Планирование и организация работы по профилактике безнадзорностии правонарушений студентов в ГПОУ СПО.
Богойко НатальяГеннадиевна, социальный педагог Государственного бюджетногопрофессионального образовательного учреждения «Донецкий промышленно – энергетическийколледж »
1. Актуальность и правовая база работы по профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
На современном этапе,когда в молодой Республике закладываются правовые основы глубоких социально-экономическихпреобразований, вопросы воспитания подрастающего поколения приобретают особый смысл.К сожалению, серьезной проблемой является увеличение количества студентов, оказавшихсяв сложных жизненных обстоятельствах, их безнадзорность и совершение ними правонарушений.
Результативность воспитательно-профилактическойработы с вышеуказанными студентами зависит от уровня взаимодействия педагогическихколлективов с правоохранительными организациями, отделами по делам семьи и детейорганов местного самоуправления, с родителями.
Правовая база дляданной работы — вступающей в силу с 01.01.2016 г. Закон ДонецкойНародной Республике «О системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(принят НС ДНР30.04.2015г.)
Глава 1Закона «Общие положения» разъясняет основные понятия, задачи, принципы, системупрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; меры по содействиюих физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;организацию пропаганды здорового образа жизни.
В главе 2Закона «Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» приведена система профилактической работы;описаны категории лиц, с которыми проводится работа; алгоритм их выявления; основанияи сроки проведения индивидуальной профилактической работы. Далее регламентируютсяправа лиц, в отношении которых проводится работа, и участие в ней различных учреждений.Завершается глава положениями по обеспечению защиты прав и интересов несовершеннолетних.
В главе 3Закона «Формы профилактики правонарушений» приведена расшифровка понятий«формы профилактики правонарушений», «правовое воспитание и просвещение», «профилактическаябеседа» и других; даны рекомендации по использованию каждой из форм субъектамисистемы профилактики правонарушений.
Для проведения вучебном заведении эффективной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в студенческойсреде необходимо, чтобы помимо изучения данного Закона педагогическим коллективом,с его основными положениями были ознакомлены студенты и их родители. Владея даннойинформацией, педагоги, родители, студенты будут знать, в каком случае и в какоеучреждение в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их безнадзорностинеобходимо обращаться.
Профилактика безнадзорностии правонарушений решает основные задачи:
1) предупреждениебезнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлениеи устранение причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечение защитыправ и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально-педагогическаяреабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
4) выявление и пресечениеслучаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественныхдействий.
Перечислим основные понятия Закона.
Безнадзорный— несовершеннолетний,контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащегоисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителейили иных законных представителей.
Несовершеннолетний,находящийся в социально-опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорностинаходится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья,либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушенияили антиобщественные действия.
Антиобщественныедействия— … систематическое употребление наркотических…, одурманивающих веществ, алкоголя…,пива, занятие бродяжничеством, а также иные действия, нарушающие права других лиц.
Семья, находящаясяв социально-опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасномположении, а также семья, в которой родители… не выполняют своих обязанностей поих воспитанию, обучению, содержанию или отрицательно влияют на их поведение либожестоко обращаются с ними.
Несовершеннолетниес девиантным поведением — лица, имеющие отклоняющееся от нормы общественно опасное поведение.
Профилактикабезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых,педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующихбезнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних,осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетнимии семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Индивидуальнаяпрофилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетнихи семей, находящихся в социально-опасном положении, … их социально-педагогическойреабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
В подавляющем большинствеслучаев у студентов, совершающих правонарушения, антиобщественные действия, не посещающихзанятия без уважительных причин, семьи находятся в сложных жизненных обстоятельствах.
С такой категориейсемей проводит работу Отдел по делам семьи и детейорганов местного самоуправления в пределах своих полномочий, изложенных в Положенииоб отделе.
Работа по правовомувоспитанию, профилактике правонарушений и безнадзорности, индивидуальная работас несовершеннолетними, совершившими правонарушения, проводится Сектором по делам несовершеннолетних (СДН) органоввнутренних дел.
2. Система работы Отделапо делам семьи и детей с семьями (лицами), которые оказались в сложных жизненныхобстоятельствах.
Для проведения результативнойработы по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних,а главное, по устранению их причин, необходимо четкое понимание, студенты из какихсемей могут получить помощь Отдела по выходу из сложной жизненной ситуации и какаясхема работы Отдела.
Отдел поделам семьи и детей оказывает помощь следующим категориям:
Ø Семьям, гдеродители по независящим от них обстоятельствам (в связи с вынужденной миграцией,повреждением жилья, отсутствием документов, увольнением) не могут выполнятьродительские обязанности, содержать семью.
Ø Семьям, гдеодин (или оба) родителя зависимы от алкоголя (наркотиков), осуждены, ВИЧ-инфицированы,инвалиды, в семье сложные отношения или насилие, родители не хотят выполнятьродительские обязанности.
Ø Семьям, вкоторых существует риск отобрания детей из-за невыполнения родительских обязанностей.
Ø Одиноким матерямили отцам, в т.ч. несовершеннолетним.
Ø Семьям, членыкоторых выпускники интернатов, находились в СИЗО.
Ø Сиротам илишенным родительского попечения.
Ø Матерям, вт.ч. несовершеннолетним, которые хотят отказаться от новорожденных детей.
Для получения социальныхуслуг (обслуживания, патронажа) необходимо добровольное согласие семьи (гражданина).
Семья в сложныхжизненных обстоятельствах — это семья, которая не в состоянии при всем желании преодолеть сама возникшиежизненные обстоятельства (разрушение жилья, утеря документов, отсутствие работы,насилие в семье и т.д.)
Родители уклоняютсяот выполнения родительских обязанностей — т.е. злоупотребляют алкоголем, употребляютнаркотики, избивают и оскорбляют детей (насилие в семье), у детей нет сезонной одежды,средств личной гигиены, продуктов питания. Родители не обеспечивают обучение ребенка,не контролируют его местонахождение, не занимаются воспитанием. В жилье антисанитария.
Схема работыотдела по делам семьи и детей с семьями (гражданами), которые оказались всложных жизненных ситуациях, представлена на рис.1.
3.Планирование работыпо профилактике безнадзорности и правонарушений.
Работа по профилактикебезнадзорности и правонарушений будет эффективной только в том случае, если будетпроводиться непрерывно, планомерно, с обязательным привлечением сотрудников СДНи Отдела по делам семьи и детей в соответствии с полномочиями этих подразделений.Основные направления работы указываются в «Плане учебно-воспитательной работы научебный год» в разделах «Правовое воспитание» (воспитание правовой культуры путемизучения правовых норм, просветительская работа на правовую тематику) и «Профилактикаправонарушений», которые конкретизируются в «Плане совместных мероприятий учебногозаведения и СДН» и «Плане совместной работы учебного заведения и Отдела по деламсемьи и детей».
Как пример приводится«План совместной работы с Отделом», поскольку он практически включает в себя «Планработы с СДН», но охватывает более широкий спектр проблем.