МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – интернат»
Доклад
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Подготовила:
воспитатель
Журавлева Татьяна Владимировна
2022-2023 учебный год
Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки,
а особая речевая деятельность.
Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис,
чем правильнее его произношение, тем легче даётся емуправописание».
Н.С.Рождественский
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости уучащихся на уроках русского языка.
Как и многих учителейначальных классов меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся,неумения «видеть» орфограммы.
Как помочь учащимсяписать грамотно?
Как развиватьорфографическую зоркость?
Как добиться грамотногописьма у детей?
Формированиеорфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка вначальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Оттого, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальныхклассах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая иречевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Актуальность названнойпроблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или её слабаясформированность является основной причиной орфографических ошибок.
Ведущие методисты считаютглавными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, тоесть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь приусловии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумевнайти орфограмму, учение сможет решить вопрос о её конкретном написании.Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью,является базовым орфографическим умением, первым этапом при обученииправописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы приписьме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности,что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о нихзачастую и не вспоминают.
Орфографическая зоркость– это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где приедином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторыформирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.Учёные-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написатьслово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графическийобраз слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз стонаписать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого.Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что онсам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощиупражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на урокенеобходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаётграфический образ того или иного слова, «запоминает», а затем пишет его ужеавтоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет –орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать.
Профессор М.Р. Львов выделяетшесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографическойзадачи:
1) увидеть орфограмму вслове;
2) определить её вид:проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической темеотносится, вспомнить правило;
3) определить способрешения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги»,ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решениязадачи;
5) решить задачу, т.е.выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово всоответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Зависимость результатовобучения орфографии от того, на сколько развита способность ставить перед собойорфографические задачи, постоянно подчёркивают и лингвисты, и психологи, и методисты(В.Ф. Иванова, П.С.Жедек, М.Р.Львов, М.М.Разумовская).
Эту зависимость осознают иучителя. Так каждому учителю знакома ситуация, когда после изучения правила,например, о безударной гласной в корне, учащиеся достаточно успешно справляютсяс заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственномтексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву ученикам нужнорешить лишь орфографическую задачу, а чтобы правильно написать слово в своёмтексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вотпочему умение быстро обнаружить орфограмму, именуемое орфографическойзоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением.
«Отсутствие орфографическойзоркости является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причинасводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видиторфограмм в процессе письма» (Львов М.Р. Правописание в начальных классах).
Это рассуждение приводит кмысли о том, что работу над орфографической грамотностью следует начинать сразвития у учащихся орфографической зоркости.
В начальном обучении русскомуязыку велико значение упражнений.
К упражнениям К.Д Ушинскийпредъявлял следующие требования:
1. Они «должны быть повозможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а некажущимися только».
2. «Упражнения …должны бытьсистематическими, т.е.:
· «всякое новое упражнениедолжно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»;
· «пусть дети приобретаютпонемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им дляприобретения нового;
· «чем больше развивается дарслова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнеедолжны быть упражнения».
3. «Упражнения должныбыть логические…Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к нейвторостепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и словав том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения …должныбыть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».
Орфографическая зоркостьразвивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, приписьме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующимизаданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установкасамих учащихся на работу.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическуюзоркость.
1. Списывание.
Алгоритм списывания, которыйя применяю в организации списывания на своих уроках:
1. Внимательно прочитайпредложение.
2. Повтори его, не заглядывая втекст.
3. Подчеркни в предложении всеорфограммы.
4. Прочитай предложениеорфографически.
5. Повтори ещё раз предложение,орфографически проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать,диктуя себе по слогам (орфографически) и подчёркивая орфограммы.
7. Сверь списанное с текстом,особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержатьжелание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать излюбимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям иродителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнокорфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово изпрочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
Особое внимание уделяювыборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучениювыборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующиезадания:
· Выпиши предложения, выражающиеосновную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное,повествовательное; предложение соответствующее схеме и т.д.
· Выпиши слова-синонимы,антонимы, родственные слова.
· Выпиши слова с определённымвидом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от видаорфограмм.
· Выпиши слова с пропущеннымибуквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признакислов.
· Спиши слова определённой частиречи.
· Выпиши словосочетания.
2. Комментированное письмо.
Передучеником –комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действиенаиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс,постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание –своего рода предупреждение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикамдаётся разрешение пропускать букву, если не знаешь, как её писать.
5. Какографические упражнения.
Предусматривают исправленияучениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Разве можно без улыбки
Видеть Ленины ошибки:
«Налител я на сугроп
И расшиб сегодня лоп,
Очень больно и обидно,
Глас под мышкою не видно».
Быстро Лене помогайте,
Все ошибки исправляйте.
Условием работы над этим видомупражнений является:
· Коллективное исправление всехошибок;
· Объяснение правилправописания;
· После исправления следуетпрочитать и орфографически проговорить трудные для написания слова.
6. Скоростное письмо.
Самым эффективным приёмом длявыработки скоростного письма является списывание на время. Методика егопроведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем(орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм(коллективно).
4. Считают количество предложенийв тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя записьтекста на время (1-2 мин.)
8. Подсчитать количествозаписанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
7. Письмо по памяти.
Определённое место на урокахрусского языка я отвожу письму по памяти. Письмо по памяти я провожу последующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое)текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтениеучителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4. Орфографическое чтениеслов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
8. Диктант.
ü Предупредительный диктант
ü Объяснительный диктант
ü Выборочный диктант
ü Свободный диктант
ü Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждениеошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затемвыделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется ихправописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать»отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать).Текст на время закрывается, и дети ещё раз отвечают на вопросы, проговариваюттрудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачиваязрительную память.
ü Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учительпостукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Этопостукивание заставляет ученика думать.
ü Диктант «Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, какпишется то или иное слово.
ü Словарный диктант.
ü Диктант «Найди слова».
9. Орфографические минутки.
Эти задания носят обучающий ипроверочный характер, проводятся, как правило, в течение 5-7 минут. Вотнекоторые из этих заданий:
1. Списать текст, который записанна доске. Пользуясь памяткой, обозначить все изученные орфограммы (обозначениеорфографическое):
Веснойцветут сады. На деревьях появились почки.
2. Выберите из текста слова сбезударной гласной, проверяемой ударением (орфограмма №1) и парные звонкие иглухие согласные (орфограмма №3), запишите их, обозначьте указанные орфограммы.
Пришлавесна. Тает снег. Открывают глазки подснежники. На берёзе распустились зелёныелисточки. Сад наполнился голосами грачей и скворцов.
3. Вставьте пропущенные буквы вслова, обозначьте орфограмму.
Кр..ты,н..сы, ска…ка, шк…фы, гла…ки, ш…рфы, бере…, к…сички.
4. Спишите слова в столбик,обозначьте орфограммы, какое слово лишнее? (Выполняет задание по вариантам).
Вариант1. Вариант 2.
(в)лесочке пружина
речной(песок) листочки
пыльная (дорога) дружить
печка пища
тишина чайка
ручка чугун
белочка вершина
5. Словарный диктант (черезкопирку). Ребята пишут диктант через копирку. Один экземпляр сдают учителю,другой экземпляр предлагается группе учеников для проверки (обычно работавыполняется на 2 варианта), рядом сидящие обмениваются листочками с диктантами:
А) записатьслова, обозначить орфограммы (диктует слова поочерёдно для 2-го и 1-говарианта): зверюшки, снежки, вьюга, воробьи, тропа, грядка, птичка,дочка, лежишь, чижи, сад, пруд, дубки, зубки, больной, звонить;
Б)обмениваются листочками (копии), проверить задание, обсуждать с товарищемобнаруженные ошибки.
6. Спиши, обозначь орфограммы.Какое слово лишнее? Напиши ещё 2 слова с орфограммой №6 (только сразделительным ъ):
вьюга,листья, соловьи, ручьи.
7. Спиши, найди слова свыделенными буквами, обозначь эти орфограммы, подбери проверочное слово(устно):
Разучительница в школе
ПосоветовалаКоле:
«Списывая,не спеши,
Буквук буквочке пиши».
Аминуток через пять
Посмотрелана тетрадь
Похвалила:«Чистота,
Тольков буквах частота.
Тыпореже их пиши –
Будуточень хороши».
8. Особенно интереснаорфографическая минутка с использованием столбиков слов:
карандаш |
радостный |
сказка |
земляника |
опасный |
берёзка |
Москва |
солнце |
лёгкий |
сапоги |
сердце |
сладкий |
хорошо |
известный |
гладкий |
Задание получает каждыйряд по одному столбику слов на 1-2 минуты, по истечении которых читаются словатак, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова впервом столбике на непроверяемую гласную, во втором столбике – на непроизносимуюсогласную и как её проверить, в третьем столбике – на парную согласную и как еёпроверить.
9. Стихотворные упражнения(рифмовки):
Мыши,лыжи, пень, часы,
Воробьи,лиса, весы,
КотикВаська, пёс Пушок –
Сколькоправил здесь, дружок?
Этот вид рифмовок учит детей видеть трудные случаи правописания втекстах с широким диапозоном изученных орфограмм, вырабатывать орфографическуюзоркость учащегося. Работа происходит в виде игры «Кто найдёт большеорфограмм».
«Памятка работы над ошибками»
Использование памяткиработы над ошибками воспитывает у детей активное отношение к проблемам взнаниях, желание ликвидировать их, вырабатывает орфографическую зоркость,способствует выработке навыков самоконтроля, развивает умение учиться.
Кроме основных упражненийочень часто применяю занимательные упражнения, кроссворды, ребусы.
Предложенные мною видыработ способствуют развитию орфографической зоркости, активизируют умственнуюдеятельность учащихся, развивают их речь.
Учиться с увлечением,зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основныеусловия успеха.
Современному ребёнку,ученику ХХI века,на современном уроке русского языка нужно всё: и хороший учебник, и справочник,и словари русского языка. И самое главное – ему, как и сто лет назад, нужен Учитель,который поможет современному маленькому человеку понять и полюбить язык своейстраны – русский язык.
Литература.
М. Р. Львов «Правописаниев начальных классах», М., Пр. 2001г.
И. В. Борисенко «Обучениемладших школьников правописанию» 2005г.
Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 2005г.
Фролова Л. А. Структураорфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальнаяшкола 2005г.
Фролова Л. А.Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников.Начальная школа 2005г №3.