Муниципальное общеобразовательноеучреждение
средняя общеобразовательная школа
«Перспектива»
«Развитиефункциональной грамотности младших школьников
науроках математики»
Подготовила: Кондратенко Е.А.,
учитель начальных классов
2022г
В начальной школе многие дети не понимаютзначимости математики в жизни и с трудом заставляют себя сесть за решениезадачек или заняться заучиванием таблицы умножения. Поэтому так важно помочьребёнку понять ценность математики в реальной жизни ещё в младших классах, втот период, когда познавательная активность и любознательность у детей вприоритете.
Формирование математической грамотности, то есть способностииспользовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки длярешения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферахчеловеческой деятельности, общения и социальных отношений — одна изприоритетных задач, стоящих перед учителем.
В условиях социально-экономической модернизацииобществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный копределенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются вшколе, начиная с начальной ступени образования.
Состояние математической грамотности учениковначальной школы оценивается развитием математической компетентности.
Математическая компетентность определяется как, сочетаниематематических знаний, умений, опыта и способностей человека, которыеобеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.
Словосочетание «математическая грамотность» появилось вконтексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA«математическая грамотность – способность человека определять и понимать рольматематики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованныематематические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять внастоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному имыслящему гражданину».
Другими словами, математическая грамотность – это способностьчеловека применять те математические знания, которые он накопил за времяобучения в школе, в различных математических ситуациях.
Математическаяграмотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности подразумевает:
· понимание необходимости математическихзнаний для учения и повседневной жизни;
· потребность и умение применять математикув повседневных ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количествонеобходимого материала и так далее; находить, анализировать математическуюинформацию об объектах окружающей действительности;
· способность различать математическиеобъекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения(длиннее – короче, быстрее – медленнее), зависимости (увеличивается,расходуется), сравнивать;
· совокупность умений: действовать поинструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением,вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованиемматематических терминов, знаков, свойств арифметических действий.
Важно,чтобы обучающиеся понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когдавычисления необходимо выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетанияустных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневнойжизни.
· решение задач в 1 – 3 действия, связанныхс бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).
Функциональнаяматематическая грамотность включает в себя математические компетентности,которые можно формировать через специально разработанную систему задач.
Данныезадачи можно разделить на 3 группы:
1)задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнитьвычисления;
2)задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разныхобластейматематики; 3) задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему,решаемую средствами математики, построить модель решения.
Процесс формирования и развития функциональной грамотностисредствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний,умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное –развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов,как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация,отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности науроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логическихприемов.
Логические приемы |
Примеры заданий |
1. Уровень – знание |
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
|
2. Уровень – понимание |
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать |
3. Уровень – использование |
Применить, проиллюстрировать, решить |
4. Уровень – анализ |
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5. Уровень – синтез |
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказ) |
6. Уровень – оценка
|
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Инструментами формированияматематической грамотности могут служить:
– технология проблемногообучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность,способность находить нестандартные решения;
– технология проектов,которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;
– игровые технологии,позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики.
Особое внимание следует уделить задачам третьего вида.Это сюжетные задачи, связанные с проблемными ситуациями, возникающими вокружающей среде, которые можно решить математическими средствами —задачи-расчёты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить,стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта иколичество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д.
Например,«2 тетради стоят столько же, сколько 1 блокнот, а 1 набор красок в 4 разадороже, чем блокнот. Посчитай, хватит ли 100 руб., чтобы купить 8 такихтетрадей, 2 блокнота и 1 набор красок, если 1 тетрадь стоит 4 руб. Что ещё можнокупить на оставшиеся от 100 руб. деньги?» или «Для оборудования нового кафепривезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев, если в кафе 9 четырёхместныхстоликов, 5 — восьмиместных и 2 — двухместных?».
Можноорганизовать конкурс проектов, связанных с задачами-расчётами. Темами таких проектов могут быть:«Расчёт стоимости приготовления домашней пиццы и сравнение со стоимостьюресторанной пиццы», «Составление сметы расходов на поездку в музей», «Расчётвремени, затрачиваемого на дорогу в школу (кружок). Построение удобногомаршрута», «Затраты времени и денежныерасходы на поездку» и др.
Данныезадачи практико-ориентированы, связаны с реальной жизнью. Здесь важно постояннообращать внимание школьников на эту связь, задавая вопросы: «Где в жизни вывстречаетесь с данными явлениями и объектами?», «Где и как вам могутпригодиться данные знания или умения?»
Формированиюматематической грамотности также способствуют задания с использованиемсимволических текстов, направленные на преобразование информации, работа сдиаграммами, таблицами, чертежами. Данная работа учить младших школьниковработать с информацией, без чего в наше время не обойтись. Таблицы содержатданные (площади стран, сведения о массе животных и др.), которые ученику нужно использовать при выполнениизадания.
Детидолжны уметь найти информацию, классифицировать её, расположить по уменьшению ит. д. Например, в таблице указано расписание движения поездов и учащимсяпредлагается: 1) номер поезда определённого маршрута; 2) время отправленияконкретного поезда; 3) определение города, в который отправляется поезд раньшеостальных. На уроках математики дети узнают о том, что одной из самых эффективных форм подачи,хранения и систематизации информация могут выступать схемы, графики идиаграммы. Учащиеся должны научиться находить конкретную информацию по графикуили диаграмме.
Примерзадачи: Таня, Лена, Ваня и Серёжа за летние каникулы заметно подросли. Надиаграмме показано кто и на сколько подрос за лето, и какой рост имеет каждыйиз ребят к началу учебного года. Ответьте на вопросы. Кто из ребят стал вышевсех? Кто меньше всех? У кого из ребят рост стал одинаковым? На сколькосантиметров подросли вместе Лена и Таня?
Практическуюзначимость имеет работа со схемами и представленной в них информацией. Например,на схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различнойстоимостью билетов, а черным закрашены занятые места. Пятеро друзей хотятсидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант. Определите их места, ряди стоимость билетов. Таким образом, цель учителя научить учащихся добыватьзнания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты,явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.
