Муниципальное казённое общеобразовательноеучреждение
Юшинская основная школа
Доклад: «Современный урок учителяначальных классов в аспекте развития УУД у младших школьников»
Подготовила:
учитель начальных классов
БондареваСветлана Ивановна
2020г.
Оглавление
I. Вводная часть
Современный урок в начальнойшколе…………………………………………………………3
II.Основная часть
Принципыпостроения современного урока…………………………………………………….4
Особенности современного урока………………………………………………………………….5
Типология современных уроков…………………………………………………………………..6
Универсальные учебные действия……………………………………………………………….6
Нетрадиционные виды уроков…………………………………………………………………….7
Структура современного урока…………………………………………………………………..8
Современные технологии………………………………………………………………………….9
Из опыта работы:
Уроки окружающего мира…………………………………………………………………………10
Уроки русского языка……………………………………………………………………………..12
Уроки изобразительного искусства……………………………………………………………..14
III.Заключительнаячасть
Проектированиеурока с позиции формирования универсальных учебныхдействий………………………………………………………………………………………… …15
IV. Информационные источники (использованныеисточники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные,дополнительные) и нормативные документы.
I.Вводная часть
Современныйурок в начальной школе
«Урок – «клеточка» педагогическогопроцесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаютсявсе его стороны»
М.Н.Скаткин
(Слайд 2)
Об уроке написано и сказано много. Меняются цели и содержание образования,появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершалисьреформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держаласьтрадиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, толькона уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются этизадачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемомуположительному результату, как для учеников, так и для учителя. Урок интересентогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный,– это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом –актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересамчеловека, живущего сегодня. Помимо этого, если урок – современный, то онцеленаправленно ведёт за собой развитие и обязательно закладывает основу длябудущего.
Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием набораразнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Оченьважно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, иобеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебнойдеятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующихучителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность всвоих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не толькопредметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебникезадания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будутэффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять?И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методикепреподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которыесегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определенияего конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства -что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — какучитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
II.Основная часть
Принципы построения современного урока
Цельурока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средствее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируяурок, необходимо придерживаться следующих принципов:
Конкретноопределить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобратьучебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранееизученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированнойработы и домашнее задание).
Выбратьнаиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразныевиды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определитьформы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продуматьоптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продуматьформу подведения итогов урока.
Продуматьсодержание, объем и форму домашнего задания. (Слайд 3)
Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД)возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы:
1.Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2.Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3.Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4.Контроль. (Слайд 4)
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры,пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь ирисовать.
Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его вактивную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями ипересказыванием учебника не обойтись. Еще Сократ говорил о том, чтонаучиться играть на флейте можнотолько, играя самому.
Также и суниверсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надопланировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимоосваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется рольучителя — теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает изнает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развитиярегулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.
Каковы жеособенности современного урока
Современные подходык уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный (Слайд 5)
Ситуация современного урока — этоситуация расставания с уроком строгим, характеризующимсяпорядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников,подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристикикоторого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиямпедагога, выстраивающего свободный урок.
Три постулата заложены воснование новой технологии урока:
1. «Урок есть открытие истины, поиск истины иосмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповойинтеллектуальной деятельности.
2«Урокесть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровневысокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить науроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
3. «Человек вкачестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегданаивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в ролисредства».(Слайд 6)
Урок – это работа души и тем усерднееэта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своейсобственной личности.
Цель современного урока должна отличатьсяконкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретныедидактические задачи.
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные наразвитие личности ребёнка и формирование УУД
Виды УУД:
— личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные (Слайд 7)
Личностные:
— обеспечивают ценностную ориентациюдетей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь,правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическимичувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспектсвоих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какойсмысл имеют для него те или иные знания.(Слайд 8-9)
Регулятивные,
— обеспечивают младшему школьникуорганизацию учебной деятельности.
— целеполагание какспособность принять учебную задачу на основании того, что уже известно иусвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способностьсамостоятельно определять последовательность выполнения действий;
— контроль как способность сличения способадействия и его результата с заданными эталонами;
— саморегуляция как способность начинать изаканчивать учебные действия в нужный момент;
— коррекция как способностьисправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а такжевозможные ошибки;
— самооценка как способностьосознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознатьуровень усвоения. (Слайд 10 — 11)
Познавательные: включают действия исследования,поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделированияизучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свойжизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Слайд 12 — 13)
Коммуникативные
— планирование учебногосотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролейпри парной, групповой или коллективной работе);
— умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли;
— умение разрешать конфликтныеситуации, приниматьрешение, брать ответственность на себя. (Слайд 14)
Типология современного урока
Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса.
1. Урок первичного предъявления новых знанийили УУД
2. Урок формирования первоначальныхпредметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
3. Урок применения предметных ЗУНов и УУД
4. Урок обобщения и систематизации предметныхЗУНов и УУД
5. Урок повторения предметных ЗУНов илизакрепления УУД
6. Контрольный урок
7. Коррекционный урок
8. Комбинированный урок. (Слайд 15)
Нетрадиционные виды уроков
1. «Концерт», «спектакль»,«литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»
2. «Брифинг», «пресс-конференция»,«симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
3. Кино-, теле-, видеоуроки
4. Уроки самоопределения, урокисамореализации
5. Урок-исторический портрет,урок-суд, урок-знакомств
6. Урок-дискуссия, урокпроблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий, урок – мастерская; урок –консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.). (Слайд16)
Этого требуетсистемно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Учитель– главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создаваяусловия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Добиться этогоможно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса:
— проблемно-диалогическоеобучение – деятельностный подход в обучении;
— организацияучебного сотрудничества;
— работа попланированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
-проектно-исследовательская деятельность;
— использованиеинтерактивных возможностей ИКТ; (Слайд 17)
Современные технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология;
2. Технология развития критического мышления;
3. Проектнаятехнология;
4. Технология проблемного обучения;
5. Игровые технологии;
6. Модульная технология;
7. Технология мастерских;
8.Кейс технология. (Слайд 18)
Проанализировавдеятельность обучающихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальныеучебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются уобучающихся:
Требования к уроку |
Урок современного типа |
Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока |
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач |
Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование |
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Регулятивные планирования |
Практическая деятельность обучающихся |
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля |
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции |
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) |
Коммуникативные, регулятивные (коррекции) |
Оценивание обучающихся |
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Проводится рефлексия |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание |
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
(Слайд 19)
Универсальныеучебные действия, их свойства и качества определяют эффективностьобразовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений,образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной иличностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формированиепсихологических новообразований и способностей обучающегося, которые в своюочередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоенияучебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебныедействия будут сформированы в полной мере, то есть обучающиеся научатсяконтролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться надругих этапах.
Из опыта работы:
При изучении курса «Окружающий мир»развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме(иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разныхисточниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объектына основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственныесвязи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами вприродных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоватьсяготовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделироватьобъекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опытыпо изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируяих в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиесяприобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать,преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной,схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодироватьи декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки идр.)
Урококружающего мира
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? |
Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. |
В какой природной зоне обитают рыси? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. |
Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. |
(Слайд20)
Науроке русского языка в большей степени формируются познавательные,коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логическихдействий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языкаи усвоение правил, моделирование.
С первых дней обучения грамоте детиучатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание.Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные вучебной литературе. В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску необходимойинформации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, вэлектронных и цифровых ресурсах.
Тема урока может формулироваться по-разному. Например, в виде вопроса.Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленныйвопрос. Дети выдвигают много различных мнений, чем больше их, чем лучше развитоумение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и активнеепроходит работа. Выбрать верный результат может сам учитель при субъектныхотношениях, или выбранный ученик, а учитель может лишь высказывать свое мнениеи направлять деятельность.
Например,для темы урока Как изменяются имена существительные? построили пландействий:
1. повторить знания об имени существительном;
2. определить, с какими частями речи сочетается;
3. изменить несколько имен существительных вместе с прилагательными;
4. определить закономерность изменений, сделать вывод.
Работа над понятием
Учащимсяпредлагаю для зрительного восприятия название темы урока и отыскать слова вТолковом словаре. Например, тема урока Понятие оглаголе. Далее, от значения слова определяем задачу урока. Можно сделатьчерез подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющихоснов. Например, темы уроков Словосочетание,Многоугольник.
Подводящий диалог
Наэтапе актуализации проводится беседа, направленная на обобщение, конкретизацию,логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать всилу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Темсамым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследованияили действия.
Собери слово
Приемосновывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать вединое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрациюмышления к восприятию нового.
Например,тема урока Понятие о глаголе.
–Соберите слово из первых звуков слов: Гореть, листать, аккуратный, говор,овёс, ловкий.
Еслиесть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторитьизученные части речи, провести решение логических задач.
Группировка
Рядслов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновываясвои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос:Почему имеют такие признаки? будет задачей урока.
Из ряда слов нужно выбрать только два, которые обозначают главные признакиосновного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.
Примерные задания:
а) Город(автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
б) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель,бумага).
Урок русскогоязыка
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Даша выделила в словах одни окончания, Ира – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? |
Соотнесите предметы и звуковые модели слов. |
В русском языке существует два слова – омонима ЛУК. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. |
Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? |
(Слайд21)
Науроках изобразительного искусства
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Какой цвет является твоим любимым и почему? |
В какой последовательности будет выполнен портрет? |
С помощью каких цветов получится наиболее выразительный осенний пейзаж? |
Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. |
(Слайд22)
Также главным стимулом дляформирования мотивов учебной деятельности в системе развивающего обученияявляется вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую и собственнопроектно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда передребёнком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебнаяситуация. Этому же служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видовдеятельности. Наиболее распространённые глаголы, употребляемые в заданиях: докажи,исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов(задание на выбор), составь задание, выполните взаимопроверку и многие другие. (Слайд23)
III. Заключительнаячасть
Проектирование урока с позицииформирования
универсальных учебных действий
Итак, что же даютуниверсальные учебные действия? Они:
— обеспечивают обучающемусявозможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебныецели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметьконтролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
— создают условия развитияличности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать совзрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечиваетличности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную ипрофессиональную мобильность;
— обеспечивают успешноеусвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей влюбой предметной области познания.
Используярефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровеньпонимания учениками учебного материала, особенности их психологическогосостояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение кизучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи.
Рефлексияпомогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразныевиды деятельности.
«Урок, оснащающий ребенка знаниями,не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысленияистины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средствопостижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительствесобственной судьбы» — пишет Надежда Егоровна Щуркова.(Слайд 24)
Главныйресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьногообразования – желание учителя раскрыть способности каждого ребенка:
v с первой учебной недели надо учить детей планировать ипрогнозировать свою работу;
v учить детей составлять план действий, перед тем, как начатьчто – то делать;
v на каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новыхзнаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как онопригодится в жизни;
v создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость илинедостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока;
v учить младших школьников ставить цели и искать пути их достижения,а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составлятьсовместный план действий;
v вместе решать возникающие учебные проблемы, давать возможностьсамостоятельно выбирать задания из предложенных;
v организовывать формы деятельности, в рамках которой дети моглибы усвоить нужные знания и ценностный ряд;
v обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем,должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах,анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения;
v для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителемдолжны разрабатывать алгоритм оценивания задания;
v не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенкапо сравнению с его вчерашними результатами;
v на уроке уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их,как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывать, объясняя, что всеучатся на ошибках;
v учить детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе синформацией — пересказу, составлению плана, знакомить с разными источниками, используемымидля поиска информации;
v важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работыс ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работына уроке и внеурочной деятельности;
v учитель должен помогать ребенку найти самого себя, простраиваяиндивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха;
v учитель должен научить детей разным способам выражения своихмыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнениядругих.
Именно такиеуроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиямк образованию.
IV. Информационныеисточники
1. Какпроектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия кмысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. –2-е изд. Просвещение-2010.-152с.
2. Планируемыерезультаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б.Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второгопоколения)
3. ФГОСначального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второгопоколения)
4. Чуракова Р.Г. Технология иаспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова.– М.: Академкнига, 2009. – 112 с.
5. Щуркова, Н.Е. Культурасовременного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. — Смоленск: Смоленский областнойинститут усовершенствования учителей, 2007. — 114 с. (Слайд 25)
