X-PDF

Доклад: «Применение игровых технологий при обучении детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в начальных классах

Поделиться статьей

Государственноеказенное общеобразовательное учреждение

«Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей сограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

Тема доклада: «Применение игровыхтехнологий при обучении детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития в начальных классах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Докладподготовила

                                          учитель начальных классов

                                                       Щенникова Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невинномысск, 2023г.

Актуальность применения

В настоящее время происходят значительныеизменения в образовательной системе. Реализуется Федеральный государственныйобразовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). В связи с этим, содержание образованияусложняется, акцентируется внимание на развитии творческих и интеллектуальныхспособностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер.Приоритетными становятся практико-ориентированный, действенный характерсодержания образования.

Проблема полноценного включения ребёнка, снарушением интеллекта, в образовательную деятельность требует от педагогаперехода от традиционной передачи учащимся готовых знаний, к организациидеятельности, где дети сами смогли бы «додуматься» до решения основных задачурока. А также внедрения таких педагогической технологий, при которых действияучеников станут более активными, творческими, самостоятельными, а роль учителябудет сводиться к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности.

В связи с тем, что наша работа связана сучащимися, у которых наблюдаются тяжелые и множественные нарушения развития(умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость), одними из наиболееэффективных педагогических технологий служат игровые технологии.

Применениеигровых технологий при обучении детей с умеренной, тяжелой иглубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развития в начальных классах–это неотъемлемый метод взаимодействия учителя с учащимися, используемый длясоздания качественного процесса обучения и воспитания. Ведь часто, только черезигру, можно пробудить интерес к учебе, внеклассной деятельности, а такжепоставить детей в условия поиска нужных ответов, запустив развитие мыслительнойи речевой деятельности.

         Игровыетехнологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяютсделать увлекательной и интересной работу учащихся. Погружаясь в мир игры дети,с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, заряжаются положительной,эмоционально-окрашенной целью. А монотонно скучная деятельность по повторению,закреплению или усвоению информации перерастает в веселое и занимательноеигровое действие, активизируя все психические, физические процессы и функции.

Актуальность использования игровыхтехнологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями очевидна,так как их применение помогает справиться с проблемой формирования жизненнонеобходимых навыков и умений, подготовки учащихся к самостоятельнойжизнедеятельности и успешной социализации в общество. Все вышесказанноесвидетельствует об актуальности и перспективности педагогического опыта.

 

 

Идея применения

Опыт работы с учащимися с  умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития указывает на трудности развитияи становления их активными участниками образовательного процесса. Они обычнопассивны, их трудно расположить к определенным видам деятельности, часто незаинтересованы в процессе обучения и воспитания. Степень сформированностикоммуникативных и регулятивных умений и навыков находится на низком уровне. Этифакторы влияют на процесс социализации ребенка и развития личности в целом.

Проблемы обучения и воспитания школьников сумеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  подтолкнули нас квыбору игровых технологий как основному методу взаимодействия с учениками стяжелой степенью умственной отсталости. Как показала практика, только черезигру можно достучаться до раскрытия мыслительных и коммуникативных функциймозга учащихся, а также обеспечить мотивацию и организацию различных видовдеятельности.

Теоретическая база применения

Проблема использования игры ввоспитательном и учебном процессе исследована достаточно широко. Значениедетской игры раскрыто в исследованиях психологов и педагогов различноговремени.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

Наибольший вклад в научное понимание итолкование феномена игры внесли западные философы и психологи: Э. Берн, Р.Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд.

В отечественной науке теорию игры, васпекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения дляпсихического развития ребенка разрабатывали: И. Е. Берлянд, Л. С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Педагогику игры, место игры впедагогическом процессе и строение игровой деятельности разрабатывали: Н. А. Аникеева,Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.

В специальной педагогике роль игры приобучении школьников с интеллектуальными нарушениями рассматривали: А. К.Аксенова, В. В. Воронкова, Н. М. Назарова, М. Н. Перова, В. И. Селиверстов, У.Е. Ульенкова и др.

Новизна

Новизна применения игровых технологий  состоитв системном использовании  на различных уроках и внеклассной работе. В процессеигрового обучения и воспитания происходит формирование деятельности,обеспечивающей возможность овладения обучающимися с умеренной, тяжелой иглубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития всеми видами доступной им предметно-практическойдеятельности; способами, приемами познавательной и учебной деятельности;коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

Игровые ситуации на уроках и внекласснойработе активизируют деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями,делают восприятие более эмоциональным и творческим, а процесс познаниядоступным и увлекательным. Тем самым повышается качество обучения и воспитанияшкольников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развитияв начальных классах. Происходит перенос усвоенныхзнаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях игровой деятельности,в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовностьобучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальноммире.

Технология применения

Игровая форма обучения создается на урокахпри помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средствопобуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровыхприемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основнымнаправлениям:

1.    дидактическаяцель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2.    учебнаядеятельность подчиняется правилам игры;

3.    учебныйматериал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводитсяэлемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

4.    успешноевыполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровых технологий в учебномпроцессе определяется функциями и классификацией педагогических игр.

Также при подборе игр для детей сумеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  надо учитыватьследующие требования:

1.    соответствиеигры возрасту ребенка и его актуальному уровню развития;

2.    учет структурыпроблемы;

3.    подборигрового материала с постепенным усложнением;

4.    связьсодержания игры с системой знаний ребенка;

5.    соответствиекоррекционной цели занятия;

6.    учет принципасмены видов деятельности;

7.    использованиеярких, озвученных игрушек и пособий;

8.    соответствиеигрушек и пособий гигиеническим требованиям и их безопасность.

Необходимо учить детей получатьудовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннююмотивацию к обучению.

В ходе педагогического взаимодействия надособлюдать  ряд  условий:

а) постоянно поддерживаем у воспитанника желание учиться;

б) предоставлять каждому  ребенку  условия для самостоятельныхоткрытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;

в) создавать коммуникативные условия для поддержки активностиобучающихся;

г) стимулировать   продуктивное общение в процессе учебнойдеятельности;

д) стимулировать правильные взаимоотношения;

е) способствовать становлению личности ребенка.

Можно сделать вывод, что игровыетехнологии играют огромную роль в основе обучения и воспитания детей с умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сочетание традиционных иинновационных игровых технологий обеспечивает развитие у обучающихсяпознавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации вучебно-воспитательном процессе.

Результативность применения

В процессе обучения постоянно  провожу  урокис использованием игровых технологий. Использую игровые технологии приорганизации и проведении внеклассных мероприятий.

Применение игровых технологий при обучениишкольников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развитияв начальных классах  дает свои положительные результаты.Дети стали активнее включатся в образовательную деятельность. Теперь они непассивные участники учебной и воспитательной среды, а активные ее деятели.

Результаты следующее:

1.    повышениекачества усвоения знаний учащимися с тяжёлой умственной отсталостью;

2.     развитиетворческих способностей каждого обучающегося;

3.     формированиеличностных качеств обучающегося;

4.    использованиедетьми знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и воспитания, впрактической деятельности;

5.    изменениеповедения детей в коллективе: умение прислушиваться к мнению других,безбоязненное  высказывание своего собственного мнения, организация совместнойигровой деятельности.

Список литературы

1.    Бесова, М. А.Познавательные игры от А до Я / М. А. Бесова. – Ярославль: Академия развития,2004. – 272 с.

2.    Данилов, И. К.Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе/ И. К. Данилов.- 2012.- №1.

3.    Мастюкова, Е.М. Развивающие игры для младших школьников/ Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение,2011.– 95 с.

4.    Махлах, Е. С.Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросыпсихологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Надеждиной. ¬¬–М.,2011.– 298 с.

5.    Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям спроблемами в развитии / У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева. — М.: Академия, 2005. -176 с.

6.    Селиверстов,В. И. Речевые игры с детьми/ В. И. Селиверстов–– М.: Владос, 1994. – 344 с.

 

7.    12. Шмаков, С.А. Игры учащихся — феномен культуры/ С. А. Шмаков — М.: Новая школа, 2011. –240 с.

8.    13.Шайхетдинова, Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельносиучащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522077 , свободный.- Загл. сэкрана.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет