X-PDF

Доклад по функциональной грамотности Использование задач с практическим содержанием на уроках математики в начальной школе

Поделиться статьей

 

 

 

Докладна тему:

«Использованиезадач с практическим содержанием на уроках математики в начальной школе»

 

 

 

 

Подготовила

учительначальных классов

МБОУ«СОШ №8 им.Н.Очирова»

НенькинаИ.Ф.

 

 

 

 

г.Элиста

2022-2023уч.год

 

Использованиезадач с практическим содержанием на уроках математики в начальной школе.

 

Самыйбанальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ —знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка,исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее.Разве нет? Вроде бы все логично. Но жизнь подсказывает, что куда важнее умениерешать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями»,«функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».

 Функциональнаяграмотность рассматривается, как способность использовать все постоянноприобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкогодиапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общенияи социальных отношений.

Рассматриваютсянесколько видов функциональной грамотности

Видыфункциональной грамотности.

1.        Читательскаяграмотность.

2.        Естественно-научнаяграмотность.

3.        Математическаяграмотность.

4.        Финансоваяграмотность.

5.        Креативноемышление.

6.        Глобальныекомпетенции.

     Главнойсоставляющей функциональной грамотности является математическая грамотностьобучающихся. Математическая грамотность — это способностьребенка определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт,высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так,чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,заинтересованному и мыслящему гражданину.

Обучающиеся, овладевшиематематической грамотностью, могут:

· распознаватьпроблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решенысредствами математики;

· формулироватьэти проблемы на языке математики;

· решатьпроблемы, используя математические факты и методы;

· анализироватьиспользованные методы решения;

· интерпретироватьполученные результаты с учетом поставленной проблемы;

· формулироватьи записывать результаты решения.

Предмет«Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности вначальной школе. Всё его содержание направлено на формирование функциональнойграмотности и основных компетенций.                                  Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса,средством развития логического мышления обучающихся, воображения,интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализацииличности.

         Инструментами формирования математической грамотности могут служить такие технологии,как:

 –технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость,сообразительность, способность находить нестандартные решения;

 –технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразныхситуациях;

 –игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников курокам математики.

-Математические компетентности можно формировать через систему задач.

Остановлюсьболее подробно на системе задач.

Компетентностныезадачи по математике

Традиционный подход вобразовании стремится к тому, чтобы ребенок получил как можно больше знаний.Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзяопределить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует отучеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихсязнаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельнодействовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Для реализациикомпетентностного подхода в обучении необходимо:

·  регулярнозадавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;

·  систематическивключать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметныхзнаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию вжизненной ситуации.

Различия между текстовойзадачей и компетентностно-ориентированным заданием в начальном обученииматематике

Текстовая задача

Компетентностно -ориентированное задание

Имеет четкую структуру текста: условие и вопрос.

Структура текста может быть «размытой», не очень четкой.

Содержит все данные, нужные для решения задачи.

Может не содержать всех данных для решения. Часть данных учащийся находит в в дополнительных источниках информации (тексты, таблицы, диаграммы и др)..

В тексте задачи нет лишних данных, которые не используются для решения задачи.

Могут содержаться лишние данные и информация, «зашумляющая» поиск решения.

Имеет только один правильный ответ.

Может иметь несколько ответов или не иметь верного ответа.

Ответ представляет собой числовое данное.

Ответ может представлять собой как числовые данные, так и не числовые характеристики (например, ответы на вопросы «сможет ли?», «хватит ли?», «успеет ли?» и т.п.)

Арифметические действия являются целью работы над задачей, описанная в тексте жизненная ситуация является контекстом для осознания смысла выполняемых арифметических действий

Целью является поиск решения жизненной проблемы, арифметические действия являются одним из средств, помогающих решить эту проблему

 

Практические задачи илизадачи, связанные с повседневной жизнью

1. У Софии есть домашнийпитомец — Британская короткошерстная кошка.

Взрослая кошка должна естьдважды в день. Сухой корм дают 2 раза в день. В противном случае возможныпроблемы с весом. В день взрослый кот съедает 200 граммов сухого корма.

Вопрос 1. Сколькоупаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на следующий месяц, еслиизвестно, что в 1 упаковке 1 кг.

Ответ:_________________________

Вопрос 2. Вмагазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковкипо 2 килограмма. Рассчитай, сколько упаковок сухого корма по 2 килограмма нужнокупить, чтобы кошка не была голодной и осталась здоровой.

2.Арина пришла в кафепообедать, у неё с собой есть 300 рублей. В кафе висит меню:

Первые блюда

Суп гороховый

45 рублей

Суп куриный

50 рублей

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

200 рублей

Вареники с картофелем и луком

150 рублей

Плов

250 рублей

Напитки

Чай черный

20 рублей

Сок яблочный

40 рублей

Выбери обед из трёх блюд(первое, второе и напиток), которыйможет купить Арина. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.

Нестандартныезадачи

Основные затруднения уобучающихся вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решениякоторых им неизвестен. Однако одна и та же задача может быть стандартной илинестандартной в зависимости от того, обучал ли учитель решению аналогичныхзадач учащихся, или нет. Одна из важных задач начального обучения — развитие удетей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решениизадач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей ихнаглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически,выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения поопределенным правилам- необходимое условие усвоения учебного материала науроках математики в начальных классах. В начальной школе закладываются основыдоказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического,отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из техсуждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смоглиограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний. Задачи,которые мы будем рассматривать, являются нестандартными, решение которых связанос умением правильно делать выводы. На материале рассматриваемых задач ребенокдолжен понять смысл рассуждения, когда происходит совмещение признаков,указанных в разных суждениях, на одном предмете. Как правило, после успешногорешения подобных задач дети уверенно справляются с подобными задачами.

1. Если в 12 часов ночи идетдождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Нет, так как через 72 часаснова будет полночь.

2.У него есть четыре, но еслиих все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?

Об углах четырехугольника.

3.В парке 8 скамеек. Трипокрасили. Сколько скамеек стало в парке?

Восемь.

4. Термометр показывает плюс15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?

15 градусов.

5.Батон разрезали на тричасти. Сколько сделали разрезов?

Два разреза.

6.Что легче 1 кг ваты или 1 кгжелеза?

Одинаково.

7.Грузовик ехал в деревню. Подороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню?

Одна.

8.В 9-этажном доме есть лифт.На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек,на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого доманажимается чаще других?

Кнопка первого этажа.

9.На дереве сидели 7 воробьёв,одного из них съела кошка. Сколько воробьёв осталось на дереве?

Ни одного: оставшиеся в живыхворобьи разлетелись.

10. К тебе пришли гости, а вхолодильнике бутылка лимонада, пакет с яблочным соком и бутылка минеральнойводы. Что ты откроешь в первую очередь?

Холодильник.

Комбинаторныезадачи

Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

(задачи, связанные с выбором ирасположением элементов некоторого множества в соответствии с заданнымиправилами)

Включение комбинаторных задачв начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младшихшкольников.

Решение таких задач даетвозможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве ихарактере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений- ответов или не иметь решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, необязательно выполнять какие-либо действия).

Обучающиеся знакомятся с новымметодом решения задач. На таких задачах идет обучение методу перебора, решениезадач с помощью таблиц, графов, схемы-дерева.

Кроме того, целенаправленноеобучение решению комбинаторных задач способствует развитию такого качествамышления, как вариативность. Под ней понимается направленность мыслительнойдеятельности ученика на поиск различных решений задачи в случае, когда нетспециальных указаний на это».

Основная сложность комбинаторныхзадач заключается в том, что при их решении должна быть выбрана такая системаконструированного перебора, которая давала бы полную уверенность в том, чторассмотрены все возможные случаи (без повтора комбинаций).

Перебор всегда осуществляетсяпо какому-либо признаку объектов и напрямую связан с операцией классификациейобъектов. Поэтому важным элементом готовности ребенка к овладению способамирешения комбинаторных задач является его умение выделять различные признакипредметов, классифицировать множества одних и тех же объектов по различнымоснованиям. Комбинаторные задачи, составленные на жизненном материале, помогаютмладшим школьникам лучше ориентироваться в окружающем мире, учат рассматриватьвсе имеющиеся возможности и делать оптимальный выбор.

Комбинаторные задачинаправлены на формирование умения использовать разные виды графовых схем,требуют сочетания эвристического и алгоритмического стиля мышления.

При формированиифункциональной грамотности на уроках математики

1. Объясняйтематематические понятия с помощью предметных действий

Хороший подход — перекладыватьбазовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенкудеревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двухили трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучениипериметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.

2. Играйте вматематические игры

Время от времени можноустраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются междусобой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важносделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни.Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвестиоплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используястандартные для региона тарифы. Кстати, ребят можно попросить подготовиться кигре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минутыразговора по телефону, кубометры воды.

3. Давайте жизненныезадания

·       С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегаетиз класса за 5 секунд?

·       На сколько чашек можно разлить пакет сока?

·       На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5подъездов и 200 квартир?

·        Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количествобутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата.

·       А если едем на общественном транспорте, можно заодно посчитать,сколько придется заплатить за билеты для всех.

 Однимсловом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, чтов них тоже содержатся задачи по математике.

·       В семье нужно отметить день рождения младшей сестренки, которойисполнится 6 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купитьпродуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но естьограничение: можно истрать  1500 рублей.

 

товар

цена

1

торт

370 руб

2

напитки

40 руб за бутылку

3

конфеты

490 руб за кг

4

Шарики, гирлянды, свечи

220 руб

5

Фрукты

230 руб

6

Мороженое

60 руб за штуку

7

Реквизиты для игр

300 руб

Например, в 4 классе, когдаосвоены математические действия с многозначными числами, ребятам предлагаетсявыполнять расчеты:

·       Сколько нужно заплатить за электроэнергию,если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии).

 

 

1квт= 2руб 91 коп

итог

сентябрь

123 квт

?

октябрь

246 квт

?

ноябрь

312 квт

?

В какой месяц семья заплатитбольше денег за электроэнергию?

Как вы думаете почему оплатаза энергию разная?

На сколько больше рублей заплатит семья в ноябре, чем в сентябре?

Можно ли электроэнергиюэкономить? Как?

Такие задачи в жизни ребята,наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретаютпрактический опыт, которым реально могут воспользоваться. Решая подобныезадания,  у детей развивается способность различать математические объекты(числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения(длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется),сравнивать, классифицировать.

 

4. Подключайтеродителей

Детям будет интересно узнать отом, чем же полезна математика, не только от учителя, но и от любого другогозначимого взрослого. Поэтому нужно задействовать родителей: предложить имподелиться своим жизненным опытом использования математики в профессии. Особенноинтересно было бы пообщаться с представителями инженерных, технических итехнологических профессий.

Не менее актуальной будет ибеседа с представителями гуманитарных профессий. Как применяют математику всферах, где, казалось бы, она не нужна? Кинопродюсеры рассчитывают бюджетфильма исходя из количества актеров, персонала и съемочных дней, журналистыиспользуют статистику, чтобы подтвердить или опровергнуть факты и уловитьнастроения общества, дизайнеры умело работают с геометрическими понятиями и фигурами.

5. Используйте цифровыеплатформы

Приближенные к жизнишкольников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть нанекоторых цифровых платформах. Например, на Учи ру, «Российская электроннаяшкола», в Яндекс.Учебнике, «Олимпиум», «Урок цифры» и т.д.

Использование разнообразных приемов работы с задачами ведет выработке твердыхзнаний по математике.

Учащиеся, овладевшие математическойграмотностью, способны:

• распознавать проблемы, которые возникаютв окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

• формулировать эти проблемы на языкематематики;

• решать проблемы, используяматематические факты и методы;

• анализировать использованные методырешения;

• интерпретировать полученные результаты сучетом поставленной проблемы;

• формулировать и записывать результатырешения.

 

Заключение

Проблема формированияфункциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе,осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентамифункциональной грамотности продолжается всю жизнь.

Функциональная грамотность -это способность ребенка вступать в отношения с внешней средой и максимальнобыстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональнойграмотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий,ведущих идей.

Многие педагоги продолжаютобучать по традиционной системе, не добавляют новаторство в учебный процесс,несмотря на заданную установку на развитие функциональной грамотной личности.Поэтому главной задачей в системе современного российского образования являетсяформирование функциональной грамотности личности ребенка, чтобы каждый ученикмог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умелвыстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.

Систематическое использование на уроках математики специальныхзадач и заданий, приемов и технологий, направленных на развитие логическогомышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников,которая позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностяхокружающей их действительности и активнее использовать математические знания вповседневной жизни. Наша задача – воспитать такую личность.

 

Формула функциональной грамотности

 

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НАПРАКТИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет