Государственноеказенное общеобразовательное учреждение
«Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей сограниченными возможностями здоровья»
Тема доклада: «Применение игровыхтехнологий при обучении детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития в начальных классах
Докладподготовила:
учитель начальных классов
Щенникова Марина Владимировна
Невинномысск, 2023г.
Актуальность применения
В настоящее время происходят значительныеизменения в образовательной системе. Реализуется Федеральный государственныйобразовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). В связи с этим, содержание образованияусложняется, акцентируется внимание на развитии творческих и интеллектуальныхспособностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер.Приоритетными становятся практико-ориентированный, действенный характерсодержания образования.
Проблема полноценного включения ребёнка, снарушением интеллекта, в образовательную деятельность требует от педагогаперехода от традиционной передачи учащимся готовых знаний, к организациидеятельности, где дети сами смогли бы «додуматься» до решения основных задачурока. А также внедрения таких педагогической технологий, при которых действияучеников станут более активными, творческими, самостоятельными, а роль учителябудет сводиться к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности.
В связи с тем, что наша работа связана сучащимися, у которых наблюдаются тяжелые и множественные нарушения развития(умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость), одними из наиболееэффективных педагогических технологий служат игровые технологии.
Применениеигровых технологий при обучении детей с умеренной, тяжелой иглубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развития в начальных классах–это неотъемлемый метод взаимодействия учителя с учащимися, используемый длясоздания качественного процесса обучения и воспитания. Ведь часто, только черезигру, можно пробудить интерес к учебе, внеклассной деятельности, а такжепоставить детей в условия поиска нужных ответов, запустив развитие мыслительнойи речевой деятельности.
Игровыетехнологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяютсделать увлекательной и интересной работу учащихся. Погружаясь в мир игры дети,с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, заряжаются положительной,эмоционально-окрашенной целью. А монотонно скучная деятельность по повторению,закреплению или усвоению информации перерастает в веселое и занимательноеигровое действие, активизируя все психические, физические процессы и функции.
Актуальность использования игровыхтехнологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями очевидна,так как их применение помогает справиться с проблемой формирования жизненнонеобходимых навыков и умений, подготовки учащихся к самостоятельнойжизнедеятельности и успешной социализации в общество. Все вышесказанноесвидетельствует об актуальности и перспективности педагогического опыта.
Идея применения
Опыт работы с учащимися с умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития указывает на трудности развитияи становления их активными участниками образовательного процесса. Они обычнопассивны, их трудно расположить к определенным видам деятельности, часто незаинтересованы в процессе обучения и воспитания. Степень сформированностикоммуникативных и регулятивных умений и навыков находится на низком уровне. Этифакторы влияют на процесс социализации ребенка и развития личности в целом.
Проблемы обучения и воспитания школьников сумеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития подтолкнули нас квыбору игровых технологий как основному методу взаимодействия с учениками стяжелой степенью умственной отсталости. Как показала практика, только черезигру можно достучаться до раскрытия мыслительных и коммуникативных функциймозга учащихся, а также обеспечить мотивацию и организацию различных видовдеятельности.
Теоретическая база применения
Проблема использования игры ввоспитательном и учебном процессе исследована достаточно широко. Значениедетской игры раскрыто в исследованиях психологов и педагогов различноговремени.
Наибольший вклад в научное понимание итолкование феномена игры внесли западные философы и психологи: Э. Берн, Р.Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд.
В отечественной науке теорию игры, васпекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения дляпсихического развития ребенка разрабатывали: И. Е. Берлянд, Л. С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Педагогику игры, место игры впедагогическом процессе и строение игровой деятельности разрабатывали: Н. А. Аникеева,Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.
В специальной педагогике роль игры приобучении школьников с интеллектуальными нарушениями рассматривали: А. К.Аксенова, В. В. Воронкова, Н. М. Назарова, М. Н. Перова, В. И. Селиверстов, У.Е. Ульенкова и др.
Новизна
Новизна применения игровых технологий состоитв системном использовании на различных уроках и внеклассной работе. В процессеигрового обучения и воспитания происходит формирование деятельности,обеспечивающей возможность овладения обучающимися с умеренной, тяжелой иглубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития всеми видами доступной им предметно-практическойдеятельности; способами, приемами познавательной и учебной деятельности;коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
Игровые ситуации на уроках и внекласснойработе активизируют деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями,делают восприятие более эмоциональным и творческим, а процесс познаниядоступным и увлекательным. Тем самым повышается качество обучения и воспитанияшкольников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развитияв начальных классах. Происходит перенос усвоенныхзнаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях игровой деятельности,в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовностьобучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальноммире.
Технология применения
Игровая форма обучения создается на урокахпри помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средствопобуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровыхприемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основнымнаправлениям:
1. дидактическаяцель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
2. учебнаядеятельность подчиняется правилам игры;
3. учебныйматериал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводитсяэлемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
4. успешноевыполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровых технологий в учебномпроцессе определяется функциями и классификацией педагогических игр.
Также при подборе игр для детей сумеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития надо учитыватьследующие требования:
1. соответствиеигры возрасту ребенка и его актуальному уровню развития;
2. учет структурыпроблемы;
3. подборигрового материала с постепенным усложнением;
4. связьсодержания игры с системой знаний ребенка;
5. соответствиекоррекционной цели занятия;
6. учет принципасмены видов деятельности;
7. использованиеярких, озвученных игрушек и пособий;
8. соответствиеигрушек и пособий гигиеническим требованиям и их безопасность.
Необходимо учить детей получатьудовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннююмотивацию к обучению.
В ходе педагогического взаимодействия надособлюдать ряд условий:
а) постоянно поддерживаем у воспитанника желание учиться;
б) предоставлять каждому ребенку условия для самостоятельныхоткрытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;
в) создавать коммуникативные условия для поддержки активностиобучающихся;
г) стимулировать продуктивное общение в процессе учебнойдеятельности;
д) стимулировать правильные взаимоотношения;
е) способствовать становлению личности ребенка.
Можно сделать вывод, что игровыетехнологии играют огромную роль в основе обучения и воспитания детей с умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сочетание традиционных иинновационных игровых технологий обеспечивает развитие у обучающихсяпознавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации вучебно-воспитательном процессе.
Результативность применения
В процессе обучения постоянно провожу урокис использованием игровых технологий. Использую игровые технологии приорганизации и проведении внеклассных мероприятий.
Применение игровых технологий при обучениишкольников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развитияв начальных классах дает свои положительные результаты.Дети стали активнее включатся в образовательную деятельность. Теперь они непассивные участники учебной и воспитательной среды, а активные ее деятели.
Результаты следующее:
1. повышениекачества усвоения знаний учащимися с тяжёлой умственной отсталостью;
2. развитиетворческих способностей каждого обучающегося;
3. формированиеличностных качеств обучающегося;
4. использованиедетьми знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и воспитания, впрактической деятельности;
5. изменениеповедения детей в коллективе: умение прислушиваться к мнению других,безбоязненное высказывание своего собственного мнения, организация совместнойигровой деятельности.
Список литературы
1. Бесова, М. А.Познавательные игры от А до Я / М. А. Бесова. – Ярославль: Академия развития,2004. – 272 с.
2. Данилов, И. К.Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе/ И. К. Данилов.- 2012.- №1.
3. Мастюкова, Е.М. Развивающие игры для младших школьников/ Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение,2011.– 95 с.
4. Махлах, Е. С.Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросыпсихологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Надеждиной. ¬¬–М.,2011.– 298 с.
5. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям спроблемами в развитии / У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева. — М.: Академия, 2005. -176 с.
6. Селиверстов,В. И. Речевые игры с детьми/ В. И. Селиверстов–– М.: Владос, 1994. – 344 с.
7. 12. Шмаков, С.А. Игры учащихся — феномен культуры/ С. А. Шмаков — М.: Новая школа, 2011. –240 с.
8. 13.Шайхетдинова, Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельносиучащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522077 , свободный.- Загл. сэкрана.
