Содержаниеобучения говорению. Лингвистический, психологический и методологическийкомпоненты.
Говорениепредставляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обменинформацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт ивзаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии скоммуникативным намерением говорящего.
Всодержание обучению говорению можно выделить три компонента: лингвистический,психологический и методологический.
Начнемс рассмотрения лингвистического компонента, то есть с языкового иречевого материала, обеспечивающего учащимся возможность вступать в общение врамках тематики, указанной в программе, и учебных ситуаций, которые должныреализовываться в различных компонентах учебно-методических комплектов.
Хорошоподобранный языковой материал позволяет заложить основы говорения уже наначальном этапе в ходе работы над речевыми единицами. Это могут быть речевыеобразцы, разговорные клише, диалог-образец. Эти речевые единицы предназначеныдля оказания помощи учащемуся в построении аналогичных собственныхвысказываний, требующих от него некоторой трансформации, комбинирования, заменыдля передачи того, что он хочет сказать, сообщить.
Практикаи наблюдения показывают, что некоторые учителя не добиваются от учащихсясобственных высказываний с внесением изменений в образец, а сводят всю работу кзаучиванию образцов наизусть и их воспроизведению в полном или несколькосокращенном виде, что нельзя рассматривать как говорение.
Говоряо лингвистическом компоненте рассматриваемого вида деятельности, следуетсказать несколько слов и об экстралингвистических элементах, играющих большуюроль в общении, а именно жестах, мимике и других средствах, которыми пользуютсядети при общении и на родном языке. Мы обращаем на это внимание потому, чтонаблюдения показывают, что иноязычная речь школьников монотонна,неэмоциональна. Учащийся лишь вербально пытается передать мысль, не прибегаяпри этом к другим средствам. Было бы очень хорошо знакомить детей с некоторымиособенностями, например, жестикуляции людей-носителей языка. Так, при счете,например, один, два, три и т. д., русские загибают пальцы, а англичане отгибаютих.
Вторымкомпонентом содержания обучения говорению является психологический компонент,то есть овладение навыками и умениями экспрессивной речи. Оно связано сосуществлением таких операций, как репродукция, предполагающая имитациюуслышанного от учителя или в звукозаписи. В психологии известно, что чем младшешкольники, тем легче для них эта операция. Второклассники с легкостьюрепродуцируют не только отдельные слова, словосочетания, но и целые «речевыецепи». Четвероклассникам это дается с большим трудом. Репродукция может бытьполной и частичной. Например, We speak, read and write in the lesson — полнаярепродукция; My name is…— и добавляется имя — это частичная репродукция, таккак учащийся должен поставить свое имя. На начальном этапе репродукция занимаеточень большое место, поскольку именно через эту операцию отрабатываются произносительныенавыки. Учитель добивается от учащегося имитации, близкой к образцу. Через этуже операцию учащиеся овладевают структурами и их лексическим наполнением. Новсе же главное при этой операции — формирование произносительных навыков.
Частичнаярепродукция, по сути дела, есть не что иное, как операция на подстановкуэлемента, который необходим для передачи того, что хочет сказать ребенок.Например, речевой образец: This is a blue pencil. Ребята видят голубой карандаши воспроизводят этот образец. Учитель показывает один за другим карандаширазного цвета, а учащиеся воспроизводят эту речевую единицу, осуществляяподстановку. Учитель может показать не только разноцветные карандаши, но икарандаши разной длины (long, short), разного качества (good, bad). Он можетвместо карандашей взять ручки, и тогда образец примет вид This is a blue pen.
Операцияна подстановку очень важна, так как она позволяет овладевать структуройпредложения и показывать учащимся, как можно, меняя слова, описывать предмет(предметы) в соответствии с действительностью.
Подстановкаможет осуществляться не только на уровне слова, но и словосочетания. Например,The box is on the desk, under the desk, in the desk, near the desk и т. д.Меняя положение предмета, учащиеся продуцируют высказывание, осуществляяподстановку в соответствии с меняющимся местоположением предмета, и такимобразом отрабатываются такие трудные звукосочетания, как in the, on the, atthe, и усваиваются предлоги места в английском языке.
Следующейважной операцией для формирования говорения является трансформация, илипреобразование, связанное с изменением грамматической оформленностивысказывания. Например, I live in Moscow. Sasha lives in Moscow — меняетсяI на Sasha, что приводит к трансформации глагола: live->-lives.Операция трансформации очень нужна для овладения правильным грамматическимоформлением высказываний, но попутно совершенствуются произносительные илексические навыки.
Способностьвыражать мысли связана также с операцией расширения. Например:
Ihave got a book. I have got an English book. I have got an interesting Englishbook. Ihave got an interesting English book at home.
Операциярасширения способствует обеспечению полноты высказывания, его информативности.
Впсихологическом плане экспрессивная речь обладает следующими характеристиками:
1. Речьвсегда мотивирована. Это означает, что мы всегда говорим по какой-то причине, скакой-то целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.Эту характеристику непременно нужно учитывать при общении экспрессивной речи наанглийском языке уже на начальном этапе
2. Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает, что мывсегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение, поделитьсямыслями, убедить, доказать, попросить и т. д. При обучении говорению наанглийском языке нельзя игнорировать эту характеристику речи. Если ученикчто-то сообщает, то он должен сообщить это классу или партнеру по беседе. Инымисловами, речь должна носить обращенный характер.
3. Речьвсегда эмоционально окрашена, поскольку говорящий выражает свои мысли, чувства,отношение к тому, что он говорит.
4. Речь всегда ситуативно обусловлена, так как она протекает в определеннойситуации. На уроке учителю следует приобщать учащихся к обучению на английскомязыке путем использования реальных ситуаций или путем создания учебно-речевыхситуаций с помощью наглядности: игрушек, предметов, картинок, рисунков илимагнитной доски и т. д., а также вербально-словесным описанием ситуации, например,«Расскажи о своей маме».
Методологический компонентсодержания обучения связан с овладением учащимися приемами учения, познаниемнового для них предмета, развитием навыков и умений самостоятельной работы. Онпредусматривает обучение рациональным приемам учения, формирование уменийпользоваться учебником, грамматическим справочником, словарем, звуко- ивидеозаписью, ПК. Учащихся следует учить переносу знаний, навыков, умений,приобретенных при изучении родного языка и других предметов, а также приемамвыполнения заданий по письму, чтению, устному сообщению и т.д. Очень важнопомочь им правильно организовать свою самостоятельную работу, проводитьсамоконтроль, самоанализ учебной деятельности. Таким образом, методологическийкомпонент содержания обучения включает такие аспекты академического труда, как:
•планирование собственной учебной деятельности;
•выбор оптимальных средств решения поставленных задач;
•использование учащимися различных технологий работы со справочной и учебнойлитературой в процессе выполнения учебной задачи;
•осуществление самоконтроля и самокоррекции в процессе учебной деятельности.
Ознакомлениесо всеми компонентами поможет учителю в понимании того, чему следует учитьучащихся при формировании навыков говорения на начальном этапе.
Лингвистический компонент |
Психологический компонент |
Методологический компонент |
• средства выражения мысли (языковые, предречевые подготовленные, речевые эталоны); • способы формирования и формулирования мысли; • темы и ситуации общения • печатные и прагматические (чеки, меню, билеты) материалы • социокультурные и фоновые знания |
|
|