X-PDF

Доклад-выступление Использование на уроках технологии развития критического мышления

Поделиться статьей

Технология развития критического мышления

«Использование технологии развития критического мышлениядля формирования мыслительной деятельности  обучающихся»

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на одингод вперёд — выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд -выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд — выращивает молодоепоколение.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связываютстремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёмазнаний человека в структуре мышления.
Но  продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётсядалеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современногообучения. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Каквовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросыежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы,опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло времяизменить подход к обучению, в центре которого  должен стоять не учитель, а самученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволитсоздать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

 Яработаю 33 года учителем английского языка в МКОУ Юголукская СОШ. Обучениеиностранным языкам в современной школе предполагает обновление форм, методов исодержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода смаксимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современныхтехнологий. Вот уже несколько лет я применяю в своей практике технологиюразвития критического мышления при обучении учащихся среднего (начиная с 7класса) и старшего звена при обучении чтению и при обобщении изученногоматериала. Данная технология позволяет сильным  учащимся развивать свой талант,ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, аученикам с недостаточной мотивацией к обучению  побывать в ситуации успеха. Важнозаметить, что при использовании технологии развития критического мышленияовладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способамирешения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которыеформируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно-значимыевопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже можетосвоить новый материал.

 

 

Технологические этапы урока(3стадии)

Перваястадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиесяу ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес кизучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

Втораястадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новуюинформацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализироватьновую информацию и уже имеющиеся знания.

Третьястадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление,обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихсясобственного отношения к изучаемому материалу.

Чтопринципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны,помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которыеориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Накаждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Моя подготовка к уроку начинается с перемены. На доске наглядностьпо теме. Тема и цели урока записаны на доске заранее. Это даёт возможностьтревожным ученикам и ученикам-флегматикам больше времени на раздумье ивозможность на уроке быть успешными. Класс заранее разделён на группы. Так какмы часто работаем, используя технологию коллективного способа обучения, тогруппы в классе можно назвать устойчивыми и постоянными.

Задаю вопрос по теме. Стараюсь сформулировать его необычно, частоиспользую проблемные вопросы. Ребята работают несколько минут индивидуально,пишут, что они знают по заданному вопросу. Далее наступает время обсуждениявопроса в группе. Ребята выбирают самые интересные, необычные, пусть даже противоречивыефакты по теме. Собранная информация зачитывается вслух представителями групп изаписывается на доске.

Доска разделена на три части. Первая часть – это часть для записивсей собранной информации. Обычно мы её называем банком данных, банком идей. Записьпроизвольная, например, в виде кластера или таблицы. Если между группамивозникает разногласие по достоверности и точности информации, то противоречивыйматериал записывается в банк вопросов, то есть на вторую часть доски. Весьсобранный материал ещё раз зачитывается представителями групп.

Для получения новой информации и поддержания мотивации,обучающиеся получают карточки с заданиями. Задания на карточках могут бытьразные, например: согласись или нет с предложенными фактами, найди лишнююфразу, сформулируй вопросы, помогающие раскрыть тему урока. Карточка выдаётсякаждому ученику. Обучающиеся снова работают в режиме:индивидуально-группа-класс. Полученная из карточек информация обсуждается,заносится в банк данных, а при появлении противоречий появляются новые вопросыв банке вопросов.

Следующий этап я считаю одним из сложных этапов. Это работа стекстом. Здесь используется приём пометки на полях. Тексты выдаются каждомуученику. Напоминаю обучающимся правила расстановки маркировочных знаков. Идет работав режиме: индивидуально-группа-класс. Полученная из текстов информацияобсуждается и снова заносится в банк данных. Если после прочтения текста видно,что в банке данных есть ошибочные факты, то эти факты корректируются. Еслипоявляются несогласия с текстом, то пополняется банк вопросов. На третью частьдоски записывается информация непонятная для учащихся, информация, требующаядополнительных сведений. Весь собранный материал ещё раз прочитывается иобобщается. Класс смотрит, нашёл ли он ответ на поставленный вопрос илидостаточно ли хорошо раскрыл тему? В ходе урока ученики конспектируют запись сдоски.

Домашнее задание даётся дифференцированно. Ученик с недостаточноймотивацией к обучению может просто пересказать собранную информацию, используябанк данных. Ученику со средними и хорошими способностями можно предложитьответить на вопросы из банка вопросов. Сильный и творческий ученик можетпопробовать найти информацию из банка для дополнительной информации и оформитьего в форме эссе или презентации.

 

Содержание каждой фазы

ВЫЗОВ

Деятельностьучителя —  Направлена на вызов у учащихся ужеимеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивациюк дальнейшей работе

Деятельностьучащегося — Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемомуматериалу ( делает предположения), систематизирует информацию до изучениянового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Возможныеприемы и методы — Составление списка «известнойинформации»:

Рассказ –предложение по ключевым словам;
Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки…

 

Информация,полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работаведется индивидуально, в парах или группах.

 

II.Осмысление содержания

 

Деятельностьучителя — Направлена на сохранение интереса к теме принепосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания« старого» к «новому».

Деятельностьучащихся — Ученик читает текст, слушает, используя активные методычтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новойинформации.

Возможныеприемы и методы — Методы активного чтения: маркировка сиспользованием значков «V». «?». «+»,  (на полях);

поискответов  на поставленные в первой части урока вопросы.

 

III.Рефлексия

 

Деятельностьучителя — Учителю следует вернуть учащихся кпервоначальным записям;  внести изменения. дополнения; дать творческие.Исследовательские задания на основе изученной информации.

 

Деятельностьучащихся —  Учащиеся соотносят «новую» информациюсо «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

 

Возможныеприемы и методы Заполнениекластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блокамиинформации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответына поставленные вопросы. Написание творческих работ. Организация различныхвидов дискуссий.

На стадиирефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретацияизученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

Приемытехнологии РКМ:
1. «Инвентаризация» — составление списка известной информацииУчащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшемсоотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
2. «Верите ли вы…?» — верные и неверные утверждения. На стадиивызова учащиеся, выбирая верные утверждения из предложенныхучителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).        

 Настадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяютправильность первоначального выбора.
3. Ключевые слова

 Учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание,или предполагаемое содержание текста  и т.д.) 
4. «Тонкие» и «толстые» вопросы

Толстыевопросы: Объясните, почему…?    Почему Вы думаете…?    В чем различие …?     Предположите, чтобудет,    если… ?

Тонкиевопросы: Кто ? Что ?  Когда ?  Где? Согласны ли Вы …?Верно ли …?

5.ТаблицаЗХУ  «Знаю – хочу узнать — узнал».

 6. Прием« ИНСЕРТ» — маркировка  текста значками по мере его чтения
I – interactive    —  интерактивная N – noting  — размечающая S  – system   —  система  E – effective    — для эффективного R – reading  and  — чтения и-      T- thinking        — размышления
 Содержание приема:
1. Чтение текста с маркировкой:           V — уже знал      + — новое     — — думаю иначе, не согласен      ? — не понял, есть вопросы  

7. Зигзаг– групповая работа с текстом
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текстразбивается на смысловые отрывки для  взаимообучения.  Количествоотрывков должно совпадать с количеством  членов в группе.  Каждыйучащийся работает со своим текстом,  по окончанию работы ученики переходятв другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждойоказались   специалисты по одной теме.  Эксперты составляют общуюпрезентационную схему рассказа по теме.  Затем ученики пересаживаются впервоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам.Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы

Описание:

 8. Эффективнаялекция —     Стадия вызова: учащиеся, обсудив  в парах,заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».

 Стадияосмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиесяиндивидуально отмечают в 1 графе таблицы  знаками + и – верностьпредположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».       

 Стадиярефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результатыработы.
 Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

9.Кластер( «грозди») – графический прием систематизации материала                                                                                          Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление вопределенном порядке в виде грозди

 

Описание:

 

10. Синквейн это стихотворение, представляющее собой синтез информации влаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлятьрефлексию на основе полученных знаний.

11. РА Ф Т — Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себянекую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.  Для робких, неуверенных всебе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.


· Р – роль, от чьего лица составляется текст
· А— аудитория кому адресован текст
· Ф- форма
· Т – тема

Использование приемов технологиина разных стадиях ее алгоритма

Стадиявызова:
·  «Инвентаризация»
·  «Верите ли вы…»
·  «Ключевые слова»
·  «Тонкие» и «толстые» вопросы
·   Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
Стадия осмысления:
·   ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
·   Заполнение таблиц – ЗХУ (знаю, хочу, умею)  сводной, «бортовогожурнала» и др.
·   Зигзаг
·   Лекция
·   Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии:
·   Ответы на вопросы
·   Кластер
· Синквейн
· Проверка и обсуждение таблиц
· Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
· Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы.

 

 

3 фазы или стадии ТРКМ:

 

Стадия вызова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Информация, полученная на первой стадии,выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально — впарах — группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия осмысления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадиярефлексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Творческая  переработка, анализ,  интерпретация  и т.д.,  изученной  информации.  Работа ведетсяиндивидуально — в парах – группах.

 

На каждой стадии урока я используюопределенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместнуюдеятельность.

Приемыразвиитя критического мышления

9. Конкретные приемы и стратегии для каждого изэтапов

 

Этапы

вызов

реализация

рефлексия

Приемы

— «Мозговой штурм»

— кластеры

— концептуальное колесо

— Прогнозирование (по портрету, картине)

— Прогнозирование по ключевым словам

— таблица тонких и толстых вопросов

— Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

— круги по воде

— Таблица «З–Х–У»

— верные и неверные утверждения

— Чтение текста с маркировкой по методу insert

— стратегия «Идеал»

— стратегия «фишбоун»

— зигзаг

— Выделение ключевых слов подчёркиванием

— поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

-чтение текста с остановками

-– синквейн

— Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

— Достраивание кластера из ключевых слов

— Ответы на поставленные вопросы.

— Организация устных и письменных круглых столов.

— Организация различных видов дискуссий.

— Написание творческих работ.

— Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

 

Рассмотрим подробнее сутьнекоторых, из приведенных в таблице, приемов и стратегий.

1) Прием “ мозговойштурм”

Этот прием хорошо известенучителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широкоиспользуется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспектыего проведения.

 Основная цельучебного мозгового штурма – развитие творческого типа мышления. Следовательно,выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантоврешения той или иной проблемы.

 Учебный мозговойштурм обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

 Первый этап – этосоздание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются надоске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.Регламент – до 15 минут.

 Второй этап –коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найтирациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

 Третий этап – выборнаиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный моментресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующемуроке.

 2) Разбивка накластеры

Кластер («гроздь») –выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенномпорядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова,рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки дляпамяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем покатегориям. Кластер – графический прием систематизации материала Правилаочень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловыеединицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мыполучаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова,когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основнымисточником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большойпотенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений впредварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Оченьважным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работыявляется не Толька систематизация материала, но и установлениепричинно-следственных связей между «гроздями»

 3) Концептуальноеколесо

Прием «концептуальноеколесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобратьсинонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторыколеса.

4) Круги по воде

Этот прием являетсяуниверсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активностьна стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие,явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираютсясуществительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) кизучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться вклассе и иметь продолжение дома.

5) «Тонкие» и«толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых»вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мыпользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые нашиучащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагаетсясформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далееучитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или вгруппах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работыс таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простогоодносложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующиеподробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока немогут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучатответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст,найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые»вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксациивопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации пониманияпройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и«толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбравнаиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ?etc.   Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right orwrong to your mind?

What is the most importantidea of the story?

What is the differencebetween … ?

If you were … would you … ?etc.

 

 

 

 

6) Интерактивнаястратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)

 

Учение начинается сактивизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, чтоони знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете высами.

  Когда детиначнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.

 Попросите учащихсязаписать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы накоторые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимсяпри чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.

 Когда учащиесяпрочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, навсё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поискаинформации.

 

Знаем

Хотим узнать

Узнаем

 

 7) Метод Инсерт(insert)

I – interactive:самоактивизирующая У – уже знал;

N – noting:системная разметка + – новое;

S – system: дляэффективного – – думал иначе;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 951

E – effective:чтение и размышление ? – думал иначе.

R – reading

T – thinking

 

При чтении текстаучащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет,можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

 Пометки должны бытьследующие:

v если то, что вычитаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вычитаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вычитаете, является для вас новым;

? если то, что вычитаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения поданному вопросу.

 После чтения текстас маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-хколонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я ит.д.

V

+

 

 

8) Стратегия решения проблем«ИДЕАЛ»

 Развитие критическогомышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее,проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотретьпроблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так ичужие) и выбрать оптимальный вариант.

Понятно, что решить проблемулегче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытомученика. Так что же – решать на занятиях реально существующие проблемы? Почемубы и нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что связаны с изучениемразличных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.

 Дж. Брэмсфордразработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе стекстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ».

I   Identify aproblem   

D   Debate aproblem    

E  Essentialsolutions     

A  Activity                    

L   Logicalconclusions  

И – Идентифицируйтепроблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути.Ученики формулируют проблему в виде вопроса. Он  должен быть предельноточным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должныотсутствовать отрицания (частица «не»).

Е – Есть варианты решения.Генерирование как можно большего числа вариантов    решенияпроблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь             

  запрещена. Важноколичество: чем больше решений, тем лучше (дляграфической     организации идей можно использоватькластер).

А – А теперь за работу!Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и«против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы.Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. Напоследнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

Лист для решения проблем1. What is the main problem? Какую главнуюпроблему должны решить герои?

 2. What importantinformation have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?

 3. What do you knowelse about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям?

 4. Find 3 mainsolution of the problem?  Каковы три главных способа решения проблемы?

 5. What is the mostsuitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?

 9) Фишбоун(Д.Баланка)

В «голове» этого скелетаобозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете естьверхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновенияизучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтениятекста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхнихкосточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписываютфакты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальныеочертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретноммеханизме.Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширениепредставленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.

 10) Зигзаг 

Целью данного приемаявляется изучение и систематизация большого по объему материала. Для этогопредстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, еслитекст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условнорабочими) — 5 человек.

 

    1.Вданной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание -организация работы с текстом большого объема — само по себе служит вызовом.

   2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различногосодержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляетопорный конспект, либо использует одну из графических форм (напримеркластер). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы -группы экспертов.

    3.Стадияразмышления: работа в группе экспертов.  Новые группысоставляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. Впроцессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационнаясхема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговуюпрезентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы.Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы сосвоей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обменинформацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе,благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

4.  Следующим этапомстанет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один изэкспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идетвторое слушание темы.

   Итогом урокаможет стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Этот прием применяется и натекстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принципделения на группы — вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать сколичеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты поодному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовкиподробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись врабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на своивопросы.

 

11) Прием «Чтение состановками».

 Материалом дляиспользования приема Чтение с остановками служит повествовательныйтекст. Непременное условие для использования данного приема — найти оптимальныймомент в тексте для остановки. Эти остановки — своеобразные шторы: по однусторону находится уже известная информация, а по другую — совершеннонеизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, ноиногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а врезультате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для школьниковсреднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки ирассказы с сюжетной линией.

 Данный прием содержитвсе стадии технологии:

 1 стадия — вызов. Наданной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должныпредположить, о чем будет текст.

 

 2 стадия — осмысление.Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление оматериале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления(стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства соследующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровнивопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: Что будет дальше и почему?

 

 3 стадия — рефлексия.Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое.Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместныйпоиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

 

 Такая работа с текстомразвивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы,образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать своимысли, учит пониманию и осмыслению.

 

 Прием «Чтение состановками» развивает у учащихся следующие умения: анализировать текст;задавать вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять главную мысль текста.

 

12) Творческая формарефлексии – Синквейн

 Синквейн – этостихотворение, которое требует синтеза информации и материала в краткихвыражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять».Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

 В первой строчке теманазывается одним словом (обычно существительным).

 Вторая строчка – этоописание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

 Третья строчка – этоописание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

 Четвёртая строка – этофраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

 Последняя строка – этосиноним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

Spaghetti

Messy, spicy

Slurping, sliding, falling

Between my plate and mouth

Delicious

(by Cindy Barden)

 

 

 

 

13) Чтение(просмотр, прослушивание) с остановками

Этот прием эффективен приработе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе саудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогаетпрорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможностьпофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать своемнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказатьрефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадиипрогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыкивостребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание.Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся вконкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования,активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.

 

Круги по воде

Этот прием является универсальным средствомактивизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова.Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Онозаписывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы,прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути — этонебольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжениедома.

14) Дискуссия

Одним из наиболее успешно и широкоприменяющихся приемов работы учителя по обучению общению являетсядискуссия. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающуюактивную напряженную мыслительную деятельность. С помощью дискуссииучитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненныеситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляетвозможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

 

Прием «Бортовой журнал» — это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

 

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

   

   

 

 

 

 

 

 

 Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться. Интересным приемом является Двухчастный дневник. Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

 

Цитата

Комментарии

   

   

 

 В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они споткнулись. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
Трехчастные дневники имеют третью графу — письма к учителю. Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

 

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

   

   

   

 

 

 

 Приложение — .Конструктор урока.

прием

стадия

1

2

3

4

5

6

7

8

Начало урока (вызов)

«кластер»

«загадка»

Учебно мозговой штурм

Отсроченная догадка

Фантастическая добавка

Театрализация

Да – нетка

Интеллектуальная разминка (опрос)

Объяснение нового материала

Зигзаг — 2

инсерт

экспертиза

МФО

(метод фокальных объектов)

Дерево предсказаний

Круги по воде

Чтение с остановками

экспертиза

Закрепление

загадка

Учебно – мозговой штурм

Метод контрольных вопросов

экспертиза

МФО

инсерт

Оживи картину

Бином фантазии

Повторение

кластер

загадка

Бином фантазии

Оживи картину

театрализация

Ролевая игра

МФО

Круги по воде

Рефлексия

(конец урока)

кластер

Зигзаг — 2

Интеллектуальная разминка

Синквейн

экспертиза

Ролевой проект

Исследовательский проект

Бином фантазии

Домашнее задание

загадка

кластер

Оживи картину

инсерт

Круги по воде

Бином фантазии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественныеформы письменной рефлексии

Синквейны

«Способностьрезюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления внескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости ибогатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собойсинтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия илиосуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Этостихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема илипредмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (дваприлагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов,характеризуются действия предмета; в четвертой строке  приводится фраза обычноиз четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;  в пятойстроке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (однослово).

The synquane is a special form of the poem, which consistsof 5 lines.

  1. one word title, a noun that tells what your poem is about
  2. two adjectives that describe what youre writing about
  3. three- ing participles that describe what your poem is about
  4. a phrase that tells more about what youre writing about
  5. a synonym for your title, another noun that  tells what your poem is about.

Синквейн– быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможностьрезюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления внескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использованиесинквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.

Напервых порах предложите учащимся составить один синквейн на двоих, с которымоба будут согласны. Это, с одной стороны,  облегчит процесс подбора слов, сдругой – поможет выбрать  наиболее точные.

 

 

Фишбоун (Д.Баланка)

Нередков тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебныепроблемы.  Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда этипроблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на нихвнимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешитьпроблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всегоесли проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается надостаточно ясную фактическую базу.

Fish bone” – «рыбьякость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается втексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученикиотмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделатьи на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний иопыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики походу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблемеясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а оконкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширениепредставленных сведений. При этом технология работы может варьироваться

 

Эффективность использования технологии критическогомышления

В ТРКМ естьтехнологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и приэтом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи (дисциплинированность,  четкое  и внимательное выполнениезаданий);
 Технологичность ТРКМ  обучает  учеников умению самостоятельнойобработки информации, формирует самостоятельность мышления;
 ТРКМ  развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог,способности работать в коллективе;
 В технологии развития критического мышления  заложен прием взаимообучения. Известно, что легче всего научиться, обучаядругих. Ученикам предлагается роль учителя. Использование этого приемаподнимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот приемнаиболее эффективен при работе с информативным текстом;
Передача информации друг другу развивает  различные типы восприятия:аналитический, визуальный, аудиальный,  рефлексивный;

ТРКМ  развиваетспособность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию вцелом (трехфазная структура урока) предполагает наличие рефлексии на каждойстадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализпроблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у нихприемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериевоценки полученных результатов.)

Человек, обладающийкритическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Онумеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатыватьоптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимыммышлением, готов к самореализации и самовыражению.

 Наиболее существеннымдостоинством работы по развитию критического мышления является то, что онапозволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решатьновые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитиеисследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся,развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельныхпредставлений).

 Работа по развитиюкритического мышления в процессе обучения английскому языку позволяетформировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивыповедения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию,воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо дляформирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфершкольника.

Ниже разработка  урока поТРКМ в 9 классе по  теме: «Шекспир»

 

 

 

 Литература,используемая в работе над темой:

 1. Федеральный государственный образовательныйстандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. http://standart.edu.ru/

2. Федеральный закон РоссийскойФедерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в РоссийскойФедерации». http://standart.edu.ru/

3. Примерная программа по иностраннымязыкам 5–9 класс. М.: «Просвещение».— 2012.

4. Изменение смысловых ориентиров: отуспешной школы — к успехам ребёнка. Интернет-издание «Просвещение». — 2013.

5. Образовательная политика будущегов докладе Жака Делора, председателя комиссии по образованию ЮНЕСКО. http://ps.1september.ru/2001/15/2-1.htm

6. Сухов В.П. Системно-деятельностныйподход в развивающем обучении школьников. СПб. — РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

7. Асмолов А. Г.Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения.Педагогика. — М., 2009. — № 4.

8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А.,Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системедеятельностного метода. — М., 2006.

9. Селевко Г.К. Современныеобразовательные технологии. М.: Академия, 2008.

10. Смирнова С.А. Педагогика: теории,системы, технологии. М.:Академия, 2008.

11. Ellis A.K., Fouts J.T. Researchon educational innovations. — Princeton Junction, 1993. С. 56.

12. Кларин М.В. Инновационные моделив зарубежных педагогических поисках. М.: Просвещение, 1994.

13. Кларин М. В. Развитиекритического и творческого мышления. Школьные технологии, 2004.

14. Муштавинская И. В. Технологияразвития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. —2002. — № 2.

15. Плавинская Н. Несколько слов осинквейне // Литература. —

2006.— № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 951

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет