X-PDF

Доклад «Причины неуспеваемости и пути ее преодоления».

Поделиться статьей

Доклад «Причинынеуспеваемости и пути ее преодоления».

 

Неуспеваемость учащихся – этосистематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образованияпо сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами,в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным.Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются склассными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствиесвоевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьниковвозникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге ониначинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу ипополняют ряды так называемых трудных подростков.

     Основные признаки неуспеваемости  учащихся:

1. Наличие пробелов в фактических знаниях испециальных для данного предмета умениях.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательнойдеятельности, снижающих темп работы.

3. Недостаточный уровень развития и  воспитанностиличностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность,настойчивость,  организованность и другие качества, необходимые дляуспешного учения.

Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:

— невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений непросит, вопросов учителю

не задаёт;

— пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

-медлительность, либо постепенное снижение темпа  деятельности,быстрая  врабатываемость;

— не имеет ясного представления цели, не планирует и не организуетсвою работу;

— индифферентно относится к результатам  работы;

 — не подмечает своих неудач и трудностей.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости — надо узнатьпричины ее порождающие!

К внешним причинам относятся социальные причиныснижениеценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательнойсистемы, а также — несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересныеуроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы взнаниях и т.д.)

Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне — улицы,семьи и т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать ихзаново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин насегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резкимухудшением уровня материального благосостояния семей, также — низкое развитиеинтеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развитияволевой сферы у школьников.

Типы неуспевающих учеников:

1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления,несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается сположительным отношением к учению.

2. Высокие способности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкие способности сочетаются с отрицательнымотношением к учению.

Но всё-таки, одной из основных причин неуспеваемости младшихшкольников является неготовность к началу регулярного обучения в школе. Онавыражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Такой ребёнокпри поступлении в школу не обладает развитой мотивацией и хорошей эмоциональнойустойчивостью. Поэтому для таких детей важно развивать познавательнуюсамостоятельность, мотивационную сферу.

 

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости иустранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки ижелание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, какснежный ком.

Одной из главных причин низкой успеваемости школьников являетсяпедагогическая запущенность.

Основную роль в педагогической запущенности играют родители,их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствиепедагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни.

Так, дети, воспитывающиеся в семьях, где проявляется недостаточноевнимание к играм, чтению, организации досуга, как правило, не получаютдостаточного запаса знаний, страдают узостью и бедностью интересов. Для этойкатегории школьников характерна слабость учебных навыков, замедленность вусвоении программы. Они с трудом выполняют задания учителя. Низкие учебныерезультаты могут вызвать у таких школьников негативное отношение к учёбе вцелом, отрицательно сказаться на самооценке и эмоциональном состоянии ребёнка,на формировании навыков поведения в коллективе.

Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенностиучащихся – задача комплексная. Её решение связано с широкимаспектом социально-педагогических воздействий. Она может и должнапреодолеваться педагогическими средствами.

Основными путями предупреждения педагогической запущенностиявляются:

*совершенствование всей работы школы по обучению и воспитаниюшкольников;

*обеспечение преемственности в деятельности дошкольных учрежденийи школы, *учителей начальных классов и педагогов средней и старшей ступенейобучения, учителей, работающих в данном классе;

*глубокое изучение личности школьника, условий его семейноговоспитания;

*включение каждого школьника в различные виды познавательной,трудовой, общественной, спортивной, художественной деятельности;

*взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений,общественности в воспитательной работе с детьми и подростками.

Работа по предупреждению и преодолению возникшей педагогическойзапущенности требует кропотливой индивидуальной работы учителя с детьми.

Психическое здоровье детей – залог успешности

Среди множества причин неуспеваемости школьников наиболее значимыхявляются стрессы, получаемые детьми из-за неподготовленности кшколе, учебные перегрузки, авторитарная педагогика и экзамены.

Дети с временной задержкой психического развития

Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников частосвязана с временной задержкой психического развития детей.

Дети с синдромом дефицита внимания.

Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, посколькуони резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной изспецифических черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняяподвижность.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

Важный аспект в обучении ребенка — это особенности умственнойдеятельности.

В большинстве случаев трудности возникают в первые школьные месяцыи, если подобрать правильный подход к ребенку, то постепенно процесс обучениястабилизируется. Часто дополнительные занятия еще больше утомляют ребенка и вобучении получают «обратный результат».

«Тугодум»

Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает.

«Способный, но ленивый»

Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешностишкольников

Среди основных факторов формирования здоровья детей и ихуспеваемости важное значение принадлежит суммарной учебно-воспитательнойнагрузке.

Хроническая неуспешность и школьная тревожность – основная сферапроявления трудностей в учёбе

В период подготовки к обучению в школе или немного позже – вначале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехами неудачам ребёнка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребёнок, которыймного знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи.

Снижение мотивации в учёбе – одна из причин низких результатов вучёбе

Снижение мотивации в учёбе обнаруживается в полном отсутствиипознавательной направленности у ребёнка.

Современная дидактика в качествеосновных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика — поиски оптимальных педагогическихсистем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новыхпедагогических технологий, проблемного и программированного обучения,информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценкарезультатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяютсябеседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником сфиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов,обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе(дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие.

Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников.Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогатьизлагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опросслабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работойдругих учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провестииндивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами.Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания дляслабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чемдругих учеников, инструктировать их.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.

Заключение

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школанакопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливыхшкольников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам сзаниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, тоесть второгодничество. Первый подход в силу ряда причин у нас не практикуется.Остается второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни вэкономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.

 

Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, былинеуспевающие ученики. Порой нам кажется, что эта проблема волнует только нас,учителей. Но самом деле, на свете нет ни одного психически здорового ребёнка,который хотел бы плохо учиться.

Все дети, переступающие порог школы первоклассниками хотят стать«хорошими учениками и учиться на одни пятёрки». А когда появляются первыедвойки, сначала пропадает желание учиться, затем появляются прогулы и наконец,мы получаем «трудного» ребёнка. Конечно, проще всего махнуть на неуспевающегоребёнка рукой, но давайте дадим ему ещё один шанс влиться в наше школьноесообщество.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет