МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ СПО «Каменскийполитехнический техникум им. И.С. Солтыса»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
натему:
«Организацияпрактико-ориентированного (дуального) обучения в ГОУ СПО «Каменскийполитехнический техникум им.И.С.Солтыса» через социальное партнерство»
Докладчик:Котерняк Ольга Васильевна , заведующий практикой,преподаватель профессионального цикла ГОУ СПО «Каменский политехническийтехникум им. И.С. Солтыса»
Дата:15 ноября 2022 года.
Место:дистанционно.
Уровеньрассмотрения: Республиканскоеметодическое объединение заместителей директоровпо учебной работе, заведующих организаций профессионального образованияПриднестровской Молдавской Республики
Каменка,2022 г.
Добрый день уважаемые коллеги!
Тема:Организация практико-ориентированного (дуального) обучения в ГОУ СПО«Каменский политехнический техникум им.И.С.Солтыса» через социальноепартнерство
Родоначальником системы дуальногообразования принято считать Германию. Её экономические успехи красноречивосвидетельствуют о ценности дуального обучения. В настоящее время насчитываютсясотни профессий, которые можно изучить по дуальной системе, и этот списокрегулярно пополняется.
Подготовка квалифицированных рабочих, специалистови служащих является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важныхкомпонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческогокапитала и социально-экономического развития Приднестровской МолдавскойРеспублики. В целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих испециалистов среднего звена, отвечающих требованиям работодателей, с 2018 годав Приднестровской Молдавской Республике начата апробацияпрактико-ориентированного (дуального) обучения.
Самой важной задачейпрофессионального образования сегодня является
обеспечение качественной подготовкиквалифицированных рабочих и
специалистов в соответствии стребованиями работодателей.
Вместе стем, система среднего профессионального образования
сталкивается срядом проблем:
во-первых,непопулярностью рабочих профессий. Сегодня среди
молодежистремление получить высшее образование затрудняет набор
выпускников школна рабочие профессии, что создает дефицит рабочих кадров на промышленныхпредприятиях республики;
во-вторых, уорганизаций профессионального образования недостаточно
финансовых средствдля приобретения нового дорогостоящего высокотехнологичного оборудования,позволяющего осваивать современные
производственныетехнологии в рамках реализации основных профессиональных образовательныхпрограмм;
в-третьих,имеющееся в организациях профессионального образования
оборудованиеустаревает, технологические процессы производства сменяют
друг друга согромной скоростью, в связи с этим педагогам необходимо
постояннопроходить стажировку на предприятиях, чтобы идти в ногу со
временем.
Возникаетнеобходимость создания современных педагогических
моделей подготовкиквалифицированных рабочих и специалистов в реальных производственных условиях,на реальных производственных местах.
Одним изтаких подходов в профессиональном образовании является
система дуальногообучения.
Дуальное обучение – форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическоеобучение в образовательной организации и практическое – на производственномпредприятии, где у обучающихся вырабатываются необходимые для конкретногопроизводства профессиональные компетенции. Основной принцип дуальной системыобучения – это равная ответственность образовательных организаций и предприятийза качество подготовки кадров. Для предприятия — это возможность подготовитьсебе кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, ихпереучивание и адаптацию, возможность отобрать лучших выпускников, так как запериод практического обучения их сильные и слабые стороны становятсяочевидными. Для обучающихся — это шанс адаптироваться к реальнымпроизводственным условиям, развить умения работать в коллективе, сформироватьпрофессиональные компетенции и ответственность, успешно трудоустроиться поспециальности после окончания обучения.
Приказом Министерства просвещения ПМР от 30 ноября 2017 года № 1344 «Обутверждении плана мероприятий по реализации практик ориентированного(дуального) обучения в Приднестровской Молдавской Республике» утвержден планмероприятий (дорожная карта) по реализации практико-ориентированного(дуального) обучения в республике.
Первый этап — формирование нормативно-правовой базы. Подготовлены и введеныв действие следующие нормативно-правовые акты:
-«Положение о порядке реализации образовательных программ с использованиемсетевых форм в организациях профессионального образования ПриднестровскойМолдавской Республики (Приказ Министерства просвещения ПМР от 5 июня 2017 года№ 691)»;
-«Положение о практико-ориентированной (дуальной) системе подготовки кадров(Постановление Правительства ПМР от 19 января 2018 года № 15)»;
-«Положение о базовых предприятиях государственных организаций профессиональногообразования Приднестровской Молдавской Республики (Постановление ПравительстваПМР от 11 декабря 2018 года № 338)».
Второй этап – определение пилотных площадок и заключение договоров междуорганизациями профессионального образования и предприятиями о взаимномсотрудничестве по подготовке кадров по практико-ориентированной (дуальной) образовательнойпрограмме.
Следующий этап – это разработка организациями профессионального образованиясоответствующих образовательных программ и локальных актов, регламентирующихобучение по практико-ориентированной (дуальной) системе.
Практико-ориентированное(дуальное) обучение ведется по основным профессиональным образовательнымпрограммам, обучение по которым осуществляется около 3 лет, так и по образовательным программам профессиональной подготовки,т.е. краткосрочным программам.
В настоящее время в практико-ориентированном (дуальном)обучении принимают участие наш техникум и предприятия г. Каменка и Каменского района. ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И. С. Солтыса»разработан учебный план профессиональной подготовки «Тракторист категории «С», утверждённый Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики 06 марта 2020года, разработанаосновнаяпрофессиональная образовательная программа «Тракторист категории «С», Локальный акт «Положение о практико- ориентированной ( дуальной) системеподготовки кадров в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И. С.Солтыса»», заключены долгосрочные договора с предприятиями малого и среднегобизнеса г.Каменка и Каменского района.
Первый пилотный проект по подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Трактористкатегории «С» успешно реализован с 14 декабря 2020 г. по 26 марта 2021 года наосновании заключённых договоров с ООО «Колос», Колхоз «Путь Ленина», КФХ«Сердунь», КФХ «Павленко», ООО «Калина», ПСК«Подойма», КФХ «Северин». 11 слушателям, обучающимся по практико-ориентированной (дуальной) образовательной программе, присвоенаквалификация «Тракторист категории «С» и выдано свидетельство опрофессиональной подготовке.
Также с 11 ноября 2021 года по 18 февраля 2022 года 5 слушателям присвоенаквалификация «Тракторист категории «С». Социальным партнёром выступило ООО«Мега фрукт». Таким образом, ГОУ СПО «Каменский политехнический техникумим.И.С.Солтыса» совместно с предприятиями подготовлено 16 слушателей.
Весьучебный процесс основан на технологии концентрированного обучения. Первоначально обучающиеся сосредотачиваются наболее глубоком изучении каждого предмета общепрофессионального ипрофессионального циклов и после этого направляются на учебную и производственнуюпрактику. Практика проводится концентрировано на всех этапах обучения с учетомтребований работодателя. Практика максимально приближена к реальным условиямпредприятия, проходит в производственных подразделениях под руководствомнаставников предприятия. Социальные партнеры включаются вобразовательный процесс ещё на этапе формирования учебного плана, графикаучебного процесса, согласования рабочих программ, разработки фондов оценочныхсредств. Оценка профессиональной подготовленности и пригодности должна бытьнезависимой и объективной. Поэтому в итоговой аттестации участвуют нашипредставители кпт и Председатель комиссии Мазур В. Н., начальник отделенияГТИ по г. Каменка и Каменскому району.
В настоящее время осуществляется набор в группу «Тракторист категории «С»».План набора — 15 человек. Обучение будет проводиться попрактико-ориентированной (дуальной) образовательной программе профессиональнойподготовки кадров. Открытие планируется 15 ноября 2022 года. На 17 марта 2023г.запланирована итоговая аттестация в виде квалификационного экзамена.
В этом учебном году согласно контрольным цифрам набрана группа «Лесное илесопарковое хозяйство» по практико-ориентированной (дуальной) образовательнойпрограмме.
Второе направление по подготовке кадровдля предприятий общественного питания района планируется реализовать на базенашего учебного заведения по профессии «Повар». В 2022-2023 уч. годуоформляются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке кадров по практико-ориентированной (дуальной) образовательнойпрограмме между ООО «Общепит», ООО «Весна», МУП «Каменский рынок» кафеВизит, ресторан «Колизей», Каменское УНО, ГУ «Каменская ЦРБ», ЗАО «Каменский консервный завод», ООО«Каменский санаторий Днестр», разработанпакет документов.
В заключениехотелось бы отметить, что опыт дуального образования привлекателен своейконкретностью. В процессе дуального обучения теория сразу же подкрепляетсяпрактикой, практика проходит непосредственно на будущем рабочем месте и специалистаготовят к конкретной должности. У предприятий появляется возможность снизитьфинансовые затраты на переобучение персонала, сэкономить время на подборкадров. У слушателей повышается мотивация к качественному обучению, оничувствуют заинтересованность будущего работодателя и собственнуюответственность обучающихся не возникает необходимости в поиске работы, рядыбезработных или работающих не по профессии молодых специалистов не пополняются.Образовательные учреждения имеют возможность укомплектоваться профессиональнымикадрами за счет привлечения к педагогической деятельности сотрудниковпредприятия и развития института наставничества, повысить квалификацию своихпедагогов путем проведения стажировок на предприятии, а также использоватьматериальные ресурсы предприятия, организовывая учебные мастерские,лаборатории, образовательные центры.
Применение дуального обучения как основыпрактико-ориентированной модели образования – это одно из эффективных средствповышения качества профессионального образования. Таковы результаты совместной деятельности социальных партнеров насегодняшний день. Многое достигнуто, а для того, чтобы были новые достижения,нужно основательно поработать, что мы и будем делать. Подводя итогивышесказанному, процитирую слова философа, в свое время сказавшего: «Как лодкуназовешь, так она и поплывет». Если говорить образно, имя нашей лодки – СОЦИАЛЬНОЕПАРТНЕРСТВО, а это — тесноесотрудничество, взаимодействие, конструктивный диалог, общая деятельность, направленнаяна благо подрастающего поколения. И значит, такой лодке суждено плыть долго идержаться на волнах уверенно, надежно, не сбиваясь с выбранного курса.
