X-PDF

Доклад Национальная культура и нравственное воспитание школьников

Поделиться статьей

            Тема: «Национальная культура инравственное воспитание 

                                               школьников».          

      Развитие личности – смысл и цельсовременного образования. Наряду с приобретением определённого набора знаний,умений и навыков, целью образования в школе, в частности художественного,становится духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у негокачеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте икультурной полноценности в восприятии мира. Важнейшими задачамидуховно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей пониматьпрекрасное; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать иоценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественнойжизни.

       Особую роль в этом должно сыгратьискусство. Ведь именно произведения искусства в наибольшей степени смогутприблизить ребёнка к миру чувств и переживаний, нравственных ценностей ибезнравственных поступков. А чуткий, умный педагог поможет ему понять языкискусства, научит размышлять.

     Работа на уроках изобразительного искусстваможет быть построена с учётом разных подходов. Если педагог поставит цель, какможно больше рассказать детям о живописи, то он постарается дать максимальноисчерпывающую информацию о художнике, об истории создании картины, сюжете,красках, композиции и т.д. При этом дети будут пассивными слушателями иподражателями. Вряд ли такие уроки будут стимулировать творчество. Скорее этобудет обычное расширение кругозора и накопление знаний об искусстве. Совершеннопо-другому будет построен урок, на котором целью станет познание самогоискусства, открытие самого себя в нём. Ведь искусство – это жизнь вхудожественном её проявлении. Главное в этом – человек, его эмоции, чувства,мысли. Научив детей лучше понимать искусство, мы научим их лучше понимать себя.

       Свои уроки я строю так, чтобы на каждомреализовалась определённая художественно-педагогическая идея. Если это урокиллюстрирования сказки или рисование любимого сказочного персонажа, то на нёмобязательно будет разговор с детьми о смысле сказки, о положительных иотрицательных героях, о том, почему и дети, и взрослые любят фантазировать, ктоиз сказочных персонажей привлекает нас.

       На уроках, построенных в форме мини – проекта(например, «Эскиз народного костюма», «Эскиз современной одежды по мотивамнациональных костюмов», «Пасхальное яйцо» и др.), я показываю ученикам, какспланировать свою деятельность, как правильно распределить время, как важно предвидетьрезультат и стремиться к нему. Ведь искусство – это не только чувства, эмоции,но и гармония линий, формы, цвета, пятен, композиции.

       Прийти к такому результату поможет деятельный подход,в основе которого получение всей информации через деятельность (размышление,проблемный вопрос, проблемная ситуация, творческое задание). Даже обычныйанализ детских работ в конце урока может привести к философскому размышлению:«Почему все нарисовали по-разному?» — «Да потому, что мы все разные». – А хорошоэто или плохо? – и т.д.

        С раннего возраста учащиеся выполняютразножанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные)композиции, иллюстрации. Будет ли в школе звучать мелодия русской речи,народной песни, народного орнамента, раскрывающая детям красоту души своегонарода, во многом завит от нас.

      Наши дети живут сейчас в условиях всевозрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы.Народные русские традиции стали уходить из быта семьи. Нарушена связь междупоколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежименяются идеалы, страдает их нравственность. Очень обидно, что многое из того,что знали и умели наши предки, утеряно их потомками. Ведь не секрет, что именноэти знания и умения делают современников ближе к истории своей земли, формируюту них чувство гордости и уважения к своей «малой родине». Обращение к истокамделает учеников духовно богаче, мудрее, помогает ощутить связь с землей, накоторой они живут. Повышается их воспитанность и увлеченность изобразительнымтворчеством.

       Народное искусство – этопрежде всего огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого– неотъемлемая часть культуры Отечества.
       Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темыявляется сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему необъяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попастьв сказку, в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средствопознания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким исильным человеческим чувствам, но и предполагает
модельповедения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. При этом онанеизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки длязанятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен всказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы,вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен еепрожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должнастроиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал освоей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы былподведен итог, главная мысль, заложенная в сказке.
     Также на уроках учащиеся рассматривают репродукциихудожников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли,деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализироватьработы известных художников. Грамотно рисовать может научиться каждый, такжекак читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Онивоспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание ихудожника и зрителя. Именно на уроках изобразительного искусства происходитдуховно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное вискусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.

        Знакомствос истоками родного искусства – это знакомство со своейРодиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшаютодежду, раскрывается представление о мире, о красоте человека.

      Внастоящее время я работаю над темой по самообразованию: «Использованиеэлементов народной культуры на уроках изобразительного искусства». История народной культуры – благоприятныйматериал в работе учителя изобразительного искусства, доступный ужепервоклассникам. Они  впервые узнают о разных видах орнамента, об узорах исимволах. Сами учатся их рисовать и  находить на предметах быта, одежде,головных уборах; путешествуют по разным городам и обращают внимание наархитектурные постройки, на дома, в которых они живут.

Во 2-ом класседети знакомятся со следующими темами:

1.«Сказочная птица. Изображение и фантазия». Зрительный ряд: Слайды реальных ифантастических птиц в русской деревянной и  каменной резьбе. Зачитываютсялитературные отрывки: А.Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о цареСалтане», П Ершова «Конек-Горбунок». Рисуем сказочную птицу.

2.«Человек и его украшения». Слайды с произведениями художников Н.Рериха,Н.Аргунова, Д,Левицкого, иллюстрации детских книг И.Билибина, фотографиирусской одежды, оружия, кружев.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

Работаютнад заданием: украсить кокошник, украсить богатырские доспехи.

В3-ем классе дети знакомятся с Богородской игрушкой, матрешкой, дымковской ифилимоновской игрушками, хохломой, гжелью, павлопосадским платком.

         В 4-ом классе все 1-ое полугодие посвящено народному искусству и культуренашей родины. Это темы:  «Истоки родного искусства», «Древние города нашейземли». Дети  изучают жилище, быт, традиции иискусство разных народов.

По теме «Красотачеловека» — у каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Образ мужчины неотделим от его труда. В русской крестьянской культуре этообраз пахаря. В нем соединены представления о силе и добре, умении ухаживать засвоей землей и защищать ее. Так и говорят: «добрый молодец».

         А в женщине видели начало жизни, мать всей природы, всего мира. Ее понимали какзаступницу, как хозяйку дома, ценили ее достоинство и душевную отзывчивость,теплоту.

         НаРуси всегда большое значение придавали лицу как  выражению души  ихарактера. Заглянуть в лицо человека – значит заглянуть в душу.

В образе женскойкрасоты выражались представления о празднике, о счастье, о самом дорогом исветлом в жизни. Люди верили: красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма уделялосьстолько внимания

Дети знакомятся сработами А. Венецианова, В. Васнецова, А.Пластова.

Задание: создатьпортрет русской красавицы или доброго молодца.

На каждом уроке дети на только рисуют, но и узнаютмного нового и интересного, что достигается использованием мультимедийныхтехнологий. В результате мои ученики являются постоянными активными участникамиконкурсов и выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчествасамых различных уровней.                                                                            

          Для занятий по изучению народной культуры  необходимотак организовать образовательное пространство, чтобы было удобно вести диалог сучащимися и между ними. В частности, расположить столы для групп так, чтобыстало возможным объединить детей в малые группы. Требуется обеспечить занятияопределенным количеством учебно-методических и наглядных пособий, разработатьзадания, упражнения и формы занятий, создавать постоянные и тематическиевыставки детских работ. В начальной школе просто необходим кабинет ИЗО,которого у нас, к сожалению, нет.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет