X-PDF

Доклад «Творческое развитие личности библиотекаря в процессе практического обучения»

Поделиться статьей

Творческоеразвитие личности библиотекаря

в процессепрактического обучения

 

Творчество (креативность) – это способностьудивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, этонацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознаниюсобственного опыта» (Э. Фромм).

В любой профессии статьспециалистом своего дела, значит быть способным по-новому смотреть на привычное,преодолевая барьер традиции.

Главная задача педагога разбудить заложенные природойспособности и задатки, не подавлять, а развивать в студентах способность ктворчеству. То есть, как говорил В.С. Шубинский «…вовремя заметить зародыштворческих черт, … сосредоточить внимание на их воспитание, … предостеречьот их подавления» — выявить их творческий потенциал.

Творческийпотенциал определяется в первую очередь наличием учеловека таких качеств, как решительность, умение преодолевать трудности,способность рисковать, нестандартно мыслить, уверенность в своих силах испособность использовать свой опыт в практической деятельности.

Понятие«творчество» включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

·       деятельность по созданиюпродукта (получение новогорезультата);

·       процесс достижениярезультата, в котором реализуютсяпотребности и способности человека (происходит саморазвитие личности).

Процесстворчества имеет разные уровни, для которых характерно следующее:

·       использование ужесуществующих знаний и расширение области их применения;

·       создание совершенно новогоподхода, изменяющего привычный взгляд на объект или область знаний.

Истинноетворчество гуманно по своей природе, поскольку приводит к развитию исаморазвитию личности.  Творческие возможности любого человека зависят отособенностей личности, которые называют признаками творческой личности.

 

 

 

 

 

 

Типологиятворческой личности

Тип личности

Характерные способности творческой личности

Теоретик-логик

Способность к логическим, широким обобщениям к классификации и систематике информации. Четко планируют работу, широко используют известные методы научных исследований, и развивают их дальше. Хорошо осведомлены и эрудированны. Все, что начинают, они доводят до конца, подкрепляя свои предположения, обоснования ссылками на первоисточники.

Теоретик-интуитивист

Высокоразвитая способность к генерированию новых, оригинальных идей. Это люди создатели новых концепций, изобретатели. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик-экспе-риментатор

Стремление всегда проверить и экспериментально доказать новые оригинальные идеи. Такие люди любят и умеют работать с аппаратурой, имеют большой интерес и способности к практическим делам.

Организатор

Представленная информация была полезной?
ДА
59.26%
НЕТ
40.74%
Проголосовало: 1129

Обладает высоким уровнем развития способностей к сплочению людей для разработки и осуществления новых идей. Под их руководством создаются оригинальные творческие группы и коллективы. Они обладают высокой энергией, коммуникабельностью, способностью подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.

Инициатор

Обладает инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других проблем.

 

Мотивациятворчества относится к самым важным компонентам опытатворческой деятельности

Способностьмыслить творчески – важнейшая составляющая творческойличности. Творческое мышление обладает тремя специфическими чертами,проявляющимися при решении проблемы:

·         высокая рефлексия (способность космыслению и переосмыслению фактов);

·         способность к поиску решения в условияхнеопределенности;

·          способность к преодолениюинтеллектуальных трудностей.

Формирование опыта творческой деятельности обучающегося СПОявляется важной педагогической проблемой современного профессионального образования.Возрастает ценность не узкоспециализированного образования, а владение умениемспециалиста легко обучаться, интересно и нестандартно мыслить, выдвигать идеи ипринимать самостоятельные решения.

Опыт творческой деятельности человека в образовательной средеявляется залогом, базой потенциального творчества в последующейпрофессиональной деятельности.

Творчество в рамках учебных занятий рассматривается какдеятельность, которая порождает нечто новое, на основе реорганизации имеющегосяу обучающегося опыта, и формирует новые комбинации знаний и умений, а такжепродукты деятельности.

Настоящий простор для творчества открывается перед человекомтолько в том случае, если он не жалея трудов, предпринимая большие усилия сумеловладеть в совершенстве навыками работы по профессии.

В любой профессии стать специалистом своего дела, значит бытьспособным по-новому смотреть на привычное, преодолевая барьер традиции. Этуособенность творческого потенциала часто отмечают в библиотечной отрасли.Главная задача руководителей практики разбудить заложенные природой способностии задатки, не подавлять, а развивать в практикантах способность к творчеству.

В зависимости от природных потребностей к творчеству ипознавательной   активности обучающихся на уроках практического обучениявозможно творческое развитие личности.

При правильной организации образовательного процессаобучающиеся обнаруживают инициативность, активное стремление к самопознанию.Если влечение к творчеству не реализуется, то возникает тяга к разрушению,формируется агрессивный тип личности.

Истинное творчество гуманно по своей природе, посколькуприводит к развитию и саморазвитию личности.

Тот, кто стремится сформировать себя как творческую личность,не может быть равнодушным, он всегда ориентирован на активную деятельность.

 

 

Для развития личности в Обоянском филиале используютсяразличные формы.  Экскурсии в библиотеки, музеи, другие организации смежные попрофилю являются одной из важных составляющих деятельности по формированиютворческой личности, так как позволяют не только расширить кругозор студентов,но и приобщить к мировой и отечественной культуре, показать роль библиотек винформационном обществе. В мае планируется посещение Литературного музея, МузеяСоловья, музей археологии. Традиционно мы знакомимся с деятельностью Курскойобластной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева, Курской областной библиотекой длядетей и юношества. Запланировано посещение модельной библиотеки в с.Высоконские дворы.

Опыт творческой деятельности получают студенты на учебнойпрактике, так как готовят и проводят разные виды бесед: при записи читателя вбиблиотеку, рекомендательные, корректировочные; беседы или презентации осохранности документов.

Посещение различных мероприятий, подготовленных какбиблиотеками, так и студентами филиала очного и заочного отделений, в качествеитоговых занятий, пополняет профессиональный багаж обучающихся.  На нихстуденты получают бесценный опыт проведения досуговых мероприятий. Перечислюнекоторые из них: мероприятия о Великой Отечественной войне, праздник «Масленица»,игра «Что? Где? Когда» и др.

Участие студентов в подготовке и проведении массовыхмероприятий для взрослых и детей на базах практики позволяет развивать упрактикантов способность к творчеству. В последнее время обучающиеся очногоотделения участвуют в проведении таких мероприятий, как Неделя детской июношеской книги, квесты, Библионочь и др. 19 апреля 2019 г библиотеки городапроводят очередную Библионочь, посвящённую театру. В МКУК «Библиотека г. Обояни»практиканты 2 курса очного отделения будут участвовать в очередной Библионочи.

Стимулируют творческую и профессиональную активность будущих библиотекарейи конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся филиала. Конкурсыпрофессионального мастерства в разные годы проводились по различнымнаправлениям и формам работы, актуальным темам (лучшая книжная выставка, лучшеемассовое мероприятие, лучший сценарий, лучший продукт издательскойдеятельности, лучшее библиографическое пособие малой формы и др.). В этом годув мае пройдёт очередной конкурс, посвящённый Общероссийскому Дню библиотек.

Современная модель развития профессионального образованияпредусматривает включение в образовательный процесс деятельности, связанной сформированием именно творческой личности. Обучая студентов творчеству,предоставляя ему возможность получить опыт творческой деятельности, мы нетолько даём ему возможность войти во взрослую жизнь с профессиональным багажом,но и обеспечиваем его конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.26%
НЕТ
40.74%
Проголосовало: 1129

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет