МАОУ«Посольская СОШ»
Учительанглийского языка Неведомая А.С.
Методы,формы организации деятельности учащихся, средства.
Методы обучения – способы совместной деятельности учителя иучащихся, направленные на решение задач обучения. Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которыепомогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретениюновых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания. Методызависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата онхочет добиться от занятия. Если важно донести определенный материал, сделатьобзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративныйметод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности,самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательскимметодом. Объяснительно-иллюстративныйметод — один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако прииспользовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоватьсяполученными знаниями. Для приобретения учащимися этих умений и навыковиспользуется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит в повторении(многократном) способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителясостоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика — в выполнениидействий по образцу. Основное назначение репродуктивного метода — формирование навыкови умений использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемыхзаключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решенииразличных видов задач, овладении алгоритмом практических действий. Проблемныйметод, основное назначение этого метода — раскрытие в изучаемом учебномматериале различных проблем и показ способов их решения. Деятельность ребятсостоит в разрешении какой либо проблемы, используя различные средства,активное использование слов связок и клише, не просто переработать информацию,а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Один из наиболее эффективных ираспространенных методов организации активной познавательной деятельностиобучающихся — является метод анализа конкретных ситуаций, который развивает способностьк анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретнойситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем онасостоит, определить свое отношение к ситуации
. Разыгрываниеролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующимиосновными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками ихрешения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано встречас туристами. Был дан урок в 6 классе, на котором использовался данный метод.(ссылка прилагается в ИК.)
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведениядискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или несоглашаться с мнением других участников;
Я считаю этот метод достаточно сложным, но самым продуктивным. Даннаяконкретная ситуация ставит учащихся в такие условия, в которых они должны будутприменить все свои знания и умения диалогической речи, монологической речи. Такая ситуация требует от учащихся лексики и грамматики.
Распространеннойявляется классификация методов обучения получения знаний. В соответствии стаким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знаний является устноеили печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являютсянаблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы(учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическиедействия).
Словесные методыподразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия,лекция, работа с книгой. Дискуссия. Значительное место среди словесныхметодов обучения отводится учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессеобучения — стимулировать познавательный интерес, вовлекать учащихся в активноеобсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждать их космысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиций. Этотметод постоянно используется мной в старшей школе, начиная с 8 класса, гдеребята, опираясь на свою лексическую базу, выражают свою точку зрения по разнымпроблемным вопросам. Этот вид словесных методов можно использовать в формекруглого стола. Есть такой метод активного обучения, как один из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющаязакрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию,сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведениядискуссии. При проведении «круглогостола» учащиеся воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию,мнения, но и носителей этих идей и мнений, и прежде всего учителя. Поэтомуцелесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми учитель(организатор) должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:
• высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;
• речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владениепрофессиональной терминологией;
• коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие педагогунайти подход к каждому школьнику, заинтересованно и внимательно выслушатькаждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на школьников,проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;
• быстрота реакции; • способность лидировать; • умение вести диалог;
• прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудностив усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогическоговоздействия, предвидеть последствия своих действий;
• умение анализировать и корректировать ход дискуссии;
• умение владеть собой; • умение быть объективным.
С функциональнойточки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:
• Уточняющие (общие) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложностивысказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие впредложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял,что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».
• Восполняющие (специальные) вопросы, направленные на выяснение новых свойств иликачеств интересующих нас явлений, объектов. (наличие вопросительных слов: что,где, когда, как, почему и т.д.). Составной частью любой дискуссии являетсяпроцедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков иответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позициивыступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглогостола».
Лекция. Это монологический способ изложения объемного материала.Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность ицелостность восприятия учебного материала в его логических опосредованиях ивзаимосвязях по теме в целом. Лекция может применяться также при повторениипройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они поодной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.Часто этот метод использую в грамматических темах. Работа с книгой. Этотметод обучения осуществляется в начальных классах под руководством учителя, так же работа с книгой присутствует и в средних классах.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными ипрактическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственногоознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном видеили в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем.Практические методы. Эти методы обучения основаны на практической деятельностиучащихся. К ним относятся упражнения и практические работы. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяетрешить следующие задачи:
• творческое усвоение школьниками учебного материала; • связь теоретическихзнаний с практикой; • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия нарешении актуальной задачи; • формирование опыта коллективной мыслительнойдеятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма,должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активныйинтерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборепроблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантоврешения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Методы обучения органически связаны и взаимно обусловленыформами организации учебной деятельности учащихся на уроке или любой другойформой обучения. Выделяют 3 основные формы организации учебной деятельностиучащихся:
1) индивидуальная работа (работа по карточкам, работа с картой,работа у доски, заполнение таблиц, написание рефератов, докладов, работа сучебниками и т. д.).
2) фронтальная работа (беседа, обсуждение, сравнение, диктант ит. д.).
3) групповая форма работы (деление класса на группы, которыеполучают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют егосовместно. Количественный состав групп зависит, прежде всего, от величиныкласса (примерно от трех до шести человек); при этом члены группы должнывыбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разногоуровня подготовки. При подготовке к урокам ястараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке дляактивизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса кучебе.
С формами и методами обучения сочетаются средства обучения, однакоесли методы отвечают на вопрос «как учить?», то средства — «чем учить?», «спомощью чего учить?». Средства обучения используются учителем и учащимися какорудия познавательной (учебной) деятельности. В обучении они участвуют дважды:вначале как предмет усвоения, а затем как средство усвоения новых знаний.Средства обучения представляют собой материальные или духовные ценности,избранные для достижения учебно-воспитательных целей. Педагогические средства -это инструменты, с помощью которых достигаются педагогические цели. Традиционнов учебном процессе используются следующие средства обучения: а) идеальные:языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; средстванаглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и др.), учебныекомпьютерные программы.
б) материальные: отдельные тексты из учебников, книг, отдельныезадания, упражнения, дидактических материалов; текстовой материал; средстванаглядности (дидактические материалы, карточки); технические средстваобучения. Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют другдруга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне:материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания,осуществлением практических действий, усвоением существенных новых знаний;идеальные средства — с пониманием материала, логикой рассуждений, запоминанием,культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных иидеальных средств нет четких границ: часто они влияют в совокупности настановление тех или иных качеств личности учащихся.
При подготовке к урокам необходимо тщательно продумывать формы иметоды организации работы на уроке, уделяя особое внимание средствам обучениядля активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса кучебе. При грамотном подходе к организации процесса обучения учащиесяовладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которыепригодятся им не только в учебной деятельности, но и в жизни.
