X-PDF

Доклад по теме восстановительный подход в работе социального педагога

Поделиться статьей

Восстановительный подход в работе социального педагога

 

Сова Ю. Н., социальныйпедагог

 

Концепция восстановительного подходаразрабатывается сегодня в мире как система теоретических представлений и наборспособов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления,правонарушения, конфликта, в обстоятельствах эскалации взаимонепонимания,отчуждения и напряженности в отношения между людьми и всплеска насилия.

Через восстановительные программы мы стремимсяк социальной реабилитации несовершеннолетних. Под социальной реабилитациейпонимаем совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными,общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан.Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействияличности и общества, который включает в себя, с одной стороны, способ передачииндивиду социального опыта, способ включения его в систему общественныхотношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Восстановительный подход — применениев профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числепри разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений инавыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия,материального и морального ущерба

Традиционная система работы с подростками, склонными к совершениюпротивоправных действий, не всегда приводит к желаемому результату. Страх переднаказанием не удерживает подростка от соблазна переступить закон. Подросткичасто попадают в сложные и опасные ситуации, вступают в конфликты, которыеприводят к серьёзным правонарушениям. Из таких ситуаций подростку трудно выйтисамому — нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину. Им нужнапомощь, которую может оказать программа, реализуемая в рамкахвосстановительного подхода.

Сферы влиянияшкольной службы примирения:

1. Разрешениеподростковых конфликтов .

2. Изменениетрадиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Включениешкольного самоуправления в разрешение подростковых конфликтов.

Программапримирения – добровольная встреча нарушителя  обидчика) и пострадавшего(жертвы), организуется ведущим, для  обсуждения вопросов по выходу изсложившейся ситуации и составлению примирительного договора. Такая программаможет состояться, только тогда когда обе стороны согласны встретиться.

 

 

Карательный подход

Восстановительное правосудие

Преступление – это действие против государства, нарушение закона, абстрактная идея

Преступление – это действие против другого лица и конкретного сообщества

Общество на обочине, оно абстрактно представлено государством

Общество как фактор, способствующий процессу восстановления

Наказание эффективно: а) угроза наказания сдерживает от преступления б) наказание меняет поведение

Само по себе наказание не эффективно с точки зрения изменения поведения и нарушает связи, отношения между людьми

Пострадавшие находятся на обочине процесса

Пострадавшие являются центральными фигурами в процессе принятия решения по преступлению

Правонарушитель определяется своими недостатками

Правонарушитель определяется по способности произвести возмещение ущерба

Главное – установить вину, акцент на прошлом (совершил(а) ли он(а) это?)

Главное – решить проблему, установить ответственность/ обязательства, акцент на будущем (что надо сделать?)

Ответственность правонарушителя определяется как его наказание

Ответственность понимается как принятие ответственности и выполнение действий по исправлению вреда. Возмещение ущерба как средство восстановления положения обеих сторон; цель – примирение/восстановление

Акцент на состязательном отношении сторон

Решение проблемы строится на диалоге и переговорах

 

Очень важно, что восстановительный способ действий в отличие откарательного предполагает ответственность правонарушителя, а не его наказание.Вопрос ответственности нарушителя решается за счѐт социально-психологическихмеханизмов «воссоединяющего», а не «клеймящего» стыда, что ведет к социальнойинтеграции правонарушителей, а не к отвержению их обществом.

Принципы восстановительного подхода

Восстановительный подход к решению конфликтныхи криминальных ситуаций (и концепция восстановительного правосудия)утверждает, что конфликт или правонарушение должно быть урегулированос учетом следующих принципов:

1.                Восстановление у участников конфликта/правонарушенияспособности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны,переосмысливать и исправлять ее. Важно, чтобы каждая из сторонконфликта поняла, в какой ситуации оказалась другая, и пересталасчитать ее «врагом», с которым невозможно общаться и договариваться.

2.                Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации былправонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда наскольковозможно силами самого нарушителя (или с его участием).

3.                Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессезаглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответана волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.Выход из роли пострадавшего, принятие извинения и прощение обидчика,чтобы больше не припоминать случившееся себе и ему.

4.                Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороныконфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию,достижения соглашения или плана по урегулированию ситуациии исключающего насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимнойвражды и нормализации отношений и коммуникации.

5.                Достижение договоренности, кто и что будет делать, чтобыне допустить повторения подобного и (или) составление самимиучастниками плана действий по предупреждению повторения ситуации.Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежатьповторения подобных ситуаций в дальнейшем, и формирование болееответственного поведения — важный элемент воспитания.

6.                Помощь близких и уважаемых людей в актуализацииу участников конфликтной ситуации/правонарушения нравственных установок(ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению.Поддержка позитивных изменений и выполнение заключенного примирительногодоговора (плана) со стороны родных, близких и школьного сообщества.Восстановление нормального отношения к участникам конфликтау педагогов, класса и родителей (участников конфликтаи одноклассников).

Семьяявляется основополагающим фактором социализации каждой личности. Необходимостьоказания помощи семье, а не отдельному ребенку, принимается большинствомспециалистов, много внимания уделяется организации работы с семьей. Немалотрудностей для социального педагога представляет работа с немотивированнымисемьями, отсутствие рабочих и эффективных технологий работы с теми, ктопо-нашему мнению, не видит, или не хочет признавать своих проблем. Такимобразом, достаточное количество семей, находящихся в состоянии тяжелогокризиса, не получают той помощи, которая, возможно, могла бы быть решающимфактором в успешной социализации детей их этих семей.

Анализпроблемы социального сиротства привел к пониманию того, что необходимо менятьсами подходы в работе с семьями, нуждающимися в помощи, и требования к системепрофилактики.

 

Действующая система профилактики

Восстановительный подход

 

Проблемы в семье – аномальное явление

 

Каждая семья может столкнуться с проблемами. Проблемы – возможность получения нового социального опыта

 

Эти семьи не хотят с нами общаться, не хотят исправлять ситуацию. Если им безразлично, то мы остаемся в стороне

Наша первая задача — установить контакт и доверие с семьей. Мы должны рассказать семье о том, как можно преодолеть трудности, а решать они будут сами

 

Проблемная семья определяется своими недостатками

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

 

Семья определяется по способности, наличию потенциала для положительных изменений

 

Семье обозначают проблемы, только те, которые волнуют их (школу, государство)

 

Члены семьи сами анализируют семейную ситуацию, формулируют проблемы

 

 

Состязательный характер отношения сторон

Партнерский характер отношений через диалог и договор

 

Главное – выяснить кто виноват. Акцент на прошлом

Главное – решить проблему. Акцент на будущее

 

Ребенок и семья находятся в стороне от процесса «перевоспитания». Заказчик изменения – государство — абстрактное лицо

Члены семьи – основные лица программы сопровождения. Заказчик изменения – сама семья

 

Действующая система профилактики

Восстановительный подход

Ответственность семьи за свое благополучие  определяется санкциями, наказанием

Ответственность семьи как принятие ответственности по исправлению ситуации

 

Причинение страдания в санкциях с целью сдерживания ситуации

Удовлетворение семьи результатами собственных действий в восстановлении

 

Наказание эффективно

Наказание само по себе неэффективно с точки зрения изменения поведения и нарушает общественную гармонию добрые взаимоотношения

 

Социальное окружение семьи в стороне от решаемых вопросов

Социальное окружение активно участвует в программе поддержке семьи

 

Общество на обочине, оно абстрактно представлено государством

Общество как фактор, способствующий восстановлению

 

Система профилактики контролирует ситуацию социального сиротства

Контроль лежит на обществе

 

 

Выбор типа программы

1.                Программа примирения жертвы иправонарушителя (или «Встреча по заглаживанию вреда»)

Такая программаприменяется, когда сложилась криминальная ситуация и стороны признали своеучастие в ней. Она может охватывать достаточно большой спектр ситуаций:грабежи, конфликты, хулиганство, вымогательство, 3 вандализм, кражи, угоны ит.д. Встречи жертвы и нарушителя направлены на создание условий для преодоленияпоследствий правонарушения силами самих участников криминальной ситуации.

2.                Программа примирения в семье

Применяется при работе ссемьей. Акцент может делаться либо на изменение разрушительных для семьиотношений и создание диалога (тогда программа ближе к конфликтологической),либо на разрешение криминальной ситуации – например, в случае воровства в семье(ближе к программе примирения жертвы и нарушителя). Кризис семьи можетпотребовать и более глубоких форм работы, таких, например, как семейнаяпсихотерапия, но программа примирения даст возможность членам семьи сделать шагк осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения вситуации.

3.                «Круги заботы»

Это одна из самых сложныхпрограмм восстановительного правосудия. Такие «круги» проводятся в случаях,когда фактически разрушена или отсутствует семья (соответственно она невыполняет свои функции). В этой ситуации необходимо создать некоторыйэквивалент первичной социальной среды, поддерживающей человека. Ведущий «Кругазаботы» инициирует серию встреч с родственниками, учителями, классом, гдеучится ребенок или с коллегами с места работы взрослого человека. Результатомтаких встреч должно быть восстановление поддержки и заботы о ребенке.Инициативы участников «кругов» с помощью ведущего должны превратиться в сериювзаимосвязанных мероприятий. Присутствие социального работника (социального педагога)в «кругах заботы» обязательно, так как от него поступает основная информация оситуации, возможных участниках «кругов». Он также следит за выполнениемпринятых в ходе кругов обязательств.

4.                «Школьная конференция»

Относится к разрядумассовых программ. Она нужна, когда ситуация затронула достаточно большое числоучастников и необходимо нормализовать отношения между ними («изгой» в классе,конфликт учителя(ей) и класса, ученика и класса).

5.                Семейная конференция

Программа «Семейнаяконференция» («семейная групповая встреча») проводится, когда в проблемнуюситуацию включена семья ребенка. Это может быть правонарушение, нахождениеребенка в трудной жизненной ситуации, кражи внутри семьи, угроза лишенияродительских прав и другое. Основа семейной конференции — это передача семьеответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации иорганизация условий для выработки семьей этого плана. На семейную конференциюстараются пригласить максимально широкий состав семьи: бабушки, дедушки, дяди, тети,братья, сестры и другие родственники. Важно, что план этот семья составляетсамостоятельно, специалисты (психологи, представители полиции или КДН) всоставлении плана не участвуют.

6.                Челночная медиация

Данный тип программыпроводится в случаях, когда участники конфликта 4 не могут или не желаютвстречаться друг с другом, но, тем не менее, желают разрешить конфликтнуюситуацию. В этом случае ведущий проводит индивидуальные встречи поочередно скаждой стороной, в ходе которых передает информацию, которую бы они хотелидонести друг до друга, помогает сблизить точки зрения и прийти кдоговоренностям.

Таким образом,восстановительный подход может быть полезнымне только в работе социальногопедагога, но и в работе других  педагогов и классных руководителей. Например,такие элементы восстановительных программ, как: открытая коммуникация,восстановительные вопросы, коммуникация в кругу, а также медиация несложныхконфликтов, школьные восстановительные  конференции и т. д.

Не стоит ожидать, чтовосстановительный подход дает какие-либо приемы, позволяющие лучше «надавить»на непослушных, заставить их подчиниться и тем самым улучшить дисциплину вклассе. Восстановительный подход позволяет постепенно вовлекать самих детей иподростков в создание доброжелательной атмосферы в классе, передать им частьответственности за происходящее.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет