Доклад«Сказкотерапия – теория и применение»
Сказка о сказкотерапии.
В некотором царстве, в детском государствежила — была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, училаих и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странахи их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях -и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становилсябогаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли,они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные»механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детейновых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры,захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различнымистрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствоваласебя заброшенной и никому не нужной
Так шли дни. Вдруг родители стализамечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глазаунылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых,играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этихмодных игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков иих общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.
И никто не знал как ему помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, какмама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила поголове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства…Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала«жили-были… », а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве… », азатем «жили-были старик со старухой… ».
И о чудо! Мама увидела, как с каждойстраничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром издоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям исообщить — лекарство для детской души найдено! И это средство «Сказкотерапия»
Изучение проблемы использования сказкотерапии дляформирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуальнов настоящее время, поскольку, сведены к минимуму традиции семейного чтения,родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представленийдошкольников.
Сказкотерапия — это воспитание и лечение сказкой. Сказка нетолько учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но ипобуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ воздействияна ребенка, вкотором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Врезультате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматическийстрой речи, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность речи.
Для развития личностно значимых качествдетей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а еёвосприятие ребёнком, то, как она ему преподносится.
Основнаяцель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается всказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершатьдобрые поступки, быть счастливым и справедливым.
Скакими проблемами поможет справиться сказкотерапия?
Коллективное сочинение сказочных историй поможетдошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками. Совместносозданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни. Если попросить малыша нарисоватьили слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навыкписьма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики,усидчивости и внимательности.
Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, каксложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени,страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможетопределить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад илишколу.
При сказкотерапии используются следующиедействия:
- чтение или пересказывание сказки;
- обсуждение существующей сказки;
- придумывание собственного рассказа/сказки;
- рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;
- инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.
Сказкотерапевт выстраиваетсвою работу с детьми в соответствии с принципами:
- рассказ должен быть эмоциональным;
- ребенок, слушая, должен видеть выражение лица рассказчика, его эмоции и жесты;
- рассказывать сказку нужно ровным, певучим голосом, используя повторы;
- сказка не должна содержать слишком длинные паузы;
- рассказ должен подразумевать вероятность нескольких вариантов решений и ответов на вопросы;
- актуальные проблемы шифруются в тексте при помощи образов и метафор;
- герои должны быть явно положительными и явно отрицательными;
- во время чтения необходимо следить за поведением и эмоциями слушателя и уметь верно их истолковать.
Результаты применениясказкотерапии
Первые представления о добре и зле,справедливости и обмане мы черпаем из сказок. Добрые истории и полюбившиесясказочные герои помогают детям стать смелыми и выносливыми. Сказкотерапия даетальтернативную стратегию поведения, которую ребенок может принять илиотвергнуть.
Все мы разные, один малыш склоненфантазировать, другой любит бегать и прыгать, третий часами просиживает залепкой зверюшек или конструированием кукольного домика. Комбинируя различныетехники, опытный сказкотерапевт может помочь каждому малышу пережить и понятьмножество ситуаций, с которыми он уже столкнулся или неизбежно столкнется взрелом возрасте.
Мы привыкли рассматривать сказку какразвлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии сказке даетсягораздо большая роль и значение, ведь она:
- может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы;
- развивает мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание;
- способна передать из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности;
- дает возможность выявить забытые детские психологические травмы;
- эмоционально насыщает личность, вызывает искренние переживания;
- способна изменить поведение человека.