Администрация муниципального образования «Бичурскийрайон» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеЕланская средняя общеобразовательная школа
ДОКЛАД
Тема: «Проектное обучение на уроках географии»
Учитель:Филатьева Галина Филипповна
Елань 2019 год
В основе метода проектов лежит развитиепознавательных умений и навыков обучающихся, развитие креативного мышления,умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться винформационном пространстве, анализировать полученную информацию,самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения.
При работе над проектом учитель выполняетследующие функции: 1. помогает обучающимся в поискеисточников, способных помочь им в работе над проектом;
2. сам является источникоминформации;
3. координирует весь процесс;
4. поддерживает и поощряет обучающихся;
5. поддерживает непрерывнуюобратную связь, помогает обучающимся продвигатьсяв работе над проектом.
Проектное обучение поощряет и усиливает истинноеучение со стороны обучающихся, потому что оно
1. личностно-ориентированно;
2. использует множестводидактических подходов — обучение в деле, независимые занятия, совместноеучение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение,дискуссия, командное обучение;
3. самомотивируемо, чтоозначает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
4. поддерживаетпедагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всехуровнях — знания, понимания, применения, анализ и синтез;
5. позволяет учиться насобственном опыте и опыте других в конкретном
деле;
6. приносит удовлетворение обучающимся,видящим продукт своего собственного труда.
Уучебного проектирования масса достоинств, одно из которых — осязаемый результат творческой деятельности обучающихся. Впроцессе создания учебного проекта обучающиеся приобретают новые знания,опираясь на базовые знания, а также на общие учебные и предметные умения.
Стадииработы над проектом:
Стадия работы над проектом |
Содержание работы на этой стадии |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
Подготовка |
Определение темы и целей проекта |
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке Целей. |
Планирование |
а) Определение источников информации; б)Определение способов сбора и анализа информации; в)Определение способа представления результатов (формы отчета); г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; Представленная информация была полезной? ДА 60.79% НЕТ 39.21% Проголосовало: 1334 д) Распределение задач
(обязанностей) между членами команды. |
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. |
Предлагает идеи, высказывает предположения |
Исследование |
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. |
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. |
Результаты или выводы |
Анализ информации. Формулирование выводов. |
Анализируют информацию. |
Наблюдает, советует. |
Представление или отчет. |
Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. |
Отчитываются, обсуждают |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника |
Оценка результатов и процесса |
|
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок |
Оценивает обучающихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. |
Например: Тема проектов «Составление маршрутов туристических экспедиций».
Задание:
1) Составьте краткое описание маршрута туристическогопутешествия,
учитывая, что маршрут должен:
— показать разнообразие природныхусловий любого материка;
— включать не больше пяти объектов, достопримечательностей материка;
— рассчитать примернуюпротяженность маршрута.
2) Составьте специальное руководство для туристов,определяющих их поведение на материке.
3) Какой сувенир вы привезете с этого материка.
4) Придумайтеплакат в защиту природы материка.
Успех работы над учебнымипроектами зависит:
Во-первых — Выбор темы проекта, содержание которой должнобыть
доступно пониманию учащихся,интересно им;
Во-вторых — Формулировка темы проекта не должна допускатьпростого
списывания, а предполагать необходимость самостоятельнойтворческой
работы учеников;
В-третьих — Учителю необходимо определить, какие опорныезнания и
умения необходимы ученикам при работенад проектом;
В- четвертых — Работа над учебными проектами требуетдополнительных
усилий и времени и со стороны учителя и со стороны обучающихся.
Соответствие этапов присвоенияновой информации и стадий работы надпроектом с организационными формами «уроков»
Этап присвоения новой информации |
Стадия работы над проектом |
Организационные формы «уроков» |
Мотивация, целеполагание |
Постановка цели |
Рассказ, беседа, лекция |
Планирование |
Обсуждение вариантов |
Беседа |
Построение ориентировочной схемы действий |
Самообразование |
Самостоятельная работа |
Продумывание хода деятельности |
Семинар («мозговой штурм»), практикум |
|
Деятельность |
Исследование |
Самостоятельная работа, практикум, экскурсия, практическая работа, лабораторная работа |
Рефлексия |
Обобщение и выводы |
Семинар, консультация |
Оценка |
Анализ успехов и ошибок |
Беседа, консультация |
Коррекция |
Коррекция |
|
. При выполнении проектов обучающиеся учатся:
- Выдвигать идеи и выполнять эскизы;
- Организовывать свое рабочее место;
