу взаимосвязанныхпедагогических явлений, подлежащих наблюдению, различают наблюдения проблемныеи тематические.

Проблемные наблюдения представляютсобой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями,составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физическоговоспитания. Примером могут служить наблюдения, которые осуществляются в школахпосле введения новых программ по физическому воспитанию. Чтобы разностороннеоценить эффективность физического воспитания школьников на основе новыхпрограмм, требовалось вести наблюдения по разным направлениям, изучать многиепедагогические явления, тесно связанные между собой и влияющие друг на друга,устанавливать качественные и количественные меры их взаимного влияния и, витоге, определять влияние всех изучаемых явлений на конечный результат -степень подготовленности школьников.

Тематическое наблюдениехарактеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумомпедагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостногоучебно-воспитательного процесса как бы вычленяется то, или иное явление иподвергается наблюдению. Все это создает возможности для более глубокого, хотяи локального, изучения педагогического явления.

Следует иметь в виду, чтовычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к егоизолированию. Наблюдая, например, за методикой использования подводящихупражнений, нельзя оценивать ее эффективность без учета знаний и умений занимающихся.

Тематическое наблюдение наиболеешироко представлено в практике научных исследований. Объясняется это егоотносительной доступностью для индивидуальных исследований.

Возрастная психология определяетособенности, характерные для всех школьников, объединенных в одну возрастнуюгруппу. Это объясняется тем, что в каждом возрастном периоде развития человекасуществуют свои закономерности и психические новообразования, используякоторые, можно построить процесс обучения в соответствии с процессом развития.

Разговор о физкультуре и спортесегодня сводится в основном к отсутствию средств для улучшенияматериально-технического обеспечения учебных заведений, для приобретенияспортоборудования и спортинвентаря.

Сегодня количество больных детей идетей с отклонениями в развитии становится все больше, а методик для ихфизического воспитания все меньше. Абсолютно здоровые дети и дети, имеющиенебольшие отклонения в здоровье, занимаются физкультурой вместе — учителя неделают между ними разницы, хотя на самом деле эта разница есть, и такоеотношение к детям числа здоровья не прибавляет. С теми детьми, чье здоровьевнушает серьезные опасения, занятия вообще не проводятся — они сидят наскамеечке в зале или уходят, пока их сверстники работают на уроках физкультуры.Ситуация неблагополучная, но небезвыходная — просто нужен широкий спектрпрограмм, специализированных для занятий с такими детьми. Подобные программыесть, но в них мало конкретики, ведь каждый ребенок имеет свои индивидуальныеособенности в развитии, и их нужно учитывать учителям физкультуры.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 967

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет