X-PDF

Доклад Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах детской деятельности.

Поделиться статьей

Доклад

Тема:Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи вразличных формах детской деятельности.

 

ПодготовилаРадуляк О.Н 

воспитательМКДОУ «Детский сад 14»

 

      Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучениеродному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.  

       Исходя из важности и актуальности темы, цель моего опыта работы былаопределена: описать содержание и формы работы направленной на развитие связнойречи у детей дошкольного возраста в средней группе.

 

 -создание развивающей предметно-пространственной среды;

 

-целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитиемдетей во всех видах детской деятельности.

 

1.Создание развивающей предметно-пространственной среды

 

Одноиз условий речевого развития детей – это обеспечение развивающейпредметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равныевозможности приобрести те или иные качества личности, возможности для еговсестороннего развития.

 

Поэтомуцелью моей деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условийдля развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

 

«Впустых стенах ребенок не заговорит» — заметила в свое время Елизавета ИвановнаТихеева.

 

Насыщаягрупповое пространство, заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группемогли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании,общении с взрослыми и сверстниками.

 

Нашагруппа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, котороевключает наглядный и раздаточный материал.

 

Сцелью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, вгруппе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразныедидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.

 

Также в уголке содержатся различные пособия для проведения артикуляционныхупражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильногоречевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическоеобеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением.

 

Длятого чтобы дети могли брать на себя роли персонажей сказок, организовали центртеатрализации; приобрели и изготовили различные виды театров (пальчиковый,платочный, перчаточный и др.). Создали необходимые условия для проведениясюжетно-ролевых игр.

 

Внашей группе создан центр сенсорики, где представлены различные дидактические,настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

 

Вцентре искусств во время продуктивной деятельности создаются условия дляосуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.

 

Вэкспериментальном центре в процессе выполнения опытов и исследований детиучатся:

 

-составлять предложения по демонстрируемым действиям;

 

-размышлять, рассуждать и доказывать;

 

-объяснять явления природы;

 

-составлять небольшие рассказы.

 

Используямузыкальные инструменты (музыкальный центр) в своих играх:

 

-дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;

 

-у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но ифонематического.

 

2.Формы работы направленные на развитие речи детей

 

Всвоей работе по речевому развитию дошкольников использую «Методику развитияречи детей дошкольного возраста» под редакцией О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной.В нее входит программа по развитию речи для каждой возрастной группы,разработки занятий по развитию речи, разработки занятий по ознакомлениюдошкольников с литературой, а также комплекты сюжетных картин.

 

Вработе с детьми, поставила для себя следующие задачи:

 

-формировать у детей умения пользоваться краткой и развернутой формойвысказывания;

 

-формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание,повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используяхудожественные средства выразительности;

 

-развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшиерассказы, загадки и т.п.;

 

-развивать звуковую культуру речи.

 

Всвоей работе используем следующие методы:

 

-наглядные;

 

-словесные;

 

-практические.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.64%
НЕТ
40.36%
Проголосовало: 1209

 

Работупо речевому развитию детей организую следующим образом:

 

Составлениеописательных рассказов.

 

Опытработы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Вобучении детей рассказыванию использую специфические приемы, назначение которых– получить от ребенка связное высказывание, монолог. Это — образец рассказа,план рассказа, схемы, коллективное составление рассказа, подсказ словом ипредложением, оценка рассказа.

 

Составлениерассказов по картине и серии сюжетных картинок.

 

Впроцессе обучения рассказыванию, у детей формируется умение связно описывать изображенное,расширяется словарь, формируется грамматический строй речи.

 

Всвоей работе использую как сюжетные картины, где персонажи находятся в сюжетномвзаимодействии друг с другом: «Собака со щенятами», «На полянке»; так ипредметные.

 

Вгруппе собраны наборы сюжетных картин по темам «Весна», «Зима», «Птицы»,«Животные» и другие.

 

Развитиеречи посредством художественной литературы.

 

Художественнаялитература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Внашей группе оборудован книжный центр, в котором находятся детские книги,хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания. Подобрала исистематизировала дидактические и настольно-печатные игры. Разработалаконспекты занятий. В книжном уголке устраиваем тематические выставки: «Русскиенародные сказки», «Здравствуй Новый год». Так же проводим речевые викторины,конкурсы по сказкам. На праздниках детям доставляет огромное удовольствиеобщение со сказочными персонажами.

 

Развитиеречи детей средствами дидактической игры.

 

Несомненно,дидактические игры являются мощнейшим средством развития речи у детей. Играучит детей общаться и понимать других людей. Сейчас очень большой выбордидактических игр в продаже, они очень хорошо оформлены и дети с удовольствиемв них играют. Нами были приобретены готовые дидактические игры для развитияречи: «Транспорт», «Домино», «Парные картинки», «Мой дом» и другие. Изготовиладидактические игры такие как «Лото», «Магазин». Составила картотеку словесныхречевых игр и упражнений.

 

Длявыбора дидактических игр учитываю возрастные особенности детей, уровень ихиндивидуальной подготовленности.

 

 Хорошимпомощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра.Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовленооборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы. Большую частьоборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названиемигры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру посвоим интересам.

 

Сюжетно-ролевуюигру осуществляю в два этапа:

 

1этап – подготовительная работа (экскурсии, беседы, чтение художественнойлитературы, дидактические игры и другое);

 

2этап – непосредственно сама игра.

 

Результатработы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевойхарактер.

 

Театрализованнаядеятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркимивпечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В нашей группеимеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров(платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, перчаточный, театрложек, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Для родителей постоянноразыгрываем целые представления, где артисты – наши дети. Театрализованные игрыспособствуют усвоение речевого общения детей.

 

Всезнают, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

 

В.А.Сухомлинский пишет: «Источники способностей и дарование детей – на кончиках ихпальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаютисточник творческой мысли».

 

Существуютнесколько эффективных способов развития мелкой моторики:

 

1.Игры с мелкими предметами.

 

Оттого, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит егодальнейшее развитие. В группе создали уголок сенсорики. В нем подобраны игры,пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталямиконструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую мускулатуру пальцеврук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.

 

2.Пальчиковые игры.

 

Всовместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делаетсяэто в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев. Сопровождаем чтениемстихов, потешек. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания.

 

3.Художественное творчество.

 

Уникальноесредство для развития мелкой моторики. В распоряжении детей находятся средстваизобразительной деятельности (мелки, карандаши, фломастеры,

 

цветнаябумага и другие). Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этогоиспользуем альбомы для раскрашивания и заготовки.

 

Лепканеобходима для развития мелкой моторики. В своей работе для лепки с детьмииспользую пластилин, соленое тесто,  составление узоров из семян, ракушек.

 

Музыкальноевоспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи.Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Конечно основной вид музыкальнойдеятельности, связанный с развитием речи – это пение. Пение помогает исправлятьряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов.Музыкально-дидактические игры такие, как «На каком инструменте играю?»,«Угадай, что звучит?», способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.Нашим детям очень нравятся развивающие игры с голосом – это подражающие игры(кашель, чихание, голоса птиц и животных, часики, дождик). В этих играхнепроизвольно формируется звукообразование.

 

Прогулка– это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речидетей. Территория детского сада большая и разнообразная: здесь растут клены,туи, липы, черемуха, сирень. В теплое время года на клумбах множество цветов.Выход на прогулку начинаю со слов: «Обратите внимание, дети, какой сегоднядень!». На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараютсявыразить свои впечатления словами, а я им в этом помогаю. Рассматриваем листьяс разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, липовый. Играем напрогулке в речевые игры: «Погода какая?», «Что может делать собака?», «Назовиласково: птица – птичка, кошка – кошечка и т.д.». Таким образом, правильнаяорганизация прогулки является действенным средством развития речи детей.

 

Ребенокуспешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

 

Поэтомуочень важным является взаимодействие педагогов с родителями.

 

Провожубеседы, даю рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословици т.д. Консультации и советы, какие книги следует читать детям разногодошкольного возраста. Организовываем тематические родительские собрания.Родители активно участвуют в изготовлении пособий: изготовление различных видовтеатров, театральных костюмов для детей и декораций, масок. С участиемродителей создаются речевые альбомы «Копилка слов» (дети вместе с родителямирисуют мягкие, колючие, вкусные слова и т.д.).

 

Ясчитаю, что опыт моей работы является актуальным и значимым, так как насовременном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативногоразвития занимает важное место.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.64%
НЕТ
40.36%
Проголосовало: 1209

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет