X-PDF

Доклад «Некоторые вопросы о проблеме сценического самочувствия исполнителя аккордеониста»

Поделиться статьей

 

Муниципальноебюджетное учреждение дополнительного образования

«Павловскаядетская школа искусств»

 

 

 

 

Доклад

«Некоторыевопросы о проблеме сценического

самочувствияисполнителя аккордеониста»

 

 

Подготовила:

ПреподавательМБУДО «Павловская ДШИ»

БалдуеваН. А.

 

 

 

 

 

 

рп Павловка ,Ульяновская область

2023год.

 

 

Проблемасценического волнения — одна из наиболее актуальных, жизненно важных длямузыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в школьном  возрасте, представителисценических профессий не перестают ощущать ее  вплоть до завершающих этаповсвоей сценической карьеры.

Различные видысценического исполнения, в том числе и музыкальное, требуют большой подготовки,мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностейисполнителя.

Для правильногопостроения сценического выступления нужно определить особенности личностиисполнителя. Воспитание исполнительских качеств прежде всего подразумеваетзаботу об эффективности деятельности исполнителя, которая в свою очередь ставитзадачу психологической подготовки исполнителя к выступлению на сцене.

Проблемаадекватного поведения на сцене порождена непосредственной исполнительскойпрактикой. В среде музыкантов — профессионалов эта проблема рассматривается сконца 17-го века. Она включена многими методистами в свои работы о воспитаниимузыканта. И сегодня эта проблема по-прежнему актуальна и значима для множестваисполнителей на различных инструментах, педагогов, учеников, т.к. именнопсихологические подходы к ее решению недостаточно разработаны и несистематизированы.

Многие факты изистории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытныймузыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению.Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его прошлого опыта илимастерства, но и от того, что происходит с субъектом до начала исполнения, отего способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остаетсяповышенным стрессогенным фактором. Сейчас многие исполнители нуждаются вкоррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук,губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться наисполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основнымипроявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезногоподхода, анализа проявлений этих неприятных явлений, коррекции или заменытакого поведения на сцене более подходящими и адекватными статусу артиста иситуации типами. 

Овладениеисполнительским мастерством требует от  музыканта аккордеониста серьёзнойвдумчивой работы под множеством компонентов.

Разныепроблемы стоят между учеником и учителем. Хочется выделить некоторые из них.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

I.Волнение.

Излишнееволнение ,вынуждающее многих талантливых музыкантов в конце концов отказатьсяот концертных выступлений. Этот род сценического волнения приводит нередко кпотере самообладания.

Взадачи преподавателя – педагога должно входить формирование таких качествисполнителя-ученика ,как культура внимания ,воля и сила характера , высокаяэтичность. Это трудная ,но продуктивная работа. Она включает ряд приемовоснованных на выполнении физических дыхательных упражнений ( на расслаблениеили напряжения мышц).

II.Радость.

Вдетском возрасте наиболее плодотворно формируется все качества ,составляющие впоследствии личность музыканта. Ведь известно ,что ребёнок во время публичноговыступления волнуется меньше , чем подросток , у которого сильнее напряжения,грозящее перерасти в нервозность и панику перед выходом на сцену.

Психикаребёнка ( здоровая) направлена в основном на выражение положительных эмоций .Радость в игре со сверстниками , радость общения с родителями. Первая пьесавыученная на инструменте –событие в жизни ребёнка! Оно не должно остаться незамеченнымни родителями, ни педагогом. Необходимо поддержать, отметить первый успех.

III.Музыкальныеспособности.

Естественно, основой является наличие у ученика – музыкальных способностей. В школах впоследнее время и это не секрет обучаются дети с различными музыкальнымиданными . И нам преподавателям не стоит забывать ,основная задача школыискусств – общее музыкальное образование.    

Способностичеловека развиваются при обучении, в процессе самостоятельной творческой деятельности .Творческими способностями  одаренны все без исключения люди. Но «доза» одарённости у всех разная.

Внашу задачу не входит рассмотрение всех природных способностей. Необходимовыделить несколько: переживание музыки, музыкальный слух, чувство музыкальногоритма, исполнительство в определённой мере и умении читать по нотам.

Еслипедагог уверен в будущей музыкальной профессии своего ученика , то обязанубедить его в этом.

IV.Оценка возможности ученика.

 Недостаточное владение какими-либо навыками приводит ребёнка – исполнителя к неуверенности,излишнему волнению. В период подготовки ученика к публичному выступлению важноподчеркнуть значения объективной оценки степени готовности. Здесь опаснынедооценка и переоценка.

Неуверенностьможет отразиться на технике исполнения. Недооценка приводит к потереисполнительского самообладания. Преподаватель должен убедить ученика о степениего подготовки. Переоценка возможности ученика приводит, прежде всего к выборунедоступного ему в данном этапе репертуара.

«Завышеннаяпрограмма» — обречена на неудачу .

Особуюважность приобретает после – концертная оценка исполнения в период первыхпубличных выступлений.

Первоевыступление производит на ученика сильное впечатление. Чувство радости или огорчениязапомнятся ему на долго. Неудача неизбежно приведёт к излишнему волнению насцене. Повторные неудачи превращаются в рефлекс, ребёнок всегда будетволноваться и боятся сцены. Как  подать ученику оценку вопрос не формальный. Влюбом случае оценка должна быть   объективной, тактичной и гибкой с учётоминдивидуальных способностей ученика.

 V.Частота выступлений .    

Излишнееволнение может быть вызвано редкими выступлениями или большими перерывами междуконцертами.

Еслимузыкант редко играет перед публикой , то он теряет, забывает те ощущениясобственного состояния , которые раньше испытывал   в моменты выступления.Педагог должен предложить ребёнку обыграть программу в узком кругу в знакомойобстановке.

Еслиесть возможность проиграть раньше в том помещении, где ему предстоит выступать.Если программа хорошо выучена, то уверенность вернётся быстро.

Педагогдолжен хорошо знать характер ,их привычки ,и наклонности ,чтобы дать точныерекомендации.

Ребёнкунеобходимо рекомендовать за день до концерта заниматься по минимуму ,хорошоотдохнуть, выспаться. Провести время в спокойной привычной обстановке.

VIЭмоции страха.   

Эмоции  страха – внезапно обнаруживший недостаток средств защиты.  Общение музыканта саудиторией –не только взаимодействие ,но и борьба. 

Исполнителюнеобходимо поддержка зала. Если публика принимает и поддерживает музыканта, тоисполнению легче перенести волнение.    

  Вывод :

Безусловно, важной составляющей в синдромесценического волнения является чувство ответственности исполнителя за своевыступление. Оно, как показывают специальные наблюдения, возрастает с годами ипо мере продвижения исполнителя вверх по иерархической лестнице. Безусловно,когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятнодля исполнителя, но и чревато для него определенными потерями . Характерно сдругой стороны, что некоторые преподаватели Московской консерватории (они жеизвестные авторитетные исполнители) считают, что отсутствие волнения еще болеенежелательно для исполнителя нежели присутствие его в чрезмерногипертрофированных формах. Н.В. Трулль замечает по этому поводу: «Если человекне волнуется перед выходом на сцену, — он не артист, и на сцене ему делатьнечего. Ему все равно, что и как он будет играть». П. Т. Нерсесьян говорит: «Яспециально призываю волнение за день-два до важного для меня выступления». Онубежден, что только на фоне положительно окрашенного сценического волненияможно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве: «Волнение — этонепременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силыфизические и психические; человек равнодушный, — продолжает он, не волнующийсяничего интересного и значительного на концертной эстраде не сотворит».  

 Азарова,Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников/ Л.Н. Азарова// Журнал практического психолога. — 1998.- №4. — С.83.
Акимова М.К., Борисова Е.М. Одаренные дети // Психологическая служба школы //под ред. И.В. Дубровиной М.,1995. 
Берлянчик, М.М. Проблемы одаренности/ М.М. Берлянчик // Основы учения юногоскрипача: М.,1983. — С. 26-44.
Грязева, В.Г. Одаренные дети: экология творчества / В.Г. Грязева, ПетровскийВ.А. – Москва – Челябинск : ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология/ А.Л. Готсдинер 190 с.- М.,1983.
Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопр.психологии. — 1989. — №6. – С.29-33.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности / А.М Матюшкин. — М.,1992.
Мелхорн, Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. дляучителя: Пер. с нем.- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. — М. : Просвещение, 1989. — 160с.
Мясищев, В.М. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение/ В.М.Мясищев, А.Л. Готсдинер // Роль музыки в эстетическом воспитании детей июношества: Л.: 1980.
Панкова, О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей / О.Панкова, О.Гвоздева. — Новосибирск,1994. (35 с.
Пономарев, Я.А. Психология творчества/ Я.А. Пономарев. — М., 1976.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет