Активизация познавательнойдеятельности учащихся на
уроках математики в коррекционной школе.
«Предмет математики стольсерьезен,
что не следует упускатьни одной возможности
сделать его болеезанимательным»
Блез Паскаль
Может ли современный урокматематики быть радостным и интересным? Может ли он активизироватьтворческие возможности ученика? Можно ли математику сделать дляшкольников доступной и увлекательной? Эти и другие подобные вопросы ячасто задавала себе, работая много лет в массовой школе. Но особенно остро япочувствовала их актуальность,когда начала работать с детьми в специальной коррекционной школе.
Вряд ли кто-нибудьбудет возражать, что математика один из самых трудных предметов и в массовойшколе и в специальной. Опытные педагоги знают, что обучение математике можносравнить с лестницей, на которой нельзя пропустить ни одной ступеньки. Однапропущенная ступенька, один слишком быстро сделанный шаг — и уроки математикипревращаются в мучение и для ребенка, и для педагога на долгие годы.
Коррекционная школаосуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своегонедоразвития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться вобщеобразовательной школе. Трудности в усвоении учебного материала учащимисякоррекционной школы нередко приводят к снижению интереса к учению.
Специалисты – дефектологи едины впонимании того, что механическое увеличение времени на изучение тех или иныхразделов математики в специальной школе не дает должного обучающего иразвивающего эффекта. Известно, что помочь детям с отклонениями в развитииовладеть математикой могут лишь особые психолого-педагогические подходы испециализированные педагогические технологии, учитывающие общие закономерностии специфические особенности развития каждой категории этих детей.
Наблюдения первых днейработы с данными детьми выявляют следующие проблемы:
1. Организационно- психологические:
— отсутствие умений быстро включаться вработу;
— стойкая привычка детей к неумереннойпомощи родителей при выполнении домашних заданий;
— пассивность большинства учащихся впроцессе обучения;
— несформированность представления оботличном ответе у доски на уроке математики;
— частая отвлекаемость;
— низкий познавательный интерес.
2. Общеучебные умения, навыки,элементы развития:
-недостаточная техника чтения;
-крайне низкий темп (скорость) письма,нечеткий почерк;
-неустойчивость внимания, слабо развитаяоперативная память;
-несформированность операциймышления (анализ, синтез…);
-неумение отделять существенное отнесущественного;
-отсутствие навыков самоконтроля.
3. Специальные математическиеЗУН:
— слабые вычислительные навыки (всеарифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно);
— ошибки в делении и умножениимногозначных чисел;
— слабое знание правил порядкавыполнения действий;
— слабые умения решать текстовые задачи;
— недостаточное развитие графическихумений;
— недостаточно грамотная устная иписьменная речь.
Важнейшее условие,позволяющее правильно строить учебный процесс в коррекционной школе заключаетсяв том, чтобы в каждой теме выделять главное и, исходя из этого четкодифференцировать материал, вычленять те задачи, которые должны отрабатываться ивыполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитие интереса)и не должны дублироваться. Учащимся должны быть известны обязательныерезультаты обучения.
Учебная деятельностьдолжна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуальногонапряжения. В то же время обязательные требования, особенно на первых порах,должны быть очень невелики по охвату материала и доступны. Важно, чтобышкольники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успехможет стать сильнейшим мотивом вызывающим желание учиться.
Важным для достижения успехаявляется стиль работы, который установится в классе. Мотивацией учения должныбыть не наказание и страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала замалейшее продвижение.
Усвоение материала будет болееэффективным, если опираться на особенности соотношения конкретного иабстрактного мышления данного контингента учащихся. В соответствии с этимумственная деятельность должна подкрепляться конкретной материальнойдеятельностью (начертить, вырезать , составить фигуру и др.).
Интеллектуальноеразвитие непосредственным образом связано с развитием речи. Учащиеся должны науроке много говорить и записывать, вслух разъяснять свои мысли, высказыватьдогадки, предлагать способы решения, задавать вопросы.
Для развития учащихся впроцессе решения текстовых задач не надо жалеть времени на то, чтобы вопрос или пояснение были записаны. Практиковать пересказ условия задачи своимисловами. Поощрять решение задачи разными способами, придумывание задач.
Целенаправленно формировать навыкисамоконтроля (использовать приемы проверки своих действий).
Решение несложныхнестандартных задач одно из условий развития продуктивной мыслительнойдеятельности.
Степень самостоятельности учеников при решении указанных задач не так уж важна. Главное здесь — осознаниекаждым приема решения, вовлечение детей в активную учебную деятельность.
Таким образом, доступнаяинтересная деятельность, ощущение успеха , доброжелательные отношения-вот непременные условия эффективной работы с детьми с ОВЗ.
Познавательнаяактивность у школьников с нарушениями интеллектуального развития проявляетсяситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятсяк активной познавательной деятельности вне школы, мало читают, у нихотсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения – только внешняя.
Отчего зависит развитие познавательной активности?
Развитиепознавательной активности ребёнка напрямую зависит от уровня психическихпроцессов. А вот здесь, как раз, и начинаются проблемы.
Для детей с ОВЗ характернынесамостоятельность, неумение преодолевать препятствия, противостоять любымвоздействиям. Наши дети легко внушаемы, некритично воспринимают советывзрослых, наряду с этим, они могут проявить необычайное упрямство,бессмысленное сопротивление доводам, сделать наперекор всему. Л. С. Выготскийписал: ”В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всегонедоразвития умственно-отсталого ребенка”. Личность формируется на основеусвоения им общественных форм сознания и поведения.
Психологи убеждают, чтопознавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, онадинамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействиемшколы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияетотношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость инастроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различныхуроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какойучитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
Один из главных рычагов формированияпознавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий,обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на путипродвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Существует триосновных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательнойдеятельности:
— принуждение;
-интерес к предмету;
-сознательность.
Учитель должен уметь:
1. Планироватьформирование познавательного интереса на уроке.
2. Конструироватьурок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
3. Проектироватьиндивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитыватьпри отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
5. Включатьв учебный материал занимательные факты с расчётомна любознательность и любопытство учеников.
6. Насыщатьурок материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
7. Подбиратьсистему самостоятельных работ.
8. Побуждатьучащихся к постановке познавательных вопросов.
9. Проводитьобъяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов напоставленные вопросы.
10. Усложнятьсамостоятельные задания в ходе урока.
11. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решениямыслительных задач.
12. Проводитьдифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
14. Использоватьразнообразные формы поощрения.
15. Формироватьу учащихся веру в свои возможности.
16. Создаватьэмоционально положительное отношение к уроку.
17. Разнообразитьформы домашних заданий.
Для развития познавательных интересовнеобходимо выполнение следующих условий:
-избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости,бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
-не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режимаработы;
-использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательныхинтересов;
-стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательнымиупражнениями);
Учителю необходимо помнить:
-Прежде чем объяснить – заинтересовать.
-Прежде чем заставить действовать – подготовить к действию.
-Прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку.
-Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
Таким образом,активизация познавательной деятельности учащихся c нарушениеминтеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя,направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новыхзнаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновленииинформации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенныхзнаний, умений и навыков.
Доклад подготовила
учитель математики: ФадееваН. И.