Тема: Новые технологии развития речи в рамках УМК «Перспективнаяначальная школа»
Слайд 1
Слайд 2
По мнению учёных
Естественный путь усвоения языка — это развитие речи. Речь -канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнеебудут усваиваться знания.
(Н. И. Жикалкин)
Речьчеловека – это показатель его интеллекта и культуры. Развитие речи – одна изважнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей –значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учитьдетей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы,грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так какуспехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех вработе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтенияи повышению орфографической грамотности.
Какую жеработу должен вести учитель в этом направлении? Слайд 3
Система работы учителя:
· использование разнообразных форм и методов организации учебнойдеятельности, развивающих речь младших школьников;
· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе квысказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязниошибиться;
· оценка деятельности ученика не только по конечному результату(правильно/неправильно), но и по процессу его достижения;
· создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющихкаждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность;
· использование проблемных заданий различной трудности исложности.
Учитель, который работает по ПНШ, использует несколько иные приемыработы, чем в других образовательных системах. Основная идеяперспективной школы — оптимальное развитие каждого ребенка на основепедагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов,склонностей) в условиях специально организованной учебной деятельности, гдеученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в ролиорганизатора учебной ситуации. Методическое пространство неученик-учебник-доска, а ученик-учебник-я помогаю. Учительвыступает в роли руководителя самостоятельным познанием детей, формируетуниверсальные умения и навыки, умения работать с любым источником информации:учебником, художественной книгой, энциклопедией, справочником, словарём,журналами и даже Интернетом. В УМК ПНШ – 7 видов словарей. Подборкасловарей — и орфоэпический, и орфографический, и фразеологический, идаже этимологический — есть и в самих учебниках, и, выполняя задания,дети просто вынуждены заглядывать туда по нескольку раз за урок. Слайд 4
Учебники, по которым занимаются дети рисуют полную картину мира,опираясь при этом на жизненный опыт самого ребенка. Такое в учебной литературевстретишь нечасто. Они учат говорить (на развитие речи тут работают не тольколитература и русский язык, но даже математика и «Окружающий мир»), наблюдатьи… читать. Не просматривать страницы по диагонали, а именночитать — жадно и с увлечением. У ребенка вообще может сложитьсявпечатление, что перед ним вовсе не учебник, а занимательная приключенческаяповесть про умненькую девочку Машу, ее младшего братца Мишу, про их друзей,одноклассников. С первых страниц учебника первоклассники поставлены в ситуациюнеобходимости слышать, слушать, принимать решения и действовать: задаватьвопросы, выполнять задания. Самый сложный материал, нестандартные ситуации вкурсе русского языка вынесены на обсуждение. (Прав ли Миша? Помоги Маше и Мише.А как ты думаешь? Можешь привести примеры? А ты сумеешь ответить? А ты знаешь?Ты тоже так считаешь? С кем ты соглашаешься? Маша и Миша догадались, чтоделать. А ты? Маша и Миша растерялись. Помоги им, пожалуйста!)
Крометого, ребенок постепенно привыкает к условным обозначениям в учебниках –пиктограммам, по которым он сам определяет, работать ли ему в паре с товарищемили в группе, обратиться ли ему к словарику, справочнику или в другой учебник,хрестоматию.
Слайд 5
Покажуфрагмент урока русский язык на тему «Слова с удвоенной буквой согласного,пришедшие из других « 4 класс. Работа с этимологическим словарем
-Переддетьми ставится вопрос: Знаете ли такие слова :Адпетит, адпарат, адкуратный?
Конечновсе дети смущенно молчали
Слайд 6
—А слова аппетит, аппарат,аккуратный? Конечно такие слова ребята знали.
-Эти словапришли из латинского языка. Все они с приставкой АД-. Эта приставкапереводится как ПО-, ПРИ-. Но главное в том, что она хамелеон. Если кореньслова начинается с П-, тоАД- превращается в АП-: АД+П=АПП, если корень слованачинается с К-, то приставка АД- превращается в АКК.
-Теперьвы понимаете, почему в словах аппетит, аппарат, аккуратный пишется удвоеннаябуква согасного?
Посколькуэти латинские слова стали русскими, приставка в них не выделяется. Ищут слова вэтимологическом словаре слова с удв согласной, пришедшие из других языков.Изучают их образование.
Ещеодин фрагмент урока работа с обратным словарем
Во 2классе прошли мы недавно прошли тему «Окончание слов-названий предметов»
Слайд 7
-Рассмотритешуточную картинку. Попробуйте карандашом разделить картинку пополом
-чтонарисовано на картинке слева
Чтонарисовано на картинке справа (хвосты)
-Как выдумаете, эта картинка с хвостами как-то связана с темой урока?
-у словтоже есть хвосты.- это их окончания.
Затемеще несколько уроков мы знакомимся с разными формами слов, что окончание-изменяемая часть слова, с нулевым окончанием и т.д.
Предлагаю Детям открыть Обратный словарь на букву У.
Слайд8
Прочитайтеи изучите слова. Все что знаете о них расскажите нам. Предлагается прочитать вхрестоматии «Окр мир» в иллюстрированном словарике описания этих животных.Пробуем слова поставить в разных формах с помощью слов –помощников:
Естьэму, кенгуру, зебу, какаду
Нетэму, кенгуру, какаду, зебу
Дамэму, кенгуру и т.д.
Слайд 9
Читаютв учебнике, что есть слова, у которых действительно нет окончаний. Эти словапришли к нам из других языков. Нет окончания-значит слово никак, никогда неизменяется!
В заключении хотелось бы отметить, что на основе личного опытаиспользование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обученияактивизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствамиродного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
Уже в 1-м классе параллельно с работой с алфавитным столбиком науроках русского языка и литературного чтения ведется работа со страничкой“Содержание”.
Процесс обучения первоначальному чтению реализуется на основезакономерностей речеязыкового развития 6-летних школьников и особенностейформирования у них всех видов речевой деятельности, а именно:
1) говорения (устного связного высказывания своих или чужихмыслей,т.е. пересказывания),
2) аудирования (слушания и понимания содержания мыслей,высказанных другими людьми),
3) чтения (перекодирования слов и ряда мыслей, зафиксированныхграфически, в звуковую громко звучащую или внутренне проговариваемую форму),
4) письма (обратного перекодирования звуковой формы высказанныхмыслей в графическую, т.е. буквенную).
Обучение грамоте по программе «ПНШ» начинается с чтения знакомыхдетям с детства сказок «Заюшкина избушка», «Колобок», т.к. Самыйдоступный жанр детям с детства — это сказка.
На этом этапевоспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрыватьситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса,развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес крусскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. Науроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.
После прочтения или рассказывания сказки, учитель задает вопросыпо содержанию и выясняет отношение учеников к действующим в ней героям. Почемупетушку удалось выгнать лису? Какой петушок? Дайте название- заголовок к каждойкартинке, например, «Заюшкина лубяная избушка», «Ледяной дворец лисы», «Лисаобманула зайчика», «Собака не помогла», «Медведь не помог», «Храбрый петухпрогнал лису», «Друзья». Перескажите отрывок из сказки по любой картинке.Сказка «Колобок». Дети находят иллюстрации к пропущенным местам в сказке(«Колобок и волк», «Довольная лиса облизывается»), накладывают их на соответствующиеместа и восстанавливают сюжет сказки (пропущенные рисунки к сказкам даны вприложении к тетради по письму № 3). Такая работа помогает первокласснику, содной стороны, восстановить целостную сюжетную линию сказки, а с другой-выделить относительно законченные смысловые единицы её целостного текста иустановить логические причинно- следственные связи между ними.
Основа связной речи — предложение. Не может бытьработы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она ссамых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всехлет обучения.
На (с.7) «Азбуки» первоклассникизнакомятся с предложением как относительно самостоятельной, но более мелкой поотношению к части рассказа или сказки единицей, имеющей интонационную исмысловую завершённость. Они составляют отдельные устные предложения на основеиллюстраций на тему: «Как хлеб на стол пришёл» и соотносят их со схемами устныхпредложений, сформулирванных ими на заданную тему, которые показаныграфически-длинными прямоугольниками.
Помимо этого, у детей необходимосформировать образное представление о том, что устное предложение можнопоселить в дом- предложение, то есть «записать» его. Вертикальная линия,символизирующая начало предложения, соотносима со стеной дома, а точка- с егозамком. Треугольная крыша дополняет образ дома, в котором живёт фраза. Чтобысформировать у детей, хотя бы на образном уровне, представление о том, чтопредложение выражает одну законченную мысль, им предлагается задание: составитьзаголовки к каждой иллюстрации, например:
1. Уборкаурожая;
2. Нахлебозаводе испекли батоны;
3. Машинавезёт хлебные изделия в магазин;
4. Юныйпокупатель купил хлеб;
5. Мишаест суп с хлебом.
По мере того как ученики называютсвои заголовки к картинкам, они берут шаблон-полоску, символизирующую устноевысказывание, и «поселяют» её в схему- модель предложения. У них формируетсяобразное представление о предложении как «доме, в котором живут» нашимысли-высказывания.
На следующих страницах (8-12) дети знакомятсяс моделью дома- текста, в котором «живут и дружат» предложения. При этом изкороткого рассказа на тему иллюстрации, прочитанного учителем, ученики должнывыделить и произнести отдельные предложения в заданной последовательности, азатем найти и показать их место в модели этого текста. Дети показывают его«крышу», предложение-заголовок, определяют кол-во предложений, выделяют«стенку» (начало предложения), «пол» (горизонтальную прямую линию) и «замочек»(точку в конце предложений). Затем учитель читает второй раз рассказ медленнопо предложениям, а дети показывают их на графической модели текста, т.е.«переселяют» заголовок рассказа и его предложения в «дом». Благодаря такойработе у уч-ся формируются элементарные представления о структуре текста, егозаконченности и смысловом единстве.
На этой же странице графическипоказано, что предложение, например: «Дима делает скворечник.», делится на трислова, которые обозначаются укороченными прямоугольными фишками. У уч-сясформируются образные представления о том, что предложение состоит из слов,которые обозначают предметы, действия и признаки предметов. Прямоугольники каксимволы этих слов дифференцируются по цвету. В связи с этим в «Азбуке»используются следующие символы: прямоугольник- для слов- значащих частей речи,треугольник- для слов- помощников (предлогов, союзов), длинный прямоугольник-для предложений как относительно законченных по смыслу частей высказывания.Рисунки шаблонов, символизирующих эти слова, даны в приложении к Тетради пописьму № 3. Для работы во 2 полугодии шаблоны раскрашиваются в розовый, голубойи жёлтый цвета. В период обучении грамоте при моделировании предложенийиспользуется в основном не цветная, а белая сторона фишек. Здесь же знакомимуч- ся с тем, что слова могут обозначать предметы. Предлагаю детям назватьпредметы, изображённые на странице (воробей, снегирь, синица), и показать ихусловное графическое обозначение (розовый прямоугольник) на странице, а затемвзять в руки соответствующий шаблон. Следующий вопрос: «Как можно назвать однимсловом воробья, снегиря, синицу ?» (птицы).Покажите это слово на странице иобозначьте шаблоном.
Особым образом решался вопрос о словесном материале для обучениячтению. Нам известно, что необходимость ограничивать букварный материал словами,содержащими только ранее изученные буквы, значительно обедняет тексты длячтения, делая букварную страницу примитивной и неинтересной для детей. Здесьбыла составлена компьютерная программа «АБВ», которая позволила создатьспециальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемымизвуками и буквами, сконцентрировать на букварной странице большое количествослов с вводимыми звуком и буквой.
Например, в тексте «Омут»,состоящем из 6 коротких предложений, буква «т» встречается 20 раз, из которых в14 словах она обозначает твёрдый звук /т/, а 6- мягкий звук /т*/. Важно, чтоэтот текст, как и другие, не только максимально насыщен словами с новымизвуками, но и не имеет слов с буквами звуков, не изученных ещё в предыдущийпериод.
Каждый текст в «Азбуке»иллюстрирован. Прошу детей рассмотреть рисунок и предположить о чём пойдёт речьв рассказе. В конце многих рассказов стоит многоточие, поэтому спрашиваю удетей: Как вы думаете, чем закончилась эта история.
Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие детиговорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.
Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальныхупражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы ит.д.
Поэтому помимо специально созданных текстов для чтения в «Азбуку»включены произведения других жанров: стихи, загадки, пословицы, поговорки,скороговорки, потешки, дразнилки, приговорки, дразнилки.
Очень нравится детям работа со скороговорками. На уроках мызаучиваем скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише ибыстрее, почти шепотом . от имени сороки или змеи. Сорока будет говоритьбыстро, а змея выделять все звуки /ш/.
Например, для отработки произношения звука / ш / используюскороговорку:
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Как в капюшоне
Он смешон!
Прошу произнести скороговорку от имени сороки или змеи. Сорокабудет говорить быстро, а змея выделять все звуки /ш/.
Произведения названных жанров, с одной стороны, способствуютформированию у детей познавательного интереса, а с другой- являютсясвоеобразным инструментом изучения степени развития у них устной речи имышления. Например, понимание содержания пословицы, поговорки, правильноеотгадывание загадки свидетельствует о том, что ученик переходит от наглядно-образного мышления к словесно- логическому, что весьма важно для дальнейшегоего обучения.
Авторами «Азбуки» разработанасистема приемов, позволяющих формировать и совершенствовать Фонематический слухдетей и технику графического действия:
· Приём наращивания- постепенного увеличения звуковой цепочки исоздания новых слогов и слов (пе- пей- репей- репейник), что позволяетразвивать графическую внимательность детей и формировать технику осознанногочтения. Чтение слов в подобных цепочках реализуется поочерёдно на двух уровнях:слоговом (нараспев) и орфоэпическом (чтение цельнооформленного слова спостановкой ударения. В этом заключается технология овладения первоначальнымнавыком чтения. На данном этапе мы предлагаем задания, направленные на развитиеграмматического строя речи. Например: найди среди данных слов слова-предметы,слова-признаки, слова-действия. К слову-предмету подобрать подходящие по смыслуслова-признаки. Или со словом составить предложение и распространить его(схема). Очень часто встречаются слова, которые непонятны детям, объясняемзначение таких слов.
· Прием реконструирования слов-сопоставление слов в минимальныхпарах, отличающихся друг от друга одной фонемой или одно слово в такой пареимеет на один звук больше.Сюда отнесены и слова-перевёртыши, при чтении которыхв обратном направлении, справа налево, их значение или полностью изменяется(кот-ток) или остаётся прежним (комок, шалаш).Три группы эти слов в «Азбуке»даны на различном цветовом фоне: розовом, голубом и жёлтом. Что позволяетотрабатывать не только технику чтения, но и наблюдать за тем, как дополнениеили изменение места лишь одного звука в слове привадит к полному изменению егозначения.(ива-нива, сон-слон, батон-бутон, зайка-лайка.
В заключении хотелось бы отметить,что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приёмов, форми средств обучения активизируется деятельность детей, повышается интереск овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову,обогащается словарный запас.
«Хромое слово — кривая речь», -гласит русская народная пословица. Действительно, чем больше слов знаетчеловек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь была некривой, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с нимиобращаться, тогда, дети будут хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеютточно рассказать об этом.
К. Д. Ушинский в своей книге«Родное слово» писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учительдолжен умело руководить этим самостоятельным трудом. А что значит умело? Этозначит — профессионально. То есть таким образом, чтобы была достигнута цель образования,чтобы образование состоялось. К чему мы и стремимся.
Литература:
Агаркова Н,Г., Агарков Ю.А. Азбука1 класс: Учебник. Под ред. М.Л.Каленчук.- М.: Академкнига 2009.
Агаркова Н,Г., Агарков Ю.А. Азбука1 класс: Тетради по письму № 1, № 2, № 3.- М.: Академкнига 2009.
Агаркова Н,Г., Агарков Ю.А. Азбука1 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига 2009.
