Муниципальноеобщеобразовательное учреждение «Истринская средняя общеобразовательная школа№3» корпус 1-18
Проектна тему «Первые шаги к школе!»
(Подготовительнаягруппа)
Воспитатель:Сиряева Т.В.
Данный проект будет полезен в работе воспитателейподготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительскойкомпетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Срокиреализации: сентябрь- май2022-2023 учебного года
Вид проекта: познавательно – творческий
Возрастдетей: подготовительная группа
Участникипроекта: педагоги ДОУ, детиподготовительной группы, родители, учителя начальных классов.
Обоснованиепроблемы:
1. Недостаточность знаний родителей и детей обобучении в школе.
2. Небольшой уровень готовности детей к обучениюв школе.
3. Незаконченный психологический портретреального первоклассника.
Цель: формирование положительного представления ошколе и о школьной жизни у старших дошкольников и родителей.
Задачи:
— формировать мотивацию и интереса к процессуобучения в школе;
— создать развивающую предметно-пространсвеннуюсреду, необходимую для ознакомления детей со школой;
— способствовать развитию взаимопонимания,дружелюбия;
— снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольниковперед встречей со школой;
— повысить родительскую компетентность ввопросах предшкольной подготовки.
Актуальностьпроекта: Подготовка к школе –сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный периодобучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленькийчеловек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное ипритягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняетсярадикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объемаинтеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того,как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ееподачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родителистараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у насотличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят такихумненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенкузаинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенныйна радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные,негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерятьинтерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей средиодноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы идр.
Ряд авторов подчеркивает необходимостьвоспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения вдальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А.Добролюбов,
К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И.Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном наинтеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию«внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы иданные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитаниюположительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощьюразнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающейсреды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителяминачальных классов.
Таким образом, все это может быть отражено именнов долгосрочном проекте « Скоро в школу». Проекты школьной направленностиспособствуют повышению социальной и познавательной активности детей,целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых дляуспешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы реализации проекта:
Подготовительныйэтап:
— подготовить в группе необходимый материал дляпознавательной и продуктивной деятельности (работа кружков «Букваренок» и«Логик – лайк», разработка конспектов образовательной деятельности, бесед ит.д.);
— подготовить домашнее задание для родителей,собрать необходимую информацию и оформить её;
— помощь со стороны родителей в подборелитературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
— сотрудничество со школьной библиотекой иучителями начальных классов.
Основнойэтап. Реализация проекта:
В начале проекта проводится обследование детей.
Форма обследования: индивидуальная
В ходе реализации проекта задачи решаются впроцессе:
1. Образовательной деятельности с детьми.
2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.
3. Самостоятельной деятельности детей.
4 Активной работы с родителями.
1.Образовательная деятельность с детьми:
•Ознакомление с окружающим
«Экскурсия в общеобразовательную школу»(посещение музея, знакомство с учителем, просмотр презентаций,исследовательская деятельность) «Что такое школа?», «Школьные профессии» и т.д.
— Занятие по эксперементально-исследовательскойдеятельности в подготовительной группе «Скоро в школу нам шагать – что тамбудем изучать?»
•Развитие речи:
— «Почему я хочу учиться в школе!»(монологический рассказ),
— «Басни учат!»
— «Каким будет мой первый день в школе?»(фантазийный рассказ)
— Дидактические игры на развитие речи и т.д.
•Лепка: «Лепим буквы», «Мы школьники!»
• Рисование: «Я в школе!» (диагностическое,в начале и конце проекта)
«Кем я хочу быть!», «Мой будущий портфель»
•Социальный мир: «Кто такиепервоклассники?», экскурсия в школу, в библиотеку, цикл обучений «Началомудрости» (анализ и заучивание пословиц, рассказов, сказок, притч), знакомствос понятиями «честность, трудолюбие, ответственность, учение, милосердие» и т.д.
•Математика:
— «Работа в тетради в клеточку»,
— Математическая викторина (скороговорки ипословицы о цифрах, замысловатые вопросы)
— Цикл игровых занимательных занятий,математических головоломок и т.д.
• Занятия в математическом кружке «Логик-лайк» ив кружке по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок».
• Индивидуальные занятия с педагогом логопедом.
2.Совместная деятельность ребенка с взрослыми
• Общение «Я в школе!», «Моя перваяучительница!», «Каким я буду первоклассником?»;
• Беседа «Школьная форма», «Какие предметыпомощники в школе?»,
• «Я хочу играть!», «Правила поведения сосверстниками», «Школа прошлого и настоящего»
Ручнойтруд
— «Закладки для книг», «Книжки – малышки»,«Тетради», «Стаканчики для карандашей» (оригами);
— Чтение художественной литературы.
— Развивающие игры по обогащению словаря,грамматике, логике, развитию внимания и памяти:
— «Составим цифры из счётных палочек»,
— «Диктанты по клеточкам»,
— «Штриховка», «Тушевка»,
— «Встреча с ученицей школы»
— «Просмотр мультфильмов на школьную тему»
— «Мультимедийные презентации о школе»
— Час загадок и ребусов о школе
— Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?»,
— «Игровая переменка»,
3.Самостоятельная деятельность детей
— Сюжетно ролевая игра «Школьная жизнь»,«Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики» (рисования…);
— Режиссерские игры « Школьная переменка», «Нашкласс»
— Художественное творчество на тему,персональные выставки.
4.Активная работа с родителями
— Встреча с учителем — Презентация «Какподготовить ребенка к школьному обучению?»;
— Памятка «Психологическая готовность ребенка кшколе!»
— Памятка «Социальная готовность ребенка кшколе»
— Консультация «Как привить любовь к книге?»
— Консультация «Компьютер: польза или вред?» ит.д.
— Консультация логопеда.
— Папка «Скоро в школу?», «Модель выпускника!»
— Папка «Развивающие игры по развитию речи»
— Памятка «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7лет!»
— Мотивация ребенка к обучению в школе.
— Родительское собрание « Готовность к школеродителей и детей!»
— Консультация логопеда по подготовке к школе.
— Практические занятия с детьми
В конце проекта провести повторное обследованиедетей. Форма обследования та же: индивидуальная, групповая.
Организовать для родителей фотовыставку – отчёт:«Мы хотим в школу!», где можно увидеть проделанную работу по проекту.
Заключительныйэтап.
— Презентация проекта, распространение опытапроектной деятельности;
Ожидаемыйрезультат:
— у детей сформирована мотивационная готовностьк школе;
— повышение компетентности родителей в вопросахпредшкольной подготовки;
— благоприятное течение адаптационного школьного периода.