О.А.Сергеева
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
Пречистенскаясредняя школа
Заместительдиректора по воспитательной работе МБОУ Пречистенская СШ
Технологиипатриотического воспитания в школе.
Школьная пора – лучшее время дляпривития чувства любви к Родине, готовности ее защитить, готовности кисполнению гражданского долга и обязанностей по защите интересов своегоОтечества.
Патриотическое воспитание обучающихсяявляется одной из приоритетных задач нашей школы. При выборе технологийвоспитания мы ориентируемся на цели и задачи, стоящие перед нашимобразовательным учреждением.
Под технологией воспитания понимаемсистему разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедурвоспитательной деятельности, которые позволяют гарантировать результат икачество
. В образовательном процессе«воспитательная технология» — понятие, взаимодействующее с образовательнымизадачами. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностныекачества учащихся, которые подлежат формированию и развитию, выступают как целивоспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержанияобразования.
Функционирование воспитательнойтехнологии подразумевает несколько этапов воспитания:
— ориентировки;
— исполнения;
— контроля и корректировки
Отбор и выбор методов, приемов исредств воспитательного взаимодействия определяют специфику каждого из них идолжны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностныеособенности педагога и его опыт.
К используемым в нашемобразовательном учреждении технологиям воспитания патриотизма применяетсякомплексный подход и выполнение следующих требований:
— технологии воздействуют наобучающихся по трем направлениям:
сознание, чувства и поведение;
— положительный результатдостигается при слиянии воспитания и самовоспитания личности;
— единство и координация усилий,всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов, таких как средствамассовой информации, литературы, искусства, семьи, коллективов.
Используем системный подход кдействующей в воспитании совокупности внешних и внутренних факторов ивзаимосвязи между ними. К числу главных факторов относятся образ жизниподростков, условия их жизни, средства массовой информации и пропаганды,уровень развития и условия жизни коллектива.
Технология педагогических действийвыстраивается в соответствии с установкой выработки у подростка устойчивогопатриотического мироощущения.
Можно выделить следующиевоспитательные технологии:
— групповое творческое дело;
— шоу-технологии;
— групповая проблемная работа(дискуссии, обсуждение ситуаций);
— технология формированияценностных ориентаций;
— технология ситуационногоклассного часа.
Так же используем информационныеобразовательные технологии, которые позволяют:
— организовать самостоятельнуюпознавательную работу учащихся;
— сделать воспитательную работуболее эффективной, привлекая внимание подростка в мультимедийный контекст;
— построить открытую системувоспитания, где каждому ученику будет обеспечен самостоятельный путьвоспитания;
Информационно-коммуникационныетехнологии позволяют создать интерактивную среду, в которой возможностипедагога и ученика практически не ограниченны. Позволяют обеспечить ученикабольшим количеством понятий, развить его творческие, интеллектуальныеспособности, умение получать новые знания, работать с различными источникамиинформации и визуализировать цели исследований.
К примерам обоснованного внедренияИК технологий можно отнести использование контента виртуальных и интерактивныхэкскурсий.
Виртуальные музеи представляют собойсайты с информацией о музее, его тематике. А виртуальные экспозиции объединеныв виртуальные экскурсии. Множество музеев проводят онлайн – экскурсии.
Виртуальная экскурсия начинается свводного слова, где педагог определяет цели и задачи экскурсии, предлагаетмаршрутные листы, в которых указан порядок прохождения экспозиции, знакомит соспособами навигации по сайту. Каждый посетитель может приблизить любой стенд,документ, фотографию, ознакомиться со старинными документами и материалами изхранилищ музея.
Одну из важных ролей в активизациидеятельности учеников во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод.Что позволяет подросткам не только знакомится с материалами экспозиций, но изаниматься поиском необходимой информации для выполнения поставленных задач.Перед экскурсией ученикам предлагается творческое задание. Во время экскурсииребята делают записи в тетради, делают пометки.
В завершении экскурсии, педагогсовместно с учениками подводит итоги: систематизирует увиденное и услышанное,выделяет существенное, спрашивает о впечатлениях.
Применение виртуальных экскурсий врамках внеурочных занятий или мероприятий, посвященных конкретным историческимдатам, очень эффективно в плане пробуждения у современных школьников интереса кистории своей Родины и формирования патриотического мировосприятия.
В заключении необходимо отметить,что возрождение патриотических ценностей в процессе обучения зависит от нашихвозможностей, а самое главное, от желания воспитать новое поколение настоящимигражданами страны.