государственное бюджетное образовательное учреждение Самарскойобласти
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа Чапаевск Самарской области
«Рассмотрено» Протокол № 1 от 30.08.2019 Руководитель УМО учителей истории и обществознания __________/ М.В. Селезнёва
|
«Проверено» 30.08.2019 Зам. директора по УВР __________/С.В. Лужанская |
«Утверждаю» Приказ № 239 от 30.08.2019 Директор школы __________/И.М. Филатова |
Долгосрочный воспитательный проект
по патриотическому воспитанию
«Помним! Чтим! Гордимся!»
Автор: Шанина ЕленаАлександровна,
учитель истории и обществознания
1. Актуальность проекта.
«Утратив патриотизм, связанные с нимнациональную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ,
способный совершать великие поступки»
В.Путин
Современное общественное развитие России остро поставилозадачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел всфере патриотического воспитания подрастающего поколения.
Программа патриотического и гражданского воспитания подрастающегопоколения все чаще определяется как одна из приоритетных в современноймолодежной политике. Это означает, что нам, Россиянам, исключительно важно,каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли– роль гражданина и роль патриота.
Главной целью стандартов «нового поколения» являетсявоспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего своюсопричастность к судьбам Родины.
Актуальностьпроекта бесспорна: в 2021 году исполнится 75 лет со Дня Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветераны, некогдаходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями,нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидетьнемногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями нагруди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующиенити с прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютногонезнания исторической правды представителями «потерянного» поколения,которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому,ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобыне было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
Программа активизирует целенаправленный процесс развитияактивного и заинтересованного отношения к отечественной истории, ориентирует наформирование и развитие у детей духовности, нравственности, патриотизма,готовности и способности отдать силы и талант на благо общества и государства.Доказывает, что воспитание историей на подвигах героев Великой Отечественнойвойны, на подвигах и героических поступках наших современников являетсярезультативным направлением патриотического воспитания.
Актуальностьразработки программы подтверждается и событиями последнего времени, а это:
·экономическая дезинтеграция;
·социальная дифференциацияобщества;
·девальвация духовныхценностей.
Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданскоговоспитания.
Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательнаяработа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности иактивной социальной позиции учащихся.
2. Цель и задачи программы
Цель проекта: формирование у обучающихсягражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной ихсоциализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей вактивную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
· развиватьпатриотические чувства и сознание обучающихся;
· воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности,определяющие модель их жизненного поведения;
· сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
· изучатьгероическое прошлое нашей страны;
· воспитыватьчувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человекродился и вырос;
· подготовиться к достойной встрече Дня Победы;
· совершенствованиеценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий длясамовыражения обучающихся, их творческой активности;
· формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальныеусловия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приноситьпользу обществу и государству;
· утвержденияв сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов иубеждений.
3. Методологическая основа реализации проекта:
Нормативно-правовой основой разработки программы являютсяследующие документы:
· Концепциядуховно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России / (А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Документыфедерального уровня
· Федеральныйзакон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Федеральныйзакон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации».
· Федеральныетребования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,воспитанников: утв. Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
· Федеральныйзакон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в РоссийскойФедерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
· Государственнаяпрограмма Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,утвержденная Правительством Российской Федерации 22.11.2012 года № 2148 и др.
УказыПрезидента Российской Федерации
· Национальнаяобразовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена ПрезидентомРоссийской Федерации от 04.02.2010 г., Пр-271.
РаспоряженияПравительства Российской Федерации
· Стратегия развития воспитанияв Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ,Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.
· Стратегия государственноймолодежной политики в Российской Федерации, Распоряжение ПравительстваРоссийской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р.
· Государственная программа«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»,утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.Приказы министерств и ведомств Российской Федерации
· Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования, приказ МинобрнаукиРоссии от 06.10.2009 №373.
· Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования, приказ МинобрнаукиРоссии от 17.12.2010 №1897.
· СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения вобщеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
· Профессиональный стандартпедагога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18октября 2013 г. № 544н. Документы регионального уровня
· Послание ГубернатораСамарской области Губернской Думе. – Самара, 2013, 2014, 2015,2016, 2017, 2018,2019
4. Особенности организацииобразовательного процесса.
В ходе реализации долгосрочнойпрограммы, придерживаемся следующей воспитательной цепочке:
· Любовь кродителям, родному дому, к родным и близким людям.
· Воспитаниеи уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа,стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилоговозраста).
· Любовь кродной природе (охрана окружающей среды)
· МояРодина — Россия. Мой город – Чапаевск (расширение представлений о нашей Родине– России, воспитание любви к своей “малой” родине — Самарская область -Россия).
· Человек –защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины,формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам,гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Формы организации коллективно – творческой деятельностиучащихся
КТД, как вид социальнойдеятельности детской группы, направленный на создание нового продукта, представляетмножество возможностей для воспитания гражданственности, патриотизма, восторженностик Родине, стремление быть похожими на героев Родины.
В качестве действенных форм,направленных на развитие чувства патриотизма возможно использовать следующиеактивности:
1)Проект «Патриоты России»;
2)Концертная программа «Этот ДеньПобеды…», «А ну – ка парни…»
3)Организация митинга ко Дню Победы;
4)Деятельность волонтёрского отряда«Союз добрых сердец»
5)Игра «Зарница»;
6)Конкурс патриотической песни«Поклонимся великим тем годам!»,
фестиваль солдатской песни «Вернусья, мама!», «Я люблю тебя, Россия!»,
«Пою моё Отечество»;
7)Конкурс чтецов»ВеликаяОтечественная война»;
8)Создание «Книги памяти».
9)Конкурсы рисунков и плакатов «ГероиВеликой Отечественной войны»;
10) Ежегодные соревнования ко днюЗащитников Отчества «12 подвигов
Геракла»;
Также в ходе реализации программыиспользуются следующие формы работы с учащимися:
Фронтальная: работа педагога со всемиучащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.)
Коллективная: организация творческоговзаимодействия между всеми учащимися одновременно (создание коллективногоработы, репетиции, литературно – музыкальные мероприятия, мероприятия,посвященные знаменательным датам)
Групповая: организация работы(совместные действия, взаимопомощь) в малых группах, для выполненияопределенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вкладкаждого учащегося.
Индивидуальная: организуется для работы ссолистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков
Формы организации учебногозанятия -беседа, практическое занятие, знакомство с интересными людьми, посещениемузеев, виртуальные экскурсии; уроки мужества, показ и обсуждениенаучно-популярных, документальных и художественных фильмов, презентаций навоенно-исторические темы, конкурсы, викторины, экскурсии, интерактивно-игровыемероприятия; литературно-музыкальные мероприятия, концерты к знаменательнымдатам;
Методы обучения – словесный, наглядно-практический,объяснительно- иллюстративный, игровой.
5. Принципы, положенные воснову массовых мероприятий
Деятельность педагогов в процессереализации программы осуществляется с учётом ряда принципов:
· гуманизации:отсутствиепрямого принуждения, приоритет положительного стимулирования;
· нравственнойнаправленности и культуросообразности: формирование способностей и установкивоспитанников на потребление и сохранение культурно- исторических ценностей;
· природосообразности:построениепедагогического процесса соответственно возрастным особенностям и интересамвоспитанников;
· наглядности:применениеразнообразных иллюстраций, наглядных пособий, ИКТ.
6. Взаимодействие сродителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость прирешении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьейучащихся. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувствогордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости.В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им,усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
7. Сроки иэтапы проекта
Проект реализуется с 1 сентября 2019 года по 31мая 2024 года
Название этапа |
Цели и задачи |
I этап Подготовительный
|
Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
|
II этап Внедрение .
|
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание патриотического воспитания. 3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом. 5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 6. Проводить мониторинг реализации программы.
|
III этап Отслеживание и анализ результатов
|
Цель: анализ итогов реализации проекта. Задачи: 1. Обобщить результаты работы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 3. Спланировать работу на следующий период.
|
7. Ожидаемые результаты проекта.
Реализацияпроекта будет способствовать:
· повышение ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;
· совершенствованиюдействующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающегопоколения;
· использованиюэффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебнойдеятельности школы.
Ожидаемыерезультаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результатереализации проекта ожидается:
· обогащениесодержания гражданско-патриотического воспитания;
· вовлечениев систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектовобразовательной деятельности;
· повышениеинтереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
· приобщениеобучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
· вовлечениеобучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческуюдеятельность;
· впознавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
· висторико- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
· всоциальной: способность к самореализации в пространстве российскогогосударства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение нормправового государства;
· вдуховно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов,ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретныеожидаемые результаты реализации проекта:
· Созданиеинформационного стенда по патриотическому воспитанию.
· Развитиеу учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
· Формированиеу школьников готовности к защите Родины.
· Воспитаниеуважения школьников к подвигу ветеранов войны.
· Активизациятворческого потенциала школьников.
· Развитиеинтереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
· Сохранениеи укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективностидеятельности по охране здоровья учащихся.
· Привлечениеобщественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
8. Оценка эффективностипроекта
Оценка эффективностиреализации проекта осуществляется на основе использования системы объективныхкритериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовныепараметры:
1. сформированность гражданскихнавыков:
— умение работать идействовать индивидуально и в коллективе;
— знание своих прав иобязанностей и умение их использовать;
— умение принимать и защищатьсвои решения;
— готовность к участию вобщественных делах;
— готовность к образованию;
2. сформированностьосознанного отношения к базовым ценностям:
— патриотизм и любовь кРодине;
— права и свободы человека игражданина;
— знание символики РоссийскойФедерации;
— национальное самосознание;
— уважение чести идостоинства других граждан;
— гражданственность.
Количественные параметры:
1. включенность каждогошкольника в воспитательные ситуации;
2. качество школьныхотношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю,классу, совместным делам);
3. участие в поисково-исследовательской работе;
4. участие в школьных имуниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
5. Количество мероприятий,проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию
6. Участие в региональных ифедеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей
7. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх
