X-PDF

Доклад Общие представления о профессиональных компетенциях

Поделиться статьей

 

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

ДОКЛАД
на тему: «Общие представления о профессиональных компетенциях»

 

                                                       

 

 

 

 

Выполнила

преподватель 1 категории:

                                                                                                           Шаталова В.Н.

                                                                                                                       

                                                                                                

                                                                      

 

 

 

 

                                                                    

 

        

                                     ДОНЕЦК – 2022                                       

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………. 3

1.                  Общиепредставления о профессиональных компетенциях……………4

2.                  Содержаниепрофессиональной компетентности педагога…………..7

3.                  Заключение………………………………………………………………10

4.                  Литература……………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей иуправляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужнобыть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтомувыражает единство его теоретической и практической готовности в целостнойструктуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью еготрудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин«педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии,которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины«профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несутна себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины«профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могутупотребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность — ключевоепонятие для характеристики педагогической деятельности.

В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентностьпедагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональнойдеятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся нафундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении кпедагогической деятельности. Она предполагает владение профессиональнозначимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями,профессиональными умениями и навыками» [5, с.74].Значит, компетентность – этосплав теоретической и практической готовности человека к педагогическойдеятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм ипедагогическое мастерство учителя.

 

 

Общие представления о профессиональных компетенциях

 

      Компетенция – совокупность взаимосвязанных качествличности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых поотношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобыкачественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

       Компетентность – владение, обладаниечеловеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение кней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в даннойситуации полученные знания и опыт. Согласно словарю Ожегова, понятие“компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либообласти”.(3,с.303)

   Профессионализм — это достижение высокихобразцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельность,общения, личности педагога).
Необходимой составляющей профессионализма человекаявляется профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность – это система знаний, интеллектуальныхи предметно-практических умений, навыков, привычек, обеспечивающих понимание ивыполнение профессиональной   деятельности.   Компетентность представляет единство субстанционального и процессуального,когнитивного и оперативного аспектов. Характеристиками профессиональнойкомпетентности являются: полнота, глубина, системность. Осознанность,прочность, оперативность, как знаний, так и деятельности. 

  Требования к компетентности, варьируя взависимости от положения личности в системе разделения управленческого труда ворганизации, условно подразделяют на две основные группы [2,с.304]. 

  Во-первых, называют знания и умения,присущие специфике деятельности учители, обусловленной особенностямипредмета труда – информации, знаний по предмету и продукта труда – знанийучеников.

Во – вторых,   способность ипредприимчивость в усваивании и использовании и передаче полученной информации,способность к системному восприятию и интерпретации информации,структурированию проблем и методическому поиску их разрешения. 

Во-третьих, отмечают умение работатьс обучающимися, родителями и управлять собой и временем. 

  Профессиональнаядеятельность педагога протекает в условиях высокой ответственности ижесткого дефицита времени, а отсюда высокой плотности действии и решений вединицу времени. Ему приходится формулировать и решать задачи с высокойстепенью нестандартности.   Он является «законодателем» знаний,правил, распорядка. «Моделью» подражания, копирования в образовательной среде.(4,с.140)

 

       Профессиональнаякомпетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы,задачи в условиях профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность – этосумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективностьтруда.  Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процессусвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитиюиндивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта,предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие исамосовершенствование педагога.

Деятельность учителя при этом должнабыть направлена на:

– использование в работеинтерактивных технологий;

– проведение нестандартных уроков;

– организацию исследовательскойработы;

– стимулирование самообразовательнойдеятельности учеников;

– отслеживание динамики развитияучащихся;

– подбор заданий, которые требуютиспользования дополнительных источников информации;

– проведение консультаций по поискунеобходимой информации;

– обучение приемам составления плана,написанию конспектов, умению выделять главное;

– подготовку заданий творческогохарактера;

– стимулирование высказываниясобственных мыслей;

– использование диалогических методовв работе;

– разработку заданий разного уровня;

– создание проблемных ситуаций;

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

– внедрение методов самооценки ивзаимопроверки;

– организацию работы в парах игруппах переменного состава и др.

К профессионально-педагогическимкомпетенциям относят:

Социально — психологическаякомпетенция.

Общепедагогическая профессиональнаякомпетенция.

Предметная компетенция.

Управленческая компетенция.

Рефлексивная компетенция.

Информационно – коммуникативнаякомпетенция.

Компетенция в сфере инновационнойдеятельности.

Креативная компетенция.

Остановлюсь на некоторых из них:

Информационная компетентностьзаключается в умении:

Интерпретировать, систематизировать,критически оценивать, анализировать.

Использовать полученную информацию.

Представлять имеющуюся информацию веё различных формах и на различных носителях.

 

Социальная компетентность:

Соотносить свои устремления синтересами других людей.

Привлекать других людей к решениюпоставленных задач.

Продуктивно взаимодействовать счленами группы.

Анализировать и разрешатьпротиворечия.

Коммуникативнаякомпетентность:

Ставить цели.

Грамотно оформлять документы.

Представлять и цивилизованноотстаивать свою точку зрения.
Каковы же критерии и показатели профессиональной компетентности учителя?

Показатели:

-ценностное отношение к профессии;

-ценностное отношение: к событиям, клюдям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»;

-готовность к проявлению личнойинициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Выделенным компетенциям деятельностибудут соответствовать соответствующие компетентности педагога:

 -компетентность в мотивации учебнойдеятельности ученика;

 -компетентность в раскрытииличностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретногоурока;

 -компетентность в целеполаганииучебной деятельности;

-компетентность в вопросах пониманияученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении;

 -компетентность в предметепреподавания (предметная компетентность);

компетентность в принятии решений,связанных с разрешением педагогических задач;

компетентность в разработке программдеятельности и поведения;

 -компетентность в организацииучебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

 -компетентность в организацииусловий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленнойучебной задаче;

 -компетентность в достижениипонимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способовдеятельности);

 -компетентность в оценивании текущихи итоговых результатов деятельности

к развитие профессиональнойкомпетентности.

Развитие профессиональной компетентности– это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта,ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплениюпрофессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие исамосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональнойкомпетентности:

 1. Самоанализ и осознаниенеобходимости.

 2. Планирование саморазвития (цели,задачи, пути решения);

 3. Самопроявление, анализ,самокорректировка.

      Формирование профессиональнойкомпетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельностинеобходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленныеэтапы повторяются, но уже в новом качестве.(5,с.301)

К основным составляющимпрофессиональной компетентности педагога относятся:

  -Интеллектуально-педагогическаякомпетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональнойдеятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога кинновационной деятельности;

 -Коммуникативная компетентность –значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать,экстраверсию, эмпатию.

-Информационная компетентность –объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

 -Регулятивная компетентность –умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции,способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

    Под профессиональнойкомпетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых иличностных качеств, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта,достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связанас принятием решений.

      Основными компонентамипрофессиональной компетентности преподавателя  являются:

 -социально-правовая компетентность –знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми,а также владение приемами профессионального общения и поведения;

 -персональная компетентность –способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, атакже реализации себя в профессиональном труде;

 -специальная компетентность –подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности,умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своеготруда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения поспециальности;

 -экстремальная компетентность –способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях,нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентностьпреподавате­ля включает в себя предметную, психолого-педагогическую иметодическую составляющие.

 Предметнаякомпетентность включает:

 -знания в области преподаваемойдисциплины;

 -ориентацию в современныхисследованиях по преподаваемой дисциплине;

— владение методиками преподаваниядис­циплины (умение ориентироваться в разнообра­зии различных методов и приемовобучения);

 -использование современных педагоги­ческихтехнологий обучения.

Психолого-педагогическуюкомпетентность мы

рассматриваем как:

— базовыми психолого-педагоги­ческимизнаниями и умениями, обусловливаю­щими успешность решения широкого круга вос­питательныхи образовательных задач;

 -умение выявлять индивидуальныеспособ­ности студентов и строить образовательный про­цесс с их учетом;

 -умение выявлять пробелы в знаниях иуме­ниях студентов, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидациипробелов;

 -умение устанавливать педагогическицелесообразные взаимоотношения со студентами, коллегами, родителями;

 -умение создавать благоприятныймикро­климат в педагогическом коллективе.

Методическая компетентностьэто:

 -умение планировать, отбирать,синтезиро­вать и конструировать учебный материал;

 -умение организовывать различныеформы занятий;

 -умение реализовывать деятельностныйпод­ход к обучению и умение организовать учебную работу студентов;

 -умение применять инновационныетехно­логии обучения;

 -квалифицированное применениездоровь­есберегающих технологий обучения;

 -умение использовать приемыпедагогиче­ской техники при формировании ключевых компетенций студентов;

 -умение организовыватьсамостоятельную ра­боту на занятиях и во внеурочной деятельности.

Подводя итог вышесказанного:

 — Компетентный преподаватель знает илюбит свою дисциплину, любит свою работу.

 — Компетентный преподаватель владеетразнообразными методами обучения.

 — Компетентный преподаватель умеетвызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпомусвоения знаний, управляет их вниманием.

   — Компетентный преподаватель имеетличную концепцию обучения и постоянно развивается.

                                                 


  Заключение

 Современный учитель -это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и заеё пределами.. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но иисследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить напрактике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, атакже стремиться к воплощению собственных педагогических идей.                            

В ходе работы над рефератом, сделаны следующие выводы:

Определенасущность понятия «профессиональная компетентность педагога». изучение различныхмнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В.Хуторской, С.Е. Шишов,  В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия«профессиональная компетентность» дает возможность представить ее какинтеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которыеотражают способность педагога эффективно выполнять профессиональнуюдеятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

      Таким образом профессионально компетентным можноназвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляетпедагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильновысоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональнойкомпетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизациипрофессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональныхкачеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывноесамообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

 


Литература:

1 .Кушин В.С. Общие основыпедагогики. — Р-н/Д.: Март, 2002.162с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, СПб:Издательство «Питер», 2000. – 304 с.

3. Зязюн И.А. и др. Основы педагогическогомастерства. – М.: Просвеще-ние, 1989. – 303 с.

4. Резниченко М.Г. Введение в педагогическуюдеятельность: Учебное пособие для студентов факультета начального образования.– Самара: Изда-тельство СГПУ, 2003 -140с.

5. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебноепособие для студентов педаго-гических вузов и педагогических колледжей. – М.:Российское пед. агентство, 1996. -301с.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет