X-PDF

Доклад — Навигатор- как средство повышения вариативности качества и доступности дополнительного образования

Поделиться статьей

ТЕМА: Внедрениерегиональной информационной системы

НАВИГАТОР дополнительногообразования в МОУДОД «Эколого-биологический центр»

 

В настоящее времясистема образования России проходит через значительные преобразования: вводитсяновый профессиональный стандарт педагога, улучшается инфраструктура школ,модернизируются образовательные методики и технологии. Образование становитсянепрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни учащегося. Врезультате общее и дополнительное образование становятся взаимодополняющимикомпонентами единого образовательного процесса. [3]

    В основных нормативныхдокументах дополнительное образование предполагает вариативное обучениеучащихся как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободномвыборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которыхактивно формируется его личностное и профессиональное самоопределение. [2]

  Главным преимуществомдополнительного образования является добровольность, возможность для ребенка иего родителя самостоятельного выбора деятельности в соответствии с интересами,склонностями и ценностями.

   Однако предъявление кучреждениям допобразования современных требований выявили ряд проблем.

 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

·       Отсутствиеединой базы данных о программах дополнительного образования реализуемых учреждениямиподведомственными органам власти в сфере образования, культуры, спорта,здравоохранения, социального развития.

·       Отсутствиестандарта представления данных о программах на сайтах учреждений, отсутствиеотзывов и оценок.

·       Отсутствиедоступной актуальной информации о наличии свободных мест в группах, расписании,педагогах и обеспечении программ.

·       Отсутствиесистемы учета детей вовлеченных в дополнительного образование.

·       Отсутствиевозможности получения услуги записи на обучение по программам дополнительногообразования в электронном виде.

·       Отсутствиеинструмента сбора данных для принятия управленческих решений в сфередополнительного образования.

 

Исходя из выше обозначенныхпроблем, Правительством Российской Федерации был разработан Национальныйпроект «Образование», направленный на достижение двух ключевых задач:

·       обеспечениеглобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение в число 10ведущих стран мира по качеству общего образования.

·       воспитаниегармонично развитой и социально ответственной личности на основедуховно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.

Сроки реализации проекта сянваря 2019 года по декабрь 2024 года.

    Среди основных направленийнационального проекта «Образование» — проект «Успех каждого ребенка». Врезультате реализации которого к 2024 году дополнительным образованием должнобыть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Федеральный проект предусматривает:

·       обновлениесодержания дополнительного образования всех направленностей;

·       повышениекачества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевойформе, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разнымиобразовательными потребностями;

·       модернизациюинфраструктуры системы дополнительного образования;

·       совершенствованиепрофессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

 

       В связи с этим, у нас вРеспублике Крым на региональном уровне были разработаны нормативные документыпо внедрению системы Навигатор с сентября 2021 года (Приказ МОНМ РК от16.07.2021 г. № 1204 «Об АИС РУ Навигатор дополнительного образования РК»,Положение и Порядок идентификации пользователей, Порядок работы с заявлениями ииными документами).

   Был издан приказ управления образования,молодежи и спорта администрации Джанкойского района от 02.08.2021г. № 277/01-03 «О работе в автоматизированной информационнойсистеме «Навигатор». На основании данного приказа все образовательные учреждения савгуста зарегистрированы в ИС Навигатор, загружены дополнительныеобщеобразовательные программы, зарегистрированы учащиеся. С 1 октября 2021 годаначал работу МОЦ, проводится систематическое обучение администраторов,методистов, ответственных лиц.

На данный момент МОУДОД«Эколого-биологический центр»:

                  в базу ИС«Навигатор» внесены 42 дополнительные общеобразовательные программы понаправленностям: естественнонаучная, художественная, социально-гуманитарная,

                  зарегистрировано1360 учащихся,

                  20 педагогов допобразования.

 

Сегодня перед нами стоит задача внедренияперсонифицированного финансирования в кружках нашего учреждения.

Персонифицированноефинансирование вдополнительном образовании детей – это закрепление определенного объема средствза потребителем и их последующая передача организации (индивидуальномупредпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, повыбору потребителя.

Персонифицированноефинансирование осуществляется на основе сертификата на получениемуниципальной услуги на электронном или бумажном носителях.

Сертификат дополнительногообразования – именнойдокумент, предоставляемый ребенку, подтверждающий право родителей (законныхпредставителей) ребенка на оплату услуг дополнительного образования.

Цели внедрения системы персонифицированногофинансирования следующие:

                 развитиевариативности дополнительных общеобразовательных программ, повышение ихкачества, поддержка выбора семей;

                 развитиеконкуренции между поставщиками и увеличение числа поставщиков путем привлеченияк оказанию услуг частных организаций;

                 обеспечениепрозрачности расходования бюджетных средств и снижение коррупционных рисков;

                 повышениеуровня учебной мобильности;

                 повышениереального охвата детей дополнительным образованием.

Механизм персонифицированногофинансирования вдополнительном образовании реализуется следующим образом:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

1) ребенокполучает сертификат;

2) по этомусертификату родитель получает доступ к персональному счёту в личном кабинете;

3) родитель вместес ребёнком выбирает программу из единого навигатора;

4) заполняетсядоговор;

5) с сертификатасписываются средства.

В отличие от традиционнойсистемы финансирования дополнительного образования детей приперсонифицированном финансировании формируется конкурентная среда как междумуниципальными и частными организациями, так и внутри муниципальной сети,происходит финансирование именно услуг, а не учреждений, происходит учет детейи количества посещений с помощью сертификатов.

Принцип персонифицированногофинансирования допобразованиявпервые был заявлен в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжениемПравительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Согласно данному документу,совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительногообразования предполагает, в том числе, «разработку и внедрение механизмовперсонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программи поддержки семей в получении дополнительного образования, в том числекомпенсацию части платы за дополнительное образование для малообеспеченных имногодетных семей».

Реализация этой задачиосуществляется Общероссийским народным фронтом в рамках проекта «Каждомуребенку – бесплатный кружок».

В соответствии с приоритетнымпроектом «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденнымпрезидиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическомуразвитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) к концу2019 г.  20% детей были охвачены дополнительным образованием с использованиемперсонифицированного финансирования.

В 2016 и 2017 годах пилотныйпроект разворачивался в 9 регионах: Республиках Саха (Якутия) и Бурятия,в Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, в Вологодской,Тульской, Астраханской, Тюменской областях и в Пермском крае.

Мониторинг, проведенный Общероссийскимнародным фронтом в пилотных регионах среди 3 тысяч родителей и более 200педагогов дополнительного образования, показал, что введение образовательногосертификата одобряют 84% родителей – по их мнению, это создает для ребенкановые возможности получения дополнительного образования, посещения кружков исекций.

Повысилась доступность обучениядетей по разнообразным программам, с расширением рынка услуг повысиласьконкурентность организаций, произошел кадровый апгрейт (модернизация кадров,развитие профессиональных компетенций педагогов или привлечениеквалифицированных кадров) тем самым в организациях значительно повысилоськачество образования.

Итак, кратко о персонифицированномфинансировании:

1. Получив сертификат, ребенокможет обучаться бесплатно в любой образовательной организации, даже частной.

2. Деньги, необходимые дляоплаты обучения выделяются в организацию из бюджета. Это не наличные деньги, авиртуальные, которые нельзя обналичить или использовать на другие цели.

3. Если в течение годасертификат не был использован, то деньги на нем сгорают.

4. Если номинал сертификатапревышен стоимостью Программы, то доплачивают эту сумму родители из собственныхсредств.

Все вводимые в дополнительноеобразование изменения направлены на следующие результаты:

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

·       Увеличениевовлеченности детей в дополнительное образование за счет увеличения егодоступности.

·       Повышениедоверия к органам власти со стороны населения.

·       Короткийсрок освоения и внедрения решения в регионе за счет удобного интерфейса,подробных методических рекомендаций и регламента разделения обязанностей.

·       Снижениенагрузки на административный персонал начиная со второго года использованиярешения за счет автоматизации рутинных операций и модуля генерации отчетов.

·       Выход накачественно новый уровень управления дополнительным образованием нарегиональном и муниципальном уровне.

В новых условияхфункционирования наше учреждение испытывает потребность в повышении качестваобразования, что напрямую связано с внедрением современных образовательныхпрограмм и технологий, современных форм и методов работы педагогов собучающимися, с непрерывным ростом профессиональной компетентности педагогов.

Подводя итоги нашему семинару,можно сделать следующий вывод:

Для успешного внедрения системыНавигатор в МОУДОД «Эколого-биологический центр», повышения уровняконкурентоспособности учреждения, да и в целом, для дальнейшегофункционирования и развития учреждения педагогам необходимо:

·       повышатьуровень компьютерной грамотности;

·       повышатьуровень мобильности и самообразования;

·       модернизироватьпрограммы с учетом современных условий;

·       привлечьвнимание общественности к Программе;

·       повышатькачество образования по программам;

·       организовыватьзанятия интересно, используя современные методы обучения;

·       работать нарезультат!

 

Литература

1.Дополнительное образование сегодня: современные тенденции, инновационныепроцессы, традиции: Материалы Краснодарской краевой научно-практическойпедагогической конференции / под ред. М. В. Власова, М. В Бумагина, И. А.Костина, Л. В. Горбач, Е. Ю. Кицан, Н. В. Рукавцова. – Краснодар, 2013. – 97 с.

2.                 Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г.Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современногоучителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научныйжурнал. № 12–2. М, 2013. С.280–283.

3.                 Хентонен А. Г., Бельская К.В. Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России// Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 527-529. — URLhttps://moluch.ru/archive/127/35206/.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет